Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая борьба внутри ИНК и деятельность КПИ в 1950–1960 годы



2019-08-13 242 Обсуждений (0)
Политическая борьба внутри ИНК и деятельность КПИ в 1950–1960 годы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Не прекращавшиеся массовые движения, сложная внутриполитическая ситуация, с одной стороны, давление извне – со стороны буржуазии Англии и США – с другой, оказывали значительное влияние на положение внутри партии Индийский национальный конгресс. После достижения политической независимости перед Индией встала историческая задача проведения глубоких экономических, социально-политических и культурных преобразований по перестройке колониально-феодальной экономической и социальной структуры, ликвидации народнохозяйственной и культурной отсталости и созданию современной диверсифицированной экономики как основы суверенного развития. В руководстве Национального конгресса определились два подхода к решению этих проблем. Одна линия – всемерное и ограниченное развитие частнокапиталистического предпринимательства, компромисс с феодально-помещичьим классом и князьями, подавление борьбы трудящихся и ориентация во внешней политике на западные страны – была представлена в руководстве Конгресса правой группировкой во главе с В. Пателем, заместителем премьер-министра и министром внутренних дел. Другая линия – преимущественное развитие государственного сектора, внесение планового начала в систему государственного регулирования развития национальной экономики, постепенное проведение антифеодальных аграрных и других преобразований, осуществление определенных мер по улучшению жизни трудящихся и следование нейтралистскому, антиколониальному по своей сущности курсу во внешней политике – была отражена в программных установках Джавахарлала Неру. Эта линия была активно поддержана центристскими и левыми группировками в руководстве правящей партии и центральных органах законодательной и исполнительной власти.

Борьба между сторонниками этих двух курсов развития Индии и определяла внутреннее положение в Национальном конгрессе. Неру, несмотря на противодействие консервативных сил, еще в первые послевоенные годы в значительной мере удалось осуществить намеченный им политический курс. Однако политический вес и влияние В. Пателя, ставшего вторым лицом в правящей партии и государстве, неуклонно возрастали, чему, в частности, весьма способствовала его личная роль в укреплении административного аппарата, сохранении единства страны и консолидации национальной государственности. Патель был кумиром буржуазно-помещичьих кругов, «сильным человеком» в правительстве Индии. Усиление влияния Пателя и его группы стало заметно после того, как на съезде Конгресса, состоявшемся осенью 1950 года в городе Насике, президентом Конгресса был избран его сторонник П. Тандон. Обстановка как в руководстве, так и в местных организациях правящей партии осложнилась. В результате несколько левых групп, образовавших Крестьянско-рабочую партию и партию Народный конгресс, вышли из Конгресса. Внутри Конгресса левая оппозиция оформилась в Демократический; фронт. В июне 1951 года в Патне состоялся учредительный съезд новой общеиндийской мелкобуржуазной партии – Кисан маздур праджа парти. Она образовалась путем объединения, вышедшего из Конгресса Демократического фронта во главе с лидерами А. Крипалани и Р.А. Кидваи с некоторыми организациями Крестьянско-рабочей партии и Народного конгресса. Выход из Конгресса некоторых левых группировок, с одной стороны, кончина в декабре 1950 года В. Пателя – с другой, ослабили как крайне правое, так и левое крыло в руководстве партии, что объективно способствовало укреплению положения центристов во главе с Джавахарлалом Неру. Однако влияние правых в центральных органах партии, группировавшихся вокруг председателя Национального конгресса П. Тандона, оставалось весьма значительным. Только в сентябре 1951 года Рабочий комитет Конгресса в предвидении приближавшихся первых всеобщих выборов в законодательные органы страны и учитывая громадную общенациональную популярность Джавахарлала Неру избрал его на пост председателя партии.

