Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии



2019-08-13 309 Обсуждений (0)
Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие народного хозяйства независимой Индии на путях государственного капитализма, проведение ряда экономических мер, направленных на ограничение позиций иностранного капитала и постепенное преобразование строя докапиталистических отношений в земледелии, – все это заложило основы экономической независимости страны. В течение первых трех пятилетних планов экономического развития осуществлялся курс на параллельное развитие государственного и частного секторов, что соответствовало концепции «смешанной экономики», провозглашенной Дж. Неру. Экономическая политика Национального конгресса 50-х-середины 60-х годов явилась важной составной частью внутри и внешнеполитического «курса Неру».

Всеобщие выборы 1951/52 годах закрепили определенный сдвиг влево на политической арене Индии и укрепили левые и центристские силы внутри правящей партии. В обстановке роста активности демократического крыла внутри Конгресса, а также массовых организаций трудящихся, находившихся под влиянием левых партий, Неру удалось провести ряд важных внутриполитических акций, направленных на дальнейшее развитие в стране основ буржуазной демократии. Поскольку становление современного буржуазного общества в Индии происходит в эпоху общего мирового движения к социализму, в условиях сохранения антиимпериалистических и антикапиталистических традиций национально-освободительного движения, здесь это нашло отражение в программе построения «общества социалистического образца». По инициативе Неру на съезде Конгресса в Авади такая формулировка была внесена в официальную программу Конгресса. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие государственного сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Среди основных внутриполитических мероприятий, проведенных после принятия Конгрессом резолюции о построении «общества социалистического образца», было осуществление реформы административно-территориального деления Индии, направленной на смягчение остроты национального вопроса. Согласно Конституции Индии, было образовано 28 штатов, которые сгруппировались в три большие группы. В новом административно-политическом делении зафиксированы результаты ликвидации княжеств, однако новые штаты не отражали лингвистической карты Индии, не были построены на национальной основе, а, напротив, отражали административно-территориальное деление, сложившееся исторически в период английского господства в Индии. Борьба за решение национального вопроса все больше переплеталась с массовым движением, прежде всего с борьбой крестьян. Наиболее отчетливые формы этот процесс принял в Телингане и Андхре. Поэтому именно здесь центральное правительство пошло на уступки требованиям местных групп национальной буржуазии и широкой демократической общественности о создании административных национальных районов.

После кончины Рамалу по всей Андхре прошли массовые демонстрации, направленные против центрального правительства и правительства штата Мадрас. Это были крупнейшие в послевоенный период массовые выступления. Начались забастовки на крупных предприятиях. Все эти события подтолкнули центральное правительство к принятию 19 декабря 1952 года решения о создании штата Андхра. Однако лишь через год оно было осуществлено. Следующий этап в решении национальной проблемы наступил в 1953–1956 годы, когда произошел пересмотр административно-территориального деления Индии. В мае 1953 года Рабочий комитет Национального конгресса принял постановление о создании специальной правительственной комиссии для подготовки предложений о реорганизации штатов с учетом этнического состава населения. В декабре того же года была создана Комиссия по реорганизации штатов, которая в 1955 году опубликовала свой отчет. 31 августа 1956 года законопроект, подготовленный на основе отчета Комиссии, был утвержден парламентом, в сентябре были приняты соответствующие поправки к конституции страны, и с 1 ноября 1956 года новый закон об административно-территориальном делении Индии вошел в силу. Было создано 14 новых штатов и 6 территорий, управляемых центральным правительством. После того как была перекроена политическая карта Индии и созданы новые штаты, в центральном правительстве и руководстве Конгресса возникли опасения, что все вопросы, связанные с новым административным делением и созданием штатов на национальной основе, неизбежно приведут к развитию партикуляризма, к обострению противоречий и борьбе между различными национальными группами. Чтобы усилить центростремительные тенденции, было принято решение о создании пяти зон с зональными советами, в которые входят представители центрального правительства и правительств соответствующих штатов. Зональные советы занимаются вопросами координирования и планирования, программами экономического развития различных штатов, а также проблемами национальных меньшинств в штатах, разрешают пограничные опоры, вопросы, связанные с совместным использованием комплексных гидроэнергетических систем, транспортной сети

