Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности формирования и функционирования государственного механизма России времен сословно-представительной монархии (вторая пол. XVI - XVII вв.).



2019-08-13 310 Обсуждений (0)
Особенности формирования и функционирования государственного механизма России времен сословно-представительной монархии (вторая пол. XVI - XVII вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок




Изменяется порядок наследования великокняжеского стола, родовое начало сменяется семейным а Иван третий вводит принцип назначения наследника. При Иване третьем создается со-правительство. Московские князья во внутренней документации приобретают статус государя.В этот период формируется идеология государь как помазанника божьего и к титулу прибавляется государь божьей милости. При государе действует боярский совет из числа высших аристократов Московского княжества. Однако с присоединением других русских земель в число бояр включались князья из числа гегниномичей, чингизидов, рюриковичей. Компетенция боярской думы не определялась законодательно и зависела от воли великого князя. В период малолетства Ивана Грозного боярская дума возлагает на себя управление и начинается массовые злоупотребления бояр своим положением. Начинаются вымогательства, не правые суды. Отраслевое управление осуществлялось путными боярами, однако в первой половине 16 века упоминаются приказы, это бюрократические органы, которые осуществляли указанные государем функции. Администрация пути включала кроме великокняжеских людей, администрацию из боярских вотчин. Первые упоминания о приказах относятся к 1512 году.

 Местнное управление в этот период представлена кормленщиками. Кормленщик назначался в какой то город и получал грамоту. Назначались с правом боярского суда и без такого. Могло быть назначено 2 кормленщика, и судить они могли вдвоем. На срок от года до трех лет.

В 30-е годы 16 века сделана попытка осуществить введение губного самоуправления. Населению представлялось право избирать губных старост из числа дворян(обычно от 1 до 2) и губных целовальников из числа крестьян (6-8человек). Губные органы создавались для борьбы с разбоями, вороством и бунтами. В период середины 16-17 века меняется титулатура и статус главы гос-ва. В 1547 году Иван четвертый венчается на царство с титулом царь(с иностранного языка герцог) Появляется новый способо замещения поста главы гос-ва а именно избрание. Статус главы гос-ва в данный период упрочился что фиксируется прекращением созыва земских соборов во второй половине 17 века. При воцарении практически все государе до Алексея Михайловича двали клятвы ограничивающий их власть. Боярская дума начиная с Ивана четвертого становится бюрократическим органом в состав который на постоянной основе включается служивые но родовитые люди. Новым органом гос власти становится Земский собор 1549, 1566; принимали участие государь, боярская дума,освещенный собор,приглашенные лица, а также выборное от населения. Обычно были представители Московского дворянства, представители от пасада крупных городов, представители от земского дворянства, в некоторых случаях приглашались представители черносошных крестьян. Представители каждой социальной группы заседали отдельно и решения принимались за подписью всех участников собора. Повестку дня собора формировались заранее и сословия обсуждали изначально поставленные вопросы. Не закреплялась периодичность созыва земских соборов и субъекта права созыва земских соборов в одних случаях инициатором выступал государь в другом случае боярская дума. Решение земского собора в одних случаях являлись окончательными в других случаях принимались к сведению верховной власти. Центральное управления в этот период представлена приказами, которые окончательно вытеснили пути. Условно приказы можно разделить на три группы:1)отраслевые приказы(отрасль хозяйства(приказ большой казны) 2)территориальные приказы которая осуществляли всю полноту власти на отдельной взятой территории 3)смешанные приказы которые осуществляли управление в узкой сфере на отдельно взятой территории(Владимирский судный приказ)

Количество приказов постоянно менялось и колебалось от 40 до 80. Структурно приказ делился на столы и выти. Местное управление претерпевает изменение, в начале 16 века начинается отмена кормлений. На смену кормленщикам приходят воеводы, находящиеся на казенном содержании и осуществляющие финансовые и правоохранительные функции в отношении населения. В 50-е годы для упорядочения процедура взимания налогов правительство учреждает систему земских органов(выборные местным населением органы которые ведали раскладкой и сбором налогов) Таким образом был совершен переход к уездному управлению во главе стоял воевода а наличие земских и губных органов зависело от центральной власти. Во второй половине 17 века губные и земские органы попадают под власть воевод, становясь структурными подразделениями воеводской канцелярии.