Одновременно с поляризацией сил внутри Национального конгресса и образованием новых мелкобуржуазных политических организаций усилился процесс дальнейшего размежевания в лагере левой оппозиции. В апреле 1951 года из Социалистической партии выделилась группа левых социалистов во главе с Аруноп Асаф Али, которая решительно выступила против правого оппортунизма Джайпракаш Нараяна и других лидеров партии, за сотрудничество с коммунистами. В стране стали создаваться более благоприятные условия сотрудничества коммунистов и мелкобуржуазных революционных демократов. Этому способствовали изменения, происходившие в коммунистическом движении Индии. Левосектантский уклон, а также репрессии со стороны органов власти нанесли серьезный ущерб коммунистическому движению, связям коммунистов с массами. К началу 1951 года численность компартии уменьшилась более чем втрое и составляла всего 25 тыс. человек. Однако здоровые силы внутри партии развернули борьбу за преодоление левосектантского уклона. Уже в мае 1950 года состоялся пленум ЦК Компартии Индии, избравший новый, временный состав Центрального Комитета. Новое Политбюро ЦК разработало и опубликовало в апреле 1951 года проект программы партии, в которой был намечен курс на создание широкого антифеодального и антиимпериалистического фронта, включавшего национальную буржуазию, под руководством рабочего класса и его партии. Проект программы нацеливал, на осуществление антифеодальных, антиимпериалистических преобразований. В марте 1948 года собрался второй съезд коммунистической партии Индии. Со времени первого съезда численность партии сильно выросла, еще больше выросло её влияние. Партия не только стала руководить крупнейшими рабочими организациями и стачечной борьбой рабочего класса, но она играла ведущую роль и в крестьянском движении. Съезд партии осудил правонационалистические ошибки, допущенные руководством Центрального комитета был избран один из основателей компартии Индии – старейший деятель профсоюзного движения Ранадив. В качестве основной задачи второй съезд коммунистической партии Индии выдвинул создание демократического фронта для борьбы против англо-американского империализма и перешедшего в его лагерь буржуазного правительства Индии. Основными пунктами программы демократического фронта были намечены следующие: полное отделение от Британской империи и создание демократического правительства Индии; ликвидация помещичьего землевладения без компенсации; национализация крупной промышленности и в первую очередь всех предприятий, принадлежащих иностранному капиталу; национализация банков; установление рабочего контроля на предприятиях; обеспечение минимума заработной платы и установление 8-часового рабочего дня; право на самоопределение, вплоть до отделения для всех национальностей Индии и превращение Индийского союза в добровольный союз автономных национальных провинций. Во внешней политике съезд потребовал полного разрыва с англо-американским блоком агрессоров, сближения Индии с Советским Союзом и другими демократическими миролюбивыми странами

Положительные изменения в программных установках и тактике индийских коммунистов способствовали дальнейшему развертыванию массового движения в стране. Работа коммунистов и сотрудничавших с ними демократов в массовых организациях трудящихся была несколько облегчена в результате того, что в середине 1950 году наметился известный поворот во внутренней политике правительства Неру к большей демократизации общественной жизни. С лета 1950 года начали постепенно освобождать из тюрем арестованных коммунистов, осенью того же года был снят запрет с деятельности компартии и некоторых массовых организаций в штате Мадрас, а с января следующего года – в штате Западная Бенгалия. Активизировалась деятельность руководимых коммунистами крестьянских союзов, в особенности после легализации в августе 1951 года. Всеиндийского кисан сабха. За короткий срок в его рядах снова оказалось свыше 800 тыс. человек. Наряду с местными отделениями Всеиндийского крестьянского союза, находившегося под руководством коммунистов, в деревне в конце 40-х – начале 50-х годов действовали также другие крестьянские организации. В шести штатах были созданы кисан сабха, руководимые социалистами, но подлинно массовыми они были лишь в двух штатах – Бихаре и Уттар Прадеше. В марте 1949 года провинциальные кисан сабха были объединены в общеиндийскую организацию – Индийский крестьянский совет. Несколько позднее Хинд кисан панчаят слился с крестьянскими организациями, руководимыми крестьянскими демократами С.С. Сарасвати, Я. Шармой и другими, образовав Самъюкта кисан сабха. Основное влияние этого союза распространялось на Бихар, Уттар Прадеш, отдельные округа Западной Бенгалии и других штатов. Национальный конгресс в своей работе в деревне в основном опирался на местные партийные организации, а также на созданный еще во время войны Н.Г. Рангой Национальный крестьянский конгресс. Он ориентировался на зажиточную верхушку крестьянства и наибольшим влиянием пользовался на юге страны. Индийская крестьянская конференция поддерживала аграрную политику Национального конгресса.