Проведение административно-территориальной реформы 1956 года не привело к решению национального вопроса в Индии. Борьба за создание штатов на лингвистической основе продолжалась, прежде всего, в тех районах, где было сохранено административное деление на многоязычной основе. В штате Бомбей развернулась борьба за отделение Гуджарата от Махараштры. Коммунистической партии удалось создать широкий единый фронт, который нанес Национальному конгрессу серьезный урон на вторых всеобщих выборах 1957 году. В результате массовой борьбы весной 1960 года было принято решение об образовании штатов Махараштра со столицей в Бомбее и Гуджарат со столицей в Ахмадабаде. В Пенджабе национальный вопрос оказался непосредственно связанным с вопросом религиозным, поскольку борьба шла за создание «Пенджаб-субы». Население Пенджаба состояло из двух основных групп – пенджабцев и хиндустапцев. По религиозному составу оно также неоднородно: 30% составляют сикхи. Не совпадают и религиозное и национальное деления: есть индусы, говорящие на пенджаби, и сикхи, говорящие на хинди. После второй мировой войны вопрос о роли и месте языка пенджаби в культурной жизни пенджабцев был выдвинут партией Акали дал. С этого времени проблема языка становится одним из главных пунктов как программы партии, так и ее тактики в политической борьбе. Когда был образован в 1956 году новый штат Пенджаб на основе слияния Пенджаба и Пенсу, Национальный конгресс, идя навстречу пожеланиям пенджабцев и учитывая популярность лозунга «Пенджаб-суба» в самых различных слоях населения, выдвинул так называемую региональную форму, которая была принята и осуществлена в Пенджабе. При правительстве Пенджаба и при законодательном собрании были образованы так называемые региональные советы: региональный совет Пенджаба и региональный совет Харианы. В них соответственно входили депутаты от соответствующих округов и министерств – сикхи или индусы. Это были совещательные органы, которые занимались вопросами экономического развития соответствующих районов, главным образом наблюдением за распределением правительственных кредитов, а также вопросами образования и культуры. Официальным языком штата был установлен пенджаби, хинди оставался как второй государственный язык Индии. Что касается официальной переписки на уровне дистрикта, то в районах Пенджаба она велась на языке пенджаби, в районах Харианы – на языке хинди. Принятие региональной формулы было большим шагом вперед в деле разрешения национального вопроса в Пенджабе. На основе региональной формулы между Национальным конгрессом и Акали дал впервые после достижения независимости было достигнуто соглашение. Обе партии, наиболее влиятельные в Пенджабе, вышли на вторые всеобщие выборы в 1957 году с единым списком. Кроме движения за создание штатов на этнической основе вторым важнейшим аспектом борьбы по национальному вопросу в Индии была проблема государственного языка. Еще в 1949 году конституционная ассамблея почти единогласно постановила, что хинди в форме деванагари будет государственным языком страны, а английский останется в качестве официального второго государственного языка на 15-летний срок. В июне 1955 года президент Индии назначил Комиссию по государственному языку во главе с Б.Г. Кхером. Комиссия должна была представить рекомендации президенту относительно более широкого применения хинди в Республике Индии для официальных целей. Комиссия должна была сделать рекомендации, принимая во внимание экономическое, культурное и научное развитие Индии, а также интересы населения, проживающего в не хиндиязычных районах. Работа Комиссии продолжалась больше года. В августе 1956 года она представила президенту свой отчет. Опубликование отчета Комиссии отнюдь не положило конец разногласиям по языковому вопросу. Более того, в связи с реорганизацией в 1956 году административно-территориального деления Индии по языковому принципу проблема государственного языка еще более обострилась. Против рекомендаций Комиссии выступил целый ряд крупных государственных и общественных деятелей, особенно в Тамилнаде и Бенгалии.

В сентябре 1957 года был создан Парламентский комитет по государственному языку, председателем которого утвержден министр внутренних дел Г.Б. Пант. Комитет должен был сообщить свое мнение президенту республики по поводу отчета Комиссии по государственному языку. Отчет Комитета был представлен президенту в апреле 1959 года. В нем предлагалось после 1965 года, когда хинди станет «основным государственным языком», сохранить английский язык в качестве государственного «вспомогательного языка для целей, которые должны быть определены парламентом, и на срок, являющийся необходимым». Подобно Комиссии, Комитет рекомендовал разработку плана перехода от английского языка к хинди поручить центральному правительству. Однако стало ясно, что 15-летний период, срок которого истекал в 1965 году, недостаточен для замены английского языка языком хинди. На сессии парламента 1962 года было объявлено о решении правительства продлить срок замены английского языка на неопределенный период. Одновременно было принято решение об ускорении процесса разработки терминологии на хинди и введения хинди в качестве языка преподавания в университетах. Борьба за разрешение национального вопроса все более становилась частью массового общедемократического движения.

