Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индия в 60–70-е год ы : углубление противоречий внутреннего развития



2019-08-13 240 Обсуждений (0)
Индия в 60–70-е год ы : углубление противоречий внутреннего развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В развитии внутриполитической ситуации в Индии в 60-х годах немаловажную роль продолжали играть этнические и языковые проблемы. Особенно остро она проявилась в штатах, где национальные меньшинства образовали компактные и значительные группы населения. В 1960 году законодательное собрание штата Ассам приняло решение заменить английский язык ассамским в качестве официального языка штата. Это решение вызвало бурную реакцию со стороны проживающих там бенгальцев. Одновременно в Ассаме усилилось движение за национальную автономию крупных этнических групп – формировавшихся народностей: нага, кхаси, микир, гаро, лушаев, мизо. Выступления кхаси, лушаев, и других этнических групп увенчались выделением в 1972 году из Ассама нового штата – Мегхалайя. Дальнейшая консолидация различных этнических общностей многонациональной Индии, становление индийских наций, рост на этой основе местного национализма – все эти процессы усложняли проблему государственного языка. Вопрос о государственном языке в Индии являлся частью проблемы межнациональных отношений.

В обществе, где религиозные институты до настоящего времени играют решающую роль в формировании идеологии огромного большинства населения, конфликты на религиозной почве имели самодовлеющее значение. Однако наиболее частыми и наиболее острыми они были в тех городах и местах, где мусульмане составляли компактные группы среди торговцев, ремесленников, средних слоев, включая интеллигенцию. Солидарность и взаимопомощь, основанные на религиозной и кастовой общности, до настоящего времени продолжают играть решающую роль и мире бизнеса, и в мире чиновничества, и среди лиц свободных профессий. В этих условиях конфликты между отдельными группами торговцев и тому подобное, принадлежавших к различным религиозным общинам, часто выливались в индусско-мусульманские столкновения. Подобный характер имели почти все крупные индусско-мусульманские столкновения. Развертыванию индусско-мусульманских религиозных конфликтов, несомненно, способствовал индо-пакистанский пограничный конфликт, перешедший в войну между двумя государствами. К началу 1965 года спор из-за Кашмира вспыхнул с новой силой. В январе этого года произошло перестрелка между пограничными патрулями на южном участке западной индо-пакистанской границы – в спорном районе полупустынной местности Катчского Рана. После того как с обеих сторон были подтянуты подкрепления, в апреле произошел более серьезный инцидент, сопровождающийся артиллерийской дуэлью. В Кашмире вспыхнули беспорядки, спровоцированные группами, связанные с экстремистскими кругами в Пакистане. Индийские войска в Кашмире вошли в соприкосновении с пакистанскими военными подразделениями и заняли горные проходы на территории Кашмира. В сентябре начались вооруженные столкновения, в бой были введены танковые подразделения и авиация. Как в Индии, так и в Пакистане было объявлено состояние войны. Решающую роль в прекращении конфликта сыграл Советский Союз, еще в августе выступил с мирной инициативой. В послании главам правительства Индии и Пакистана от 17 сентября 1965 года Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин выдвинул предложение о добрых услугах в урегулировании конфликта. Это предложение было принято и военные действия были прекращены. В 1966 г. в Ташкенте были проведены переговоры между Лалом Бахадуром Шастри и Айюб-ханом, в которых по просьбе обоих сторон принял участи А.Н. Косыгин. В результате 11 января была подписана Ташкенская декларация политического урегулирования, которая открывала путь к нормализации отношений между обеими странами. Но эта весть была омрачена сообщением о кончине в Ташкенте вскоре после подписания Декларации Лала Бахадура Шастри. Смерть премьер-министра послужила поводом для нового обострения внутриполитического положения в стране.

После состоявшегося в апреле в 1961 году VI съезда Компартии Индии расхождения внутри партийного руководства усилились. Эти разногласия проявились со всей очевидностью осенью 1962 года в период обострения индийско-китайского пограничного конфликта. Центром притяжения всех оппозиционных большинству Национального совета сил стала фракция внутри организации КПИ в Западной Бенгалии. Оппозиционная фракция, действовавшая с этого времени открыто, включала лидера коммунистической группы в законодательном собрании штата Джоти Басу, секретаря организации КПИ в штате Промоде Даса Гупту, секретаря западно-бенгальского отделения Всеиндийского крестьянского союза Х.К. Конара. Раскол КПИ, фактически начавшийся в конце 1962 года, завершился к октябрю 1964 года. Смерть Л.Б. Шастри вызвала новый взрыв противоречий в руководстве правящей партии. Впервые в истории Конгресса на пост премьер-министра было выдвинуто две кандидатуры: Индира Ганди, дочь Неру, – от центристской и левой фракции и Морарджи Десаи – от правой фракции. После ожесточенной борьбы внутри парламентской фракции Конгресса большинством голосов премьер-министром была избрана И. Ганди. В мае 1967 года большинство местных партий бывших конгресистов образовали новую общеиндийскую партию «Бхатрия кранти дал». Произошли изменения и в объединенной социалистической партии. Принятая в 1966 году ОСП программа конкретных социально-экономических преобразований в основном совпадала аналогичными программами КПИ. Всеобщие выборы в Индии в 1967 году продемонстрировали степень влияния политических партий на избирателей, а так же их политический вес в парламенте по сравнению с выборами 1962 года. Наиболее существенно изменилось положение Национального конгресса. Было покончено с длительной монополией Конгресса на власть. Начался процесс замещения однопартийной системы правления, действовавшей в интересах имущих классов, двухпартийной или многопартийной.

