Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА ПАТРИОТИЗМА



2019-08-15 494 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА ПАТРИОТИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок




Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

 

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона:

 

«Патриотизм - это последнее прибежище негодяя».

 

    Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.

 

2.  Совесть, долг, честь и достоинство сотрудника ОВД РФ.

 

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим её, определенные моральные требования. Однако существует особый круг профессий, к которым общество с давних времен предъявляло и предъявляет сейчас повышенные нравственные критерии. Это профессия врача, учителя, воен­нослужащего, сотрудника ОВД, т.е. те виды деятельности, в компетен­ции которых находятся жизнь и судьба человека.

Ситуации в служебной деятельности сотрудников полиции настолько разнообразны, что невозможно предусмотреть на каждый случай готовую общественную норму, оценку. Общество просто не в состоянии этого сделать, да оно и не ставит подобную задачу. На практике мы имеем дело с удивительными по силе и значению регуляторами нравственной жизни общества, благодаря которым сотрудник ОВД сам находит в себе силы оставаться нравственным, даже если это и очень трудно. У подлинно нравственного человека все регуляторы нравственного поведения – совесть, долг, честь, достоинство – развиты гармонично, так как только все вместе они могут предостеречь личность от нравственных срывов.

Поступив на службу в ОВД и получив служебное удо­стоверение, человек становится представителем закона и государственной власти, поэтому его личные нравственные представ­ления (например, о добре и зле, о верности и предательстве) становятся делом государственной важности.

Великий русский философ B . C . Соловьев предупреждал: «Никакое изложение нравственных норм, то есть условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а другую цель».  

 


Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти, поэтому, несмотря на то, что мы живем в обществе, мы живем именно так, как сами себя определили, как сами себе позволили.

Каждый человек, руководствуясь чувством совести, может и должен выбирать приемлемую для людей и себя линию поведения. Совесть выступает эмоциональным стражем наших поступков. Не будем забывать, что человек – это единственное существо, наделенное совестью. Что же собой представляет это понятие.

Совесть – это нравственная самооценка и самоконтроль человека над своим поведением с точки зрения норм морали. Другими словами совесть – это чувство ответственности перед должным.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия “чистая совесть”, “нечистая совесть”, “уснувшая совесть”, “совестливый человек”, “бессовестный”, “угрызения совести” и т.п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Совесть – один из наиболее удивительных феноменов. Голос совести предупреждает о моральной недопустимости порой весьма соблазнительных поступков и сурово карает долгими и тяжкими мучениями за неправильно сделанный выбор.

Если этику представить как науку о навигации в ценностно-ориентированном мире, то совесть – это встроенный в душу человека навигационный прибор, нечто вроде морального компаса. Этика не ставит целью научить тому, что такое совесть, как она возникает в нас и почему у какого-то человека она отсутствует. Этика вполне исчерпывающим образом объясняет роль совести в нравственной жизни и предупреждает о последствиях тех ситуаций, когда человек пренебрегает ее голосом.

 

 


Наверное, каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который его, то упрекает и гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство и называют совестью. Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится как бы вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем убедить себя, что мы сыты, когда голодны, так мы не можем себя убедить, что поступили хорошо (по совести), когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо. Вместе с тем важно уметь отличать голос совести от инстинктивного желания соблюсти свою выгоду и душевный покой. Совесть все равно отравит удовольствие от полученной выгоды.

 

Ничто, ничто... едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда — беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

 

Кстати «муки нечистой совести» - одно из величайших несчастий, которые человек взваливает на свои плечи. Чем серьезнее проступок, тем сильнее угрызения совести. Измена, предательство, бесчестный аморальный поступок, обман, нажитое нечестным путем богатство – все эти деяния тяжким грузом ложатся на совесть. Бывает так, что преступник предпринял, казалось бы, все, что бы замести следы, не оставил ни одного свидетеля, ни одной улики и может спокойно радоваться жизни. Но не тут-то было! Собственная совесть становится его злейшим врагом и обличителем. Она постоянно напоминает ему о содеянном, иногда доводя преступника до умопомешательства.