После первых всеобщих выборов стали складываться условия борьбы за единство организованном крестьянском движении. В результате переговов между Всеиндийским крестьянским союзом и Объединенным крестьянским союзом слились многие местные отделения обеих организаций, а президентом Кисан сабха в 1953 году избран председатель Объединенного крестьянского союза революционный демократ Индулал Ягник. В апреле 1953 года в Канкапуре собрался XI съезд Кисан сабха, и с этих пор съезды организации стали проводиться ежегодно. В период проведения аграрных реформ содержание крестьянского движения стало меняться. Основным вопросом массовой борьбы на новом этапе было требование ускоренного проведения законодательства об отмене системы заминдари, распространения его на все типы помещичьего землевладения, а также протест против сгона арендаторов с земли крупными землевладельцами. Во второй половине 50-х годов помещики, богатые крестьяне, воспользовавшись положением нового законодательства об аренде, которое давало им право сгона арендаторов под предлогом «перехода к собственному хозяйству», начали массовую «чистку земли». Десятки и сотни тысяч арендаторов потеряли права наследственной аренды. Сопротивление крестьян-арендаторов сгону стало главным направлением борьбы крестьянской бедноты в этот период.

Массовые выступления сочетались с парламентской борьбой депутатов-коммунистов и демократов. Борьба за землю проходила и в форме занятия малоземельными и безземельными крестьянами пустовавших государственных земель, а также сопротивления крестьянской бедноты принудительной консолидации земельных, владений, в ходе которой округлялись наделы богатых крестьян. Параллельно шла борьба за улучшение условий аренды, главным образом в районах райятвари, где не проводилось ограничение помещичьего землевладения. Мелкособственническое крестьянство активно выступило против повышения прямого налогообложения сельского населения, за установление выгодных для сельских товаропроизводителей цен на сельскохозяйственную продукцию. Экономическая борьба по-прежнему охватывала все слои крестьян и даже мелких помещиков. Но в ходе земельных реформ, усилившегося в деревне экономического и социального расслоения крестьянства зажиточные крестьяне во главе с формирующимся кулачеством стали постепенно отходить от борьбы.

Проведение законов об отмене заминдари, завершившееся в основном в 1957–1958 годах, осуществление законодательства об аренде, развитие в деревне различных форм сельскохозяйственной капиталистической кооперации – все это оказало значительное влиявшие на деревню. Социальные противоречия внутри крестьянства стали обостряться, а общекрестьянский единый фронт – распадаться. В ряде штатов начал изменяться классовый состав низовых организаций Кисан сабха: они становились в основном органами борьбы крестьянской бедноты. Отход от союзов зажиточного крестьянства ослабил во многих штатах Кисан сабха и привел к сокращению ее численности после 1955 года, когда она насчитывала более миллиона членов. Стремясь расширить свое влияние в массах, руководство Конгресса в 1958 году приняло решение об укреплении сети низовых организаций путем создания «Мандал амити» и об образовании «крестьянских отделов» в провинциальных и окружных комитетах Конгресса. Стремясь добиться переориентации крестьянского движения, революционно-демократические элементы, и прежде всего Коммунистическая партия Индии и Всеиндийский крестьянский союз, приняли решения о проведении широкой агитационной кампании в деревне. Однако, несмотря на усилия коммунистов, крестьянские союзы не расширили своей деятельности. Число членов Всеиндийского крестьянского союза с 1 087 тыс. в 1955 году упало до 572 тыс. в 1959/60 годах.

В течение 1955–1960 годах влияние Крестьянского союза в некоторых провинциях страны было значительно ослаблено, особенно в некоторых районах Андхры и Бенгалии, бывших до этого оплотом крестьянского движения. Это было признано на V чрезвычайном съезде компартии весной 1958 года. Большую роль в укреплении Кисан сабха сыграл пленум Национального совета компартии в октябре 1958 года, который принял развернутые решения по аграрному вопросу. В них содержалась установка на союз всего крестьянства, с одной стороны, и нейтрализацию кулачества – с другой. Но, несмотря на, то, что массовое, и особенно организованное, крестьянское движение после проведения аграрных реформ имело определенные слабости и переживало спад по сравнению с 1952–1955 годах, оно оказало значительное влияние на идейно-политическую борьбу по аграрному вопросу и на аграрную политику национальной буржуазии.