И. Ганди выдвинула в 1967 году «10 пунктов» программу прогрессивных социально-экономических преобразований, в 1969 году провела национализацию 14 крупнейших частных банков. На выборах в 1969 году нового президента Индии вместо умершего З. Хуссейна вновь победила левоцентристская группировка Конгресса, выдвинувшая своим кандидатом ветерана профсоюзного движения Индии В.В. Гири. В феврале 1970 года была подтверждена сфера государственного предпринимательства, установленная в Резолюции о промышленной политике 1956 году с учетом изменений за последующие 15 лет. В марте того же года под государственный контроль был поставлен импорт ряда товаров, было объявлено о снижении цен на 17 важнейших видов медикаментов. Раскол в коммунистическом движении оказал отрицательное воздействие на массовое движение, однако в середине второй половины 60-х годов борьба рабочего класса продолжала нарастать. Раскол в коммунистическом движении сказался и на деятельности крестьянских организаций, развернулась борьба сельскохозяйственных рабочих. В мае 1968 года был образован находящийся под влиянием КПИ Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Насилие, включая индивидуальный террор, стало все более распространенным методом политической борьбы. В этой обстановке в широких общественных кругах усилилась тяга к политической стабильности. Прогрессивные сдвиги в социально-экономической политике правящей партии и правительства, широкая пропаганда этих сдвигов и обещания их дальнейшего развития сыграли существенную роль в успехах правящего Конгресса на досрочных выборах в 1971 году. В результате досрочных выборов в парламент, проведенных в марте 1971 года, правящая партия вновь завоевала абсолютное большинство в парламенте. Важной прогрессивной мерой было принятие закона, дававшего правительству право устанавливать контроль 64 индийские и 42 иностранные компании общего страхования, 214 угольных шахт и другие предприятия. Было объявлено о начале нового раунда аграрных реформ – о принятии нового, сниженного «потолка» частного землевладения, а так же подтвержден курс на расширение государственного контроля в различных сферах индийской экономики. Позиции Конгресса среди массы избирателей еще более упрочнились. На выборах в законодательные собрания штатов в 1972 году ИНК завоевало 48% голосов. Таким образом, рост влияния ИНК во главе с И. Ганди оказался несомненным. В результате выборов в законодательные собрания штатов в 1972 г. левые партии в целом сохранили свои суммарные позиции. КПИ получили 4,2% голосов, ВИКП получила 4,6%. Позиции социалистов несколько ослабли 4,6% голосов против 5,1% в 1967 году Проведение правительством И. Ганди ряда мер в осуществление программы прогрессивных социально-экономических преобразований свидетельствовало о начавшемся определенном сдвиге влево в расстановке политических сил.

После кратковременного слияния в 1964 году Народно-социалистической и Социалистической партий в 1965 году произошел новый раскол. Из ранее образованной Объединенной социалистической партии вышла группа прежней Народно-социалистической партии во главе с Н. Г, Горай и С.Н. Двиведи. Основная причина конфликта внутри руководства ОСП заключалась в различных позициях, которые занимали его фракции по вопросам сотрудничества с коммунистами, как в проведении массовых кампаний, так и в работе внутри законодательных органов. Правые лидеры бывшей НСП по-прежнему оставались на позициях антикоммунизма и антисоветизма, тогда как лидеры ОСП С.М. Джоши, Р. Лохия, Мадху Лимайе шли на некоторое сотрудничество с прогрессивными силами. Социалисты были также ослаблены после ухода в Конгресс группы во главе с основателем партии НСП Ашока Мехтой, который занял пост министра планирования в правительстве Индии. После раскола ОСП под ее контролем остался профцентр Хинд маздур панчаят, но более крупное профобъединение Хинд маздур сабха получило большую самостоятельность, поскольку на отдельные группировки в ее руководстве оказывали влияние соответственно ОСП, НСП, а также другие политические силы, в частности Конгресс.

