Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование системы центральных органов Российской империи (1700-1725 гг.).



2019-08-13 301 Обсуждений (0)
Формирование системы центральных органов Российской империи (1700-1725 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Положение монарха. Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.

Монарх был главой всех государственных учреждений:

присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.

Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

2. Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.

В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.

После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

3. Значение Сената Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором;

Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.

4. Система управления Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии.

Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, акту­ ариус, регистратор, переводчик и подьячие.

В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:

Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

б)Изменяется статус главы государства, после войны в 1721 Сенат и Синод преподнесли титул императора и отца отечества. 1722 году Петр устанавливает новый порядок престолонаследия а именно:сам император определяет наследника. Исчезает боярская дума. В начале 18 века появляется консилиум министров. Не желал создавать орган который действовал бы самостоятельно. Ближняя канцелярия(совещание при Петре) 22 февраля 1711 Петром учреждается Сенат для управления в период пребывания царя в армии по поводу войны в Турции. 2 марта 1711 года Сенату придается характер постоянно действующего органа. Единогласного принятия решения, 1713 года большинством голосов, при Сенате формировалось 4 стола и расправная палата для осуществления правосудия. Сенат разрешал вопросы по разрешению вопроса по назначению монарха и обеспечивал исполнение законодательства. Состав пополнялся путем назначений сделанных императором. С 1718-1722 год в Сенат включались все президенты коллегий. В 1717 году учреждаются коллегии(органы отраслевого управления) Коллегии включали чиновников имеющие право голоса в обсуждении и обеспечивающий персонал. Президент вице-президент, 4 советника, 4 асессора. Решение принималось единогласно однако с 1718 года большинством голосов, в случае равенства голосов определяющим являлся голос президент. Обеспечивали деятельность каждой коллегией специализированные чиновники, секретарь, советник, почти каждая коллегия имела переводчика и подъячих трех статей. Количество коллегий выросло до 12.

Особое место в системе управления занимают правоохранительные органы. 1696 год Преображенский приказ окончательно начинает заниматься следственными делами по политическим преступлениям. 1718 году учреждается тайная розыскная канцелярия, первоначально для расследования заговора царевича Алексея, а после политическим сыском в столице. К 1720 году сложилась практика действие канцелярии только в Санкт-Петербурге а Преображенского приказа на всей территории России, при чем оба органа осуществляли и правосудие по делам находившимся в их производстве. февраль 1711 года учреждается система фискалетета во главе с оберфискалом; функции: тайное наблюдение за законностью и доношение в органы гос власти информации о выявленных, совершенных или готовившихся преступлениях при чем за не достоверность фискал ответственности не нес, но в случае осуждения преступника получал половину стоимости конфискованного имущества. В 1714 году устанавливается система фискалитета, оберфискалы подчинялись 4 фискала надзирающие, в каждой губернии назначался провинциал фискал у которого также было 4 помощника, в уезды и города назначались фискалы при чем в центрах торговли купцы обязывались избрать специально торговых фискалов. Устанавливалась ответственность фискалов в частности за ложный донос закреплялся штраф, при обнаружении ложного доноса с корыстным умыслом фискал мог быть привлечен к конфискации имущества, смертной казнью. В январе 1722 года учреждается институт прокуратуры, январь 1722 учреждается должность генерал-прокурора который возглавил сенат, ему подчинялась сенатская канцелярия, при чем без его подписи не один акт не мог быть рассмотрен, имел право законодательной инициативы, т.е. ходатайствовать перед сенатами о формировании проекта нормативно правового акта для регулирования важных общественных отношений.Во всех коллегиях, губерниях и уездах устанавливалась должность прокуроров, при чем они надзирали открыто над законностью и не имели имущественного интереса в делах. Все судебные процессы по уголовным делам и по судебным спорам должны были осуществляться с обязательным участием прокурора, кроме того свои доносы фискалы обязывались передавать прокурору соответствующего уровня. В 1718 в Санкт-Петербурге учреждается полиция, возлагались самые разнообразные функции: обеспечение правопорядка, пожарная охрана, медицинская охрана, проектирование строительства, надзор за торговлей(в том числе за мерами весом длины), надзор за каналами и организации спасения на водах, укрепление берегов, организация укладки мостовой и тд.


27)Эволюция местного управления времен Петра Великого!!!

 

Местное управление: 1699 год - январскими указами учреждается система городского управления: в Москве - ратуша в остальных крупных городах - земские избы во главе с бурмистрами(сбор денежных налогов), выборные должностные лица, сбор городских налогов и правосудие над городским населением. В 1702 упраздняется губные органы, а вместо них дворянам уездов предписывается избирать помощников воеводам. В 1705 году воеводы получили право назначать себе советников. В декабре 1708 году учреждается 8 губернийво главе с назначаемыми губернаторами в военно-фискальных целях. На первых гебернаторов возлагались обязанности сбора налогов и рекрутирование лиц из податных сословий. В 1712 год губернии были разделены на провинции а провинции на уезды; во главе провинции были назначенные сенатом обер-коминданты, во главе уездов коменданты назначенные губернатором(производить рекрутские наборы,следить за денежными сборами). Петр не достиг поставленных целей. В губерниях провинциях и уездах формировали камерирские конторыдля сбора налогов рейтместерские конторы для сбора имущества в армию и провиантместерские конторы для сбора продовольствия. В гебрниии учреждалась должность ландрихтора губернского судьи который подчинялся сенатору, кроме того дворянство избирало двух земских комиссара ведавших поставкой от губернии в армии и двух губернских комиссаров которые обеспечивали связь губернатора с сенатом. В 1713 году при губернаторах, вице-губернаторах и обер-комендатах учреждаются ландратские советы в зависимости от размера губернии в колличестве 12,10 или 8 человек. При губернаторе совет при вице-губернаторах и обер-комендатах составлял 3 четвертых и 1 вторую от губернаторского. Функции: коллегиально решать вопросы об управлении в губерниях. В 1715 году происходит вторая ландратская реформа, все провинции и уезды были упразднены, территории губернии разделились на ландратские доли, 5536 дворов каждый, во главе каждой доли стоял избранный ландрат, каждый из ландратов обязан был месяц дежурить при губернаторе а всего таких дежурных было два для совещания. В 1719 году восстанавливаются провинции и вместо уездов дистрикты с упразднением ландратских долей. Во главе провинций и уездов назначались воеводы. В наказе воеводам 1719 года субардинационные отношения между провинциальными и дискритционными воеводами. В 1721 учреждается главный магистрат как орган управления городскими властями(Трубецкой) Во всех губернских провинциальных и уездных городах а также в крупных портах учреждается магистраты ратуши во главе с выбранными президентами и их помощниками бургомистрами, каждому бургомистру население избирало двух советников ратманов. В зависимости от количества жителей города делились на 5 разрядов, каждый из которых соответствовал определенному количеству бургомистров при президенте. Функции магистратов закреплялись в уставе главного магистрата 1721 год: хозяйственно бытовые, судебные, полицейские, магистраты выводили из под власти воевод, там где президенты магистратов не получали право надворного суда их называли бургомистрами.

 

б) Реформы в местном управлении. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в.

Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.

Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губерна­ тор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.

Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд �провинция �губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).
Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

В 1718�720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили:

обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.



2019-08-13 301 Обсуждений (0)
Формирование системы центральных органов Российской империи (1700-1725 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование системы центральных органов Российской империи (1700-1725 гг.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)