Основным направлением организованного крестьянского движения была борьба за скорейшее осуществление и радикализацию обсуждавшихся в законодательных собраниях штатов законопроектов об отмене системы заминдари. Во всех штатах проходили массовые митинги и демонстрации, составлялись и направлялись в органы законодательной и исполнительной власти петиции, содержавшие требования крестьян. Массовые выступления крестьян нередко заканчивались столкновениями с полицией. Наряду с борьбой крестьянства за землю вторым важнейшим направлением как организованного, так и стихийного крестьянского движения была борьба за улучшение условий аренды. В предвидении аграрных реформ помещики-заминдары стали проводить массовый сгон с земли арендаторов с правами постоянной аренды, чтобы расширить площадь земель, сдававшихся в аренду издольщикам. Эти земли по законам об аграрной реформе сохранялись за землевладельцами. Сопротивление крестьян перерастало в вооруженные столкновения с помещиками, и поэтому в некоторых штатах местные правительства издали специальные указы, запрещавшие заминдарам сгон с земли крестьян-арендаторов. Под давленном выступлений крестьян-издолыциков, самой бесправной и эксплуатируемой части арендаторов, в большинстве штатов в конце 40-х – начале 50-х годов были приняты законы, регулировавшие арендные отношения: устанавливались максимальные ставки платы, ограничивавшие право землевладельца на сгон арендатора с арендуемого участка. Однако это законодательство почти не было осуществлено вследствие сопротивления землевладельцев, связанных с местным административно-налоговым аппаратом, а также слабой политической организованностью, низким уровнем классового сознания массы крестьян-арендаторов. Поэтому кисан сабха, руководимые коммунистами, повсюду проводили массовые агитационные кампании и другие формы работы среди арендаторов с целью информировать их о принятом арендном законодательстве и поднять на борьбу за ограничение феодальной эксплуатации. В отдельных районах страны началась организованная борьба сельскохозяйственных рабочих, направляемая специально созданными союзами, которые выступили с требованиями повышения поденной заработной платы и улучшения условий труда. Однако борьба сельского пролетариата носила локальный и ограниченный характер и занимала весьма незначительное место в общем потоке аграрного движения. В рабочем движении начала 50-х годов наряду с экономическими стачками, направленными против капиталистической рационализации и за повышение заработной платы, важное значение имели выступления профсоюзов за соблюдение предпринимателями законов о труде, изданных в 1948 году. В деятельности профсоюзов все большее место стали занимать вопросы отношений с предпринимателями и правительственными органами, контролировавшими осуществление рабочего законодательства. В 1950 году был опубликован законопроект, фактически устанавливавший правительственный контроль над деятельностью профсоюзов, однако его проведение было сорвано вследствие мощного протеста организованного рабочего класса.

На развитии стачечной борьбы в эти годы отрицательно сказалось тяжелое продовольственное положение, сложившееся в стране в 1951–1953 года, рост дороговизны: в условиях серьезных материальных лишений рабочим было трудно проводить длительные стачки. Поэтому наблюдались значительные колебания в общем числе потерянных рабочих дней – от 13 ашн. в 1950 году до 3–4 млн. в 1951–1954 года. Отрицательно на борьбе рабочего класса сказался также раскол профсоюзного движения и левосектантский уклон в работе профсоюзов, руководимых коммунистами. Несмотря на серьезные трудности объективного и субъективного характера, массовые выступления рабочих, крестьян, мелкой городской буржуазии оказали влияние на исход первых всеобщих выборов, явившихся важным событием внутриполитической жизни Индии после провозглашения республики.

Первые всеобщие выборы в такой обширной стране, как Индия, не обладавшей к тому же ни достаточным административным персоналом, ни опытом буржуазного парламентаризма, проводились не одновременно. Они проходили с 25 октября 1951 по 24 февраля 1952 года. Развернувшаяся в 1951 году предвыборная кампания способствовала активизации различных политических организаций и выявила расстановку социально-политических сил. Уже накануне выборов было очевидно, что в своей популярности среди массы избирателей, впервые шедших к избирательным урнам, Национальный конгресс далеко опередил все другие политические организации. Это определялось как исторической ролью Конгресса, приведшего национальную революцию к победе, его положением правящей партии, так и своеобразием Конгресса как массовой политической организации. Национальный конгресс, оставаясь крупнейшей и наиболее влиятельной партией национальной буржуазии, в значительной мере сохранял характер общенациональной организации, опиравшейся на широкие слои городской мелкой буржуазии и крестьянство. В программных установках и тактической линии партии учитывались, прежде всего, интересы этих классов. В руководстве конгрессистских организаций также были представлены различные мелкобуржуазные слои. Эти особенности организационно-политической структуры Конгресса как партии весьма способствовали сохранению его массовой базы. Национальный конгресс находился как бы в центре спектра политической жизни Индии, правую часть которого образовали различные партии феодальной и коммуналистической реакции. Наиболее влиятельными среди них были Рам раджья паришад, созданное бывшими князьями, Хинду маха сабха – старейшая организация индусского коммунализма и возникший накануне выборов Джан сангх, опиравшийся в основном на индусскую торговую буржуазию и шовинистически настроенную часть городских средних слоев