Противоречия развития Индии по буржуазному пути развития складывались прежде всего в переживавшихся страной экономических трудностях. За годы независимости Индия достигла определенных результатов в экономическом развитии. Общий объем промышленного производства увеличился к середине 70-х годов более чем в 4 раза. В рамках государственного и частного секторов были созданы новые отрасли добывающей промышленности, укрепилась энергетическая база. Однако на фоне существенных сдвигов в перестройке унаследованной от колониализма экономической структуры с середины 60-х годов со все большей очевидностью стали проявляться трудности развития. Важнейшей причиной застоя в индийском промышленном развитии было сохранявшееся отставание сельского хозяйства. За годы независимости произошло определенное развитие сельскохозяйственного общий объем продукции вырос более чем вдвое, размеры посевных площадей – на 30%, площадь орошаемых земель – вдвое, средняя урожайность основных культур на – 40%. Однако база роста сельскохозяйственного производства в период развертывания «зеленой революции» с середины 60-х годов оставалась крайне узкой и охватывала не более 20% всех обрабатывавшихся земель. Это были в основном хозяйства кулаков и помещиков, которые сосредоточили в своих руках к началу 70-х годов не менее половины всех посевных площадей страны. «Зеленая революция» охватила к середине 70-х годов лишь наиболее развитые районы Северо-Западной Индии, отдельные округа в западных и южных штатах страны. Достигнутые Индией темпы прироста сельскохозяйственной продукции почти не перекрывали прироста населения. По официальным данным, в начале 70-х годов у 40% сельского и 50% городского населения прожиточный уровень был ниже «уровня нищеты», то есть расходы были на личное потребление не более 20 рупий в месяц сохранение громадного резервуара нищеты сочеталось с дальнейшим ростом имущественного неравенства. Пожалуй, нигде эти контрасты буржуазного развития не проявлялись столь очевидно, как в крупных индийских мегаполисах, особенно в Бомбее, где расширение районов трущоб шло параллельно строительству роскошных отелей и многоэтажных жилых домов для богачей-нуворишей. Кризисные явления обостряли проблему диспропорционального и дезинтегрированного развития индийской экономики. Усиливались противоречия между различными слоями и группами индийской торгово-промышленной буржуазии.

К середине 70-х годов окончательно определилась ведущая роль государственного сектора в индустриализации Индии. Доля государства во вложениях в экономическое развитие выросло с 3% в 1950–1951 годах до 48% в 1971–1972 годах капиталовложения в государственный сектор развивались опережающими темпами по сравнению с частнокапиталистическим. В начале 70-х годов общие капиталовложения в предприятия госсектора оценивались в 220 млрд. рупий, а в частный 130 млрд. рупий. В некоторых отраслях материально производства госсектор стал играть решающую роль. Непрерывное возрастание роли госсектора, а так же различных форм государственного регулирования в экономическом развитии страны вызывало нарастающую волну критики государственного капитализма со стороны частнокапиталистического предпринимательства. Вместе с тем отношение национальной буржуазии к госсектору и госкапитализму в целом было двойственным. Госсектор не воспрепятствовал процессу концентрации и централизации капитала в Индии. Меры по ограничению деятельности монополий, предпринятые в 60-х начале 70-х годов, оказались не эффективными. Наряду с укреплением позиций крупной буржуазии и ее монополистической верхушки продолжался рост мелкого капиталистического предпринимательства. В то же время мелкое производство, в котором по-прежнему было занято большее число рабочих, постепенно вытеснялось современным капиталистическим производством. Эти сложные и противоречивые процессы в экономике Индии оказывали свое влияние на внутриполитическую ситуацию.

Непрерывный рост в течении всей первой половины 70-х годов как оптовых, так и розничных цен свидетельствовал о развивающихся в стране инфляционных процессах. Только за один 1974 год розничные цены поднялись на 30%. Это тяжело ударило по широким массам трудящихся. Усилилась забастовочная борьба. Наряду с борьбой рабочего класса активизировалась деятельность организаций трудового крестьянства и сельскохозяйственных рабочих. Коммунистическая партия Индии в сотрудничестве с профсоюзными, крестьянскими, молодежными и другими массовыми организациями провела в 1972–74 годах ряд общенациональных массовых компаний, направленных на защиту экономических и политических интересов трудящихся. В течении 1973 и 1974 годов КПИ провела массовые кампании борьбы против спекулянтов, складировавших запасы продовольствия. На базе широкого недовольства народа ухудшимся экономическим положением, невыполнением Конгрессом широковещательной программы экономических и социальных преобразований активизировалась деятельность различных оппозиционных Конгрессу националистических мелкобуржуазных и буржуазных партий.

