Основные параметры судебной реформы Екатерины II следующие. Во-первых, произошло отделение судеб ных органов от административных. Во-вторых, введен в действие сослов ный принцип судоустройства (для каждого сословия �свой суд). В-третьих, судебные органы стали формироваться на новых выборных нача лах, которые сочетались с назначением.
Судебные органы делились на две инстанции: первую �на уровне уездов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую �на уровне губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная ин станция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы следующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента �уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императ рицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.
Свой сословный суд получили и городские жители. Для них низшей ин станцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, изби равшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (одни на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.
Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправавыполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.
Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде лила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций �палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными мес тами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.
Кроме того, в каждой губернии учреждались совестные суды, состояв шие из назначенного совестного судьи и из шести заседателей, избирав шихся по два от каждого сословия. Их ведению подлежали гражданские дела, рассматривавшиеся в примирительном порядке, и некоторые уго ловные дела (по преступлениям малолетних, безумных, о колдовстве и пр.), выносить решения по которым можно было не только на основании законов, но и ォестественной справедливостиサ.
В Петербурге и Москве были организованы также Нижний и Верхний над ворные суды, которые разбирали дела лиц, приезжавших в столицы по делам службы и прочим своим занятиям. Высшим судебным местом империи стал Сенат, которому принадлежали апелляционные и ревизионные функции.
Важным моментом в истории суда стала также передача следственных функций в 1782 г. Управе благочиния. Была подвергнута реорганизации и прокуратура, которая стала действовать при губернском правлении. Ей подчинялись прокуроры при высших сословных судах: верхнем земском, губернском магистрате и верхней расправе. Екатерина II надеялась, что прокуратура будет ォспоспешествоватьサ правосудию и сохранять ォдобрый законами установленный порядокサ. Прокуроры в судах следили за тем, как рассматриваются дела, и при обнаружении злоупотреблений ставили в известность губернского прокурора. Надзор за судами помогали осущест влять стряпчие(чин,должность) уголовных дел. Уездный стряпчий надзирал за судами пер вой инстанции. Возглавлял институт прокуратуры генерал-прокурор.
Однако отделение суда от администрации не было полным, поскольку губернаторы сохраняли право общего надзора за судебными местами гу бернии. Они могли приостанавливать исполнение судебных решений, если признавали их несправедливыми, без санкции губернатора не могли ис полняться приговоры о смертной казни или лишении жизни. При Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су дебной системы, но они почти не затронули процесса. Только применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Выла разработана также система подачи апелля ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс шей инстанции.
30)Реформирование системы управления Екатериной II