Эти, а также другие организации правой оппозиции в основном представляли интересы феодально-помещичьих и торгово-ростовщических слоев в индийском обществе. На левом фланге находилась успешно восстанавливавшая свое влияние Компартия Индии, революционно-демократические партии «Форвард блок», Революционно-социалистическая, Рабоче-крестьянская партия Махараштры и некоторые другие. Революционно-демократические партии действовали в пределах отдельных штатов и не имели общеиндийского характера. В их идеологии элементы марксизма своеобразно сочетались с мелкобуржуазным социализмом и гандизмом. Своего рода «левый центр» состоял из мелкобуржуазных Социалистической партии и Кисан маздур праджа партии. Для политики этих партий, на идеологию которых значительное влияние оказала западная социал-демократия, весьма характерными были антикоммунизм и враждебность к социалистическим странам.

Всего в предвыборной борьбе приняло участие около 80 политических партий. В партийно-политической структуре Индии, для которой характерно: множество организаций с ограниченным влиянием в пределах одного штата или даже отдельных районов внутри штата; сложное переплетение революционно-демократической и буржуазно-националистической идеологии и политики; слабая расчлененность буржуазных и мелкобуржуазных интересов; значительная роль религиозных, кастовых и региональных моментов в возникновении и деятельности политических организаций, достаточно адекватно отражалась социально-классовая структура индийского общества, переходного по своему типу, в котором основное место занимают мелкобуржуазные слои и группы, наличествуют классы, представляющие разлагающийся феодальный уклад. На политическую жизнь Индии налагала отпечаток специфика самой формирующейся индийской буржуазии, основные группы которой состоят из мелких предпринимателей, часто представляющих местные, национальные и региональные интересы, а также значительная роль таких традиционных социальных институтов, как каста и религия. Накануне выборов правосоциалистические лидеры рассчитывали на то, что им удастся ликвидировать своего рода политическую монополию Конгресса и создать в стране сильную оппозицию, претендующую на власть. Однако действительность опрокинула эти расчеты. Выборы показали, что основная масса избирателей пошла за Конгрессом, а в качестве основной оппозиции Конгрессу слева выступила компартия в блоке с некоторыми революционно – демократическими партиями. Коммунистам удалось создать единый фронт в некоторых штатах: Западной Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Мадрасе и Траванкур-Кочине. Правосоциалистические партии, а также партии коммуналистской реакции потерпели крупное поражение. На выборах в парламент Национальный конгресс получил 44,5% голосов и 74,3% мест, компартия и ее союзники – 6,7% голосов и около 10% мест. Правые социалисты собрали 12,6% голосов, но получили менее 5% мест, а три реакционные партии – Хинду маха сабха, Рам раджья паришад и Джан сангх получили лишь 4,8% голосов и 10 мест. Таким образом, Конгресс получил возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Масса избирателей шла за партией Ганди и Неру, веря в выполнение ею программы социально-экономических преобразований, изложенных в избирательной программе. В целом выборы показали определенную левую ориентацию общественного мнения страны. Компартия, насчитывавшая около 30 тыс. членов, получила поддержку около 6 млн. избирателей. Особенно сильные позиции она завоевала в Западной Бенгалии и в южных штатах – Мадрасе, Хайдарабаде, Травашкур-Кочине, аде ее базой были массовые крестьянские организации.

Выборы дали в руки правящей партии мандат на проведение программы экономических и социальных реформ, направленных на перестройку колониально-феодальной структуры.

 




2019-08-13 242 Обсуждений (0)
Политическая борьба внутри ИНК и деятельность КПИ в 1950–1960 годы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая борьба внутри ИНК и деятельность КПИ в 1950–1960 годы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)