Наряду с крестьянским движением важнейшей формой массовых выступлений трудящихся в независимой Индии была экономическая и политическая борьба рабочего класса. В забастовочную борьбу стали активно втягиваться индийские служащие. Крупнейшие стачки второй половины 50-х годов имели общеиндийское значение. Наряду с экономическими стачками рабочие все более активно стали участвовать в массовых политических кампаниях: в демонстрациях и митингах, организованных компартией против продовольственной политики конгрессистских правительств в 1959 году. Рост стачечной борьбы свидетельствовал о значительной активизации профсоюзов. Развитию профсоюзного движения огромный ущерб нанес раскол ВИКП в 1947–1949 годах. В 1949–1951 годах наибольшим влиянием пользовалась Хинд маздур сабха, так как, несмотря на свою реформистскую политику, этот профцентр рассматривался рабочими как более независимая организация по сравнению с Индийским национальным конгрессом профсоюзов, который в то время стоял на позициях решительного отказа от стачечной борьбы. Заметно утратила свои позиции Ханд маздур сабха; в этом нашел свое отражение кризис, который переживала Социалистическая партия Индии. Выросло влияние двух профсоюзов – ВИКП и ИНКП. К этому времени ИНКП превосходил своей численностью и ВИКП, и ХМС.

Развертывание массового рабочего и крестьянского движения в стране во многом определялось расширением влияния Компартии Индии.

Результаты вторых всеобщих выборов отразили изменения в расстановке социально-политических сил в Индии, которые произошли в стране в первой половине 50-х годов. Внутренняя политика правительства Неру, в конечном счете, направленная на создание экономического фундамента независимости и преодоление колониального наследия в социальной, культурной и политической жизни Индии, упрочила популярность Национального конгресса. Это обстоятельство, а также умело проведенная предвыборная агитационная кампания обеспечили правящей партии как абсолютное, так и относительное увеличение голосов на выборах в парламент, а также в законодательные собрания штатов. В Народной палате парламента Индии Конгресс расширил свое абсолютное большинство, а в законодательных собраниях штатов завоевал 65,1% всех мест.

Народно-социалистическая партия, а также другие правосоциалистические группировки потерпели сокрушительное поражение на выборах в центральный парламент, хотя и заняли второе место после Национального конгресса по общему числу мест в законодательных органах штатов. Наибольших успехов компартия добилась в штатах Керала, Западная Бенгалия и Андхра Прадеш. Историческим событием в развитии коммунистического движения в Индии стало образование в начале апреля 1957 года в Керале правительства компартии, которая завоевала на выборах абсолютное большинство в законодательном собрании штата. Правительству Кералы, которое возглавил лидер организации компартии в штате Э.М.Ш. Намбудрипад, приходилось действовать в сложных условиях. Штат Керала, в котором основу экономики составляет производство ценных тропических культур и который дает немалую долю экспортной выручки Индии, является в то же время дефицитным в области продовольствия и зависит от поставок риса, основного продукта питания местного населения, из других штатов. В промышленном отношении Керала также относится к наименее развитым штатам Индии. Как центральное правительство, так и правительства соседних штатов обладали мощными рычагами воздействия на правительство левой оппозиции в Керале.

Правительство Намбудрипада должно было действовать в рамках буржуазной конституции, что также весьма ограничивало его возможности в проведении коренных социально-экономических преобразований. Поэтому намеченные общедемократические реформы, в общем, не выходили за рамки программы самого Национального конгресса. Был национализирован междугородный пассажирский транспорт, начата реформа государственного аппарата, проводилась борьба с коррупцией чиновничества и спекуляцией. Принятые в области оздоровления государственных финансов меры позволили впервые за много лет сбалансировать бюджет штата. Но важнейшие реформы были намечены в сфере сельского хозяйства и народного образования. Правительство издало указ, запрещавший сгон арендаторов с их земельных участков, а также провело законодательство о ликвидации помещичьего землевладения заминдарского типа – дженми. Среди безземельных крестьян были распределены земли из государственного фонда. Одновременно был подготовлен и внесен на рассмотрение законодательного собрания всеобъемлющий закон об аграрной реформе, направленный на ограничение помещичьего землевладения, передачу прав собственности арендаторам и наделение землей батраков. В области народного образования правительство попыталось поставить под государственный контроль частные школы и колледжи. Аграрная реформа и меры в области просвещения вызвали яростные нападки со стороны правой оппозиции, в особенности католической церкви, имеющей в Керале самые твердые позиции, а также индусских шовинистов, объединявшихся вокруг организации «Общество служения наярам». События 1957–1959 годах в Керале имели громадное значение для коммунистического движения Индии, ибо открыли перспективу завоевания власти мирным путем.