В середине XVI в. изменяется форма* монархии, из раннефеодальной она становится сословно-представительной.

Сословно-представительная монархия - это централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, который возникает вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной системы управления государством, в которой главной фигурой становится глава государства - монарх.

Статус монарха изменяется, он провозглашает себя царем, усиливается его власть. Боярская дума остается ограничением царской власти, даже при введении Иваном Грозным опричнины.

Новым высшим органом государства становятся Земские соборы, через которые царь привлекал к государственному управлению дворянство и посадское население.

Земский собор состоял из двух палат:

1) верхней палаты, куда входили царь, Боярская дума, верхи духовенства. Члены верхней палаты не избирались, а входили в ее состав на основании занимаемого ими положения;

2) нижней палаты, которая формировалась из представителей дворянства, торговых людей, купечества путем либо выборов, либо царского назначения. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Сложилась разветвленная система приказов - органов, курирующих вверенное им государственной властью направление. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Иваном IV была проведена военная реформа. Основу армии стали составлять дворянская конница и стрельцы.

Реформа местного управления, проведенная в середине XVI в., отменяет систему кормления. На местах создаются губные и земские органы управления, которые возглавляли губные старосты и целовальники. Они избирались местным дворянством, их основной обязанностью была борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Губными органами руководил. Разбойный приказ. Земские органы создавались для сбора налогов, управления посадами и черносошными крестьянами. В городах вводится институт воевод. Они осуществляли военную, гражданскую, судебную функции, контролировали сбор налогов. Воеводы имели свою канцелярию - съезжую избу. Их компетенция была довольно широкой, но они во всем подчинялись центру, назначались из числа бояр и дворян и получали государево жалование.

20)Институты вещного права в Соборном Уложении 1649 г

Основными способами приобретения прав на какую-либо вещь, в том числе и землю, (вещных прав), считались:

·Пожалование земли — сложный комплекс юридических действий, включавший в себя выдачу жалованной грамоты, запись в приказной книге сведений о наделяемом лице, установление факта незанятости передаваемой земли, ввод во владение в присутствии сторонних лиц.

·Приобретение прав на вещь путём заключения договора купли-продажи (как устного так и письменного).

·Приобретательная давность. Лицо должно добросовестно (то есть не нарушая ничьих прав) владеть каким-либо имуществом на протяжении определённого промежутка времени. После определённого срока это имущество (например, дом) переходит в собственность добрососвестного владельца. Уложение определило этот срок в 40 лет.

·Находка вещи (при условии необнаружения её хозяина).

Развитие товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права. Субъектами гражданского права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования).

21)Обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г

Обязательственное право в XVII веке продолжало развиваться по линии постепенной замены личной ответственности (переход за долги в холопы и т. д.) по договорам имущественной ответственностью.

Устная форма договора всё чаще заменяется письменной. Для определённых сделок устанавливается обязательность государственной регистрации — «крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью).

Особое внимание законодатели уделили проблеме вотчинного землевладения. Были законодательно закреплены: усложнённый порядок отчуждения и наследственный характер вотчинной собственности.

В этот период существует 3 вида феодального землевладения: собственность государя, вотчинное землевладение и поместье. Вотчина — условное землевладение, но они могли передаваться по наследству. Так как феодальное законодательство стояло на стороне собственников земли (феодалов), а также государство было заинтересовано в том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось, предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчинных земель. Поместья давались за службу, размер поместья определялся служебным положением лица. Поместьем феодал мог пользоваться только во время службы, передать по наследству его было нельзя. Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Соборное Уложение установило, что, если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.

 



2019-08-13 310 Обсуждений (0)
Особенности формирования и функционирования государственного механизма России времен сословно-представительной монархии (вторая пол. XVI - XVII вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности формирования и функционирования государственного механизма России времен сословно-представительной монархии (вторая пол. XVI - XVII вв.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)