Двести лет назад Василий Андреевич Жуковский написал стихи, назвав их одним словом – «Совесть».

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья.

 

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писанным законам и правилам. За всеми поступками не уследишь, да и закон у некоторых облеченных властью людей – «что дышло: куда повернул, туда и вышло». Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

Еще совесть можно назвать способностью переживать свое отношение к долгу. Что же такое долг?

 

Категория долга выражает нравственную обязанность личности по отношению к обществу или по отношению к другим людям. Источником долга, его почвой является общественный интерес. Быть челове­ком долга - значит не только знать его сущность и требования, но и следо­вать этим требованиям на практике.

Профессиональный долг сотрудникасостоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

 

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

 

«В сети Интернет на форуме «face book» от имени пользователя Артема Файзулина была размещена фотография, на которой он и члены его семьи демонстрируют агитационные плакаты, призывающие осудить факт возбуждения уголовного дела в отношении А.А. Навального. Таким образом, Файзулин нарушил требования п.п. 4,5 ч. 1 статьи 13 ФЗ РФ №342 («О службе в органах внутренних дел России». – Прим. авт.). Своими неправомерными действиями Файзулин презрел требования служебного долга и приоритет государственных и служебных интересов над личными. Файзулин уволен за совершение проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел - говорится в тексте под снимком бывшего полицейского. На «доске позора» размещено порядка десяти фотографий бывших полицейских. На каждой штамп «уволен». Среди причин – появление на работе в пьяном виде, взятки.

 


Наряду с нравственными категориями совести и долга, категории чести и достоинства призваны регулировать отношения между личностью и обществом, служить средством воздействия на поведение людей.

Категория чести выражает сознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества. Честь, как нравственное понятие указывает на наличие у человека добродетелей, из которых складывается социальная значимость и моральная ценность личности. Ни один человек, будучи частицей общества, не может избежать социальной оценки.

Говоря о значении чести для человека Ф.М.Достоевский был резок и справедлив одновременно: Исчезает честь – остается формула чести, что равносильно смерти чести.

Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам.

Понятие «честь» связывается с конкретным положением человека в обществе, родом деятельности, его значимостью в жизни общества и признаваемыми за ним нравственными заслугами. Понятие чести включает в себя сознание личного достоинства.

Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях. Фактически достоинство– это самооценка личности, которая раскрывает отношение человека к самому себе.

    Понятия чести и достоинства личности тесно связаны и во многом сходны между собой. Вместе с тем оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это, прежде всего, дело самой личности. Достоинство связано с потребностью человека в сознании своей нравственной ценности, честь же опирается на оценку общественной значимости и заслуг личности.

 Честь и достоинство – это блага, к обладанию которыми стремится каждый человек. Любой человек, независимо от его положения в обществе, испытывает потребность в том, чтобы его ценили и уважали. Утрата собственного достоинства, равно как и чрезмерное чувство собственного достоинства не украшает человека в глазах окружающих. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью. Скромность выражается в отсутствии стремления набить себе цену, внушить окружающим представление о собственной незаменимости. Человеку нет необходимости выставлять напоказ свои достоинства, они и так видны всем.

Честь и достоинство – показатели моральной ценности человека.

Честь сотрудника полиции неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелегкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы своих сослуживцев. Честь коллектива - это и его честь. Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордо­сти - то есть моральной удовлетворённости сотрудников от сознания своей принадлежности к ним.

Меняются времена, но не меняется смысл таких понятий, как совесть, долг, честь и достоинство. Однако одного только внутреннего чувства чести и желания быть человеком чести еще мало. Для этого нужно быть профессионалом своего дела, человеком, преданным своей профессии, своему служебному долгу.

Рассуждая о совести, долге, чести и достоинстве в нравственном  мире личности не следует забывать, что наши добродетели, как и наши пороки, весьма многолики, порой до удивления изобретательны в своей многоликости, а иногда, как ни парадоксально, могут меняться местами.

 Профессиональный долг, честь и совесть выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Время – 25 мин.

 



2019-08-15 494 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА ПАТРИОТИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА ПАТРИОТИЗМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)