Консолидация сил правой оппозиции сопровождалась оживлением деятельности индусских и мусульманских коммуналистских организаций. Особую роль в разжигании религиозного фанатизма среди индусов и нетерпимости к иноверцам, прежде всего к мусульманам, стала играть активизировавшаяся во второй половине 50-х подов партия «Джан сантх», опиравшаяся на военизированную организацию откровенно фашистского толка «Раштрия сваям севак сангх» во главе с мракобесом и обскурантистом Гольвалкаром. «Джан сангх» выступила против демократического развития Индии. Наряду с возрастанием активности индусских и мусульманских коммуналистских организаций усилилось и вмешательство в политическую жизнь христианской церкви. Католический конгресс Кералы, выступающий как общественная организация христианской церкви в этом районе Индии, сыграл весьма существенную роль в борьбе против правительства коммунистов в 1957–1959 годах. Параллельно с ростом коммунализма в Индии стали обостряться конфликты на кастовой основе. Дело в том, что после достижения независимости распространение образования, введение всеобщего избирательного права, особенно системы деревенского самоуправления, а следовательно, вовлечения в политическую жизнь широких масс населения способствовали росту значения касты как наиболее универсальной формы общественной организации. Размежевание основных классовых сил Индии проявилось в период предвыборной кампании и на третьих всеобщих выборах в парламент и законодательные собрания штатов, происходивших в феврале 1962 года. Выборы вновь подтвердили положение Конгресса как ведущей политической партии страны: из 520 мест в Народную палату центрального парламента он получил 361 место, за него проголосовало 46,02% участвовавших в выборах. Однако уже в 1962 году наметилась тенденция абсолютного и относительного снижения голосов, поданных за конгрессистских кандидатов: по сравнению с 1957 года Национальный конгресс потерял свыше 6 млн. избирателей. Укрепила свои позиции КПИ, которая провела в Народную палату 29 депутатов, сохранив положение первой партии оппозиции. В то же время как в парламенте, так и в законодательных собраниях штатов значительно усилились партии правой оппозиции; в Народной палате «Сватантра» и «Джан сангх» вместе имели 32,2% мест. Однако ни Компартия Индии, ни Национальный конгресс в тот период не оценили в должной степени нарастание правой опасности в стране. Острые разногласия в Конгрессе выявились на съезде партии в январе 1964 года в Бхубаненгваре, на котором левая группировка во главе с К.Д. Малавия выдвинула свой вариант программы «Демократического социализма». Однако после упорной борьбы предложения левого крыла не были приняты, а в резолюцию о «демократическом социализме» включены формулировки, содержащие явные уступки правым силам внутри Конгресса. Осложнения во внутренней и внешней политике в конце 50-х – начале 60-х годов, раздоры в правящей партии тяжело подействовали на национального лидера Джавахарлала Неру. 27 мая 1964 года он скончался. С его смертью как бы завершился первый этап в истории независимой Индии, когда были созданы основы ее внутренней и внешней политики. Таким образом, формирование основных внешнеполитических концепций независимой Индии происходили в конце 40-начале 50 годов. Огромную роль в выработке главных направлений курса страны на международной арене сыграл ее первый премьер-министр и министр иностранных дел, выдающийся государственный деятель Джавахарлал Неру который, по словам, одного из его биографов М. Бречера, с середины 30-х годов был «признанным авторитетом Конгресса по иностранным делам».

Особенности внутриполитического положения страны, определявшиеся трудностями становления буржуазной политической системы федеративного типа, экономическая отсталость и нищета значительной части населения, сложности в национально-этнических и конфессиональных отношениях – все это с одной стороны сдерживало внешнеполитическую активность Индии, а с другой требовало мирных условий для стоявших перед страной задач. Перед лидерами страны встал вопрос о характере дальнейших отношений с бывшей метрополией – Великобританией. В результате было принято решение о продолжении членства в Содружестве. Стратегическое положение Индии, характер ее сухопутных и морских границ предопределили особое значение для обеспечения безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны характера ее отношений с Пакистаном и Китаем. Можно констатировать, что к середине 50-х годов сформировался в общих чертах внешнеполитический курс Индии. Долгосрочные цели внешней политики страны предусматривали укрепление ее влияния и авторитета в афро-азиатском мире, развитие отношений с возможно большим числом стран на основе принципов мирного сосуществования. Однако вскоре «курс Дж. Неру» во внутренней и внешней политике стал подвергаться серьезным испытаниям.

 

 




2019-08-13 309 Обсуждений (0)
Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)