На прошедших в начале 1974 года выборах в законодательные органы собрания Уттар Прадеша, Ориссы и еще трех штатов и союзных территорий Конгресса и КПИ, снова достигшие соглашения о взаимной поддержке, опять добились успеха. Оппозицию Конгрессу стала поддерживать значительная часть городской и сельской буржуазии. В этой обстановке серьезную опасность для Конгресса представляло массовое движение, начавшееся в 1974 году в Гуджарате и Бихаре под руководством известного общественного деятеля, гандиста Джая Пракаша Нарайяна. Это движение развертывалось под лозунгами «тотальной революции». Направленной на свержение власти конгрессов в центре и на местах. В январе 1975 года в Бихаре был убит террористами министр транспорта Индии Мишра. В Дели было совершено покушение на члена Верховного суда А.Н. Райя.

В результате широкого движения масс, во главе которого шел М. Десаи, объявивший голодовку протеста, конгрессистское правительство в штате Гуджарат было смещено и введено президентское правление. Созданный по инициативе Нарайяна «Народный фронт», объединивший основные оппозиционные партии, на выборах в законодательное собрание Гуджарата. Прошедших в 1975 году, добился победы. В июне 1975 года антиконгрессистские силы в стране перешли в открытое наступление против премьер-министра Индиры Ганди. Суд постановил, что И. Ганди лишается своего депутатского места и ей запрещается занимать выборные должности в течении шести лет. Это решение И. Ганди опротестовала в Верховном суде. Главные оппозиционные партии, включая КПИ, потребовали отставки И. Ганди. Было принято решение организовать по всей стране движение гражданского неповиновения. Нарайя призывал армию и полицию к неподчинению властям. В ответ на действия оппозиции указом президента Индии Ф.А. Ахмада, избранного в августе 1974 года, 26 июня 1975 года в стране было введено чрезвычайное положение. Более 600 лидеров оппозиционной партии было арестовано. В течении 1975 года за решеткой оказалось более 30 тыс. активных членов оппозиции и движения Дж.П. Нарайяна. 4 июля деятельность 26 экстремистских организаций была запрещена.

Выступая по радио с обращение к народу И. Ганди объявила программу прогрессивных социально-экономических преобразований из 20 пунктов, которая была направлена на ускорение проведения аграрных реформ, улучшения положения сельскохозяйственных рабочих, отмен долговой кабалы. Удар нанесенный И. Ганди по оппозиции, был осуществлен на фоне улучшавшейся экономической конъектуры. По официальным данным, к осени 1976 году было отчуждено более 1 млн. га «земельных излишков» и распределено среди безземельных и малоземельных крестьян. Около 7 млн. сельскохозяйственных рабочих получили землю для постройки жилищ. Указами президента был объявлен мораторий на сельскую задолженность и отмены отработки за долги. Постепенно стали выявляться отрицательные последствия чрезвычайного положения. Предприниматели не выполняли решений о «мире в промышленности» – локауты, снижение заработной платы стали обычным явлением. Была введена цензура, ограничена свобода печати, принятая 42-я поправка к конституции хотя и объявила Индию «социалистической республикой», но была направлена на усиление исполнительной власти в ущерб законодательной и судебной.

Прошедшие в марте 1977 года выборы в парламент привели к победе блока «Джаната партии», получившего абсолютное большинство в Намежду одной палате. И. Ганди ушла в отставку, премьер-министром стал Чандра Шек хар. Страна вступила в сложный период перегруппировки политических сил. Усилилась борьба между сторонниками и противниками И. Ганди в Конгрессе, которая привела к формальному расколу партии в январе 1978 году и образованию двух общеиндийских конгрессистских организаций во главе Индирой Ганди и Брахманандом фракций Редди. Появились центробежные тенденции и в новой правящей партии. Стали делаться попытки добиться взаимопонимания и сотрудничества политически разобщенных левых сил – КПИ, КПИ, левых фракций в Конгрессе, «Джанате» и других партиях.

Таким образом, положение ИНК во второй половине 70-х годов серьезно осложнилось. Усиление экономических трудностей, расширение массовой борьбы трудящихся, укрепление оппозиционных ИНК партий и групп привели к усилению социальной напряженности. Руководство страны введение в июне 1975 года чрезвычайного положения. И в результате проведенных в 1977 году парламентских выборов партия ИНК потерпела поражение. Победу одержала коалиция «Джаната партии».

 



2019-08-13 240 Обсуждений (0)
Индия в 60–70-е год ы : углубление противоречий внутреннего развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индия в 60–70-е год ы : углубление противоречий внутреннего развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)