Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА



2019-10-11 225 Обсуждений (0)
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 0.00 из 5.00 0 оценок




Работа на современном финансовом рынке возможна только с применением средств телекоммуникаций и компьютерной техники.

В 1974 г. во Франции запатентована электронная кредитная карточка, и к концу 80-х годов в промышленно развитых странах около 70% семей с доходом свыше 10 000 долл. имела кредитую карточку "Мастеркард" или "ВИЗА". На начало 70-х годов приходится появление систем электронного перевода финансовых средств. 9 мая 1977 г. начала функционировать сеть "СВИФТ", объединившая 250 основных европейских и североамериканских банков. На это же время приходится распространение банковских автоматов-кассиров. В 1980 г. около половины банков с активами, превышающими 100 млн. долл., использовали один или несколько банкоматов.

80-е годы характеризуются массированным всеобъемлющим внедрением персональных ЭВМ. На этой основе создаются автоматизированные системы в международной торговле валютой, ценными бумагами, предоставлении кредитов и т.д.

Ожидается, что в 90-х годах будут созданы системы позволяющие сочетать управление оперативной деятельностью банка и проведение сложного финансового анализа.

Основным постащиком ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ для структур, оперирующих на интегрированном финансовом рынке, являются несколько крупнейших фирм - IBM, Apple, Compaq, НЕС, Dell, Cray, NCR, Hewlett Pakkard, Convex, а разработку и поставку основного элемента этих систем - микропроцессоров - контролируют две корпорации - Intel и Motorola.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ КОМПЛЕКСЫ должны создаваться в соответствии с принципами построения открытых систем, основные стандарты которых устаналиваются организациями промышленно развитых стран (ISO, IES, ESMA, СЕРТ, ANSI, X/OPEN и т.д.).

Аналогичная ситуация со СТАНДАРТАМИ НА ФИНАНСОВУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ, процедуры платежей и перевода различных активов, а также с правилами и порядком разработки финансовых обоснований, бизнес-планов и т.д. В частности, общие принципы международного банковского регулирования установлены в Базельском соглашении, утвержденном управляющими центральных банков "группы десяти" в декабре 1975 г. Соглашением предусматривается совместное регулирование рынка ссудных средств властями стран - его участников.

Национальные власти осуществляют контроль уровня ликвидности банков, надзор за платежеспособностью - страна банка, предоставляющего кредит. Для реализации соглашения было принято решение о развитии электронных систем обмена информацией между центральными банками стран-участников, разработаны специальные программные продукты для проведения аналитических исследований движения процентных ставок. В долгосрочном плане можно ожидать усиления сотрудничества национальных регулирующих органов и создания наднациональной системы регулирования операций на международном межбанковском рынке, одной из функций которой станет упорядочение практики надзора технического и программного обеспечения межбанковских расчетов.

Переориентация банковских структур на формирование международного финансового рынка привела к развитию на национальном уровне новых типов финансовых структур.

Одним из новых явлений в финансовой системе стала прогрессирующая эволюция специализированных кредитных учреждений, таких как инвестиционные компании, фонды, венчурные корпорации.

Объем суммарных активов инвестиционных компаний США за I960- 1990 гг. увеличился в 16 раз и достиг 400 млрд. долл. При всем многообразии форм инвестиционных компаний их деятельность в основном сводится к привлечению средств широкого круга клиентов и их реинвестированию в ценные бумаги различных корпораций. Портфельный характер инвестиций дает возможность выплачивать высокие дивиденды акционерам и привлекать новых вкладчиков. В настоящее время инвестиционные компании конкурируют с банками на рынках краткосрочных кредитов и государственных краткосрочных обязательств. Большинство учреждений этого типа пошли по пути формирования комплекса компаний, когда управляющая корпорация учреждает ряд "дочерних" фирм. Цель создания инвестиционных комплексов состоит в получении контрольного пакета акций перспективных предприятий. В большинстве стран имеются ограничения на долю пакета акций, которой имеет право обладать одно финансовое учреждение. Создание инвестиционного комплекса позволяет легко обойти это ограничение.

Инвестиционные компании в определенной мере относятся к рисковым формам финансовой деятельности и имеют тенденцию к вложениям капитала в наукоемкие отрасли хозяйства. В 80-е годы, по имеющимся оценкам, более половины их средств приходились на акции предприятий химической и нефтехимической, электронной промышленности и приборостроения.

К другим быстроразвивающимся типам финансовых институтов относятся различные фонды. Их распространение в основном связано с возможностью использовать льготы, предоставляемые законодательством в сфере налогообложения определенных видов деятельности и категорий работающих, а также склонность определенных групп населения к безвозмездной передаче средств на определенные цели:

на поддержку науки, здравоохранения;

охрану окружающей среды;

борьбу со СПИДом, раком, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д. Пожертвования и целевые взносы концентрируются на счетах фондов и используются на приобретение ценных бумаг, акций и облигаций корпораций, в первую очередь промышленных. В США суммарные активы только "благотворительных" фондов к началу 90-х годов превысили 100 млрд.долл. Среди них выделяются фонды Рокфеллера, Форда, Дьюка и Карнеги.

Фонды нередко создаются целевым назначением за счет взносов одного или нескольких учредителей, обладающих политическим весом в обществе. При этом деятельность фондов нередко осуществляется в соответствии со специальным решением властей, предоставляющим им различные льготы и особые режимы хозяйствования. Дирекция фонда может иметь хозяйственную самостоятельность, однако все основные решения согласует с учредителями. Фонды, как правило, ведут коммерческие и некоммерческие операции, что затрудняет финансовый контроль за их деятельностью. На начальной стадии развития фонды в основном используют средства вкладчиков, а в дальнейшем - доходы от принадлежащих им ценных бумаг. В начале 80-х годов ведущие фонды США контролировали свыше 4 млн. акций и облигаций. Из них около 70% приходилось на обыкновенные акции предприятий.

Рост спроса на финансовые услуги не обязательно вызывает появление нового типа финансовых учреждений. Свидетельство тому - эволюция кредитных отношений в сфере мелкого и среднего бизнеса, финансирования капитальных вложений в сельских районах и малых городах.

Фактически единственным крупным явлением на этом рынке стало появление рискового капитала (venture capital) - вложений в небольшие и новые компании в наукоемких отраслях промышленности с высокой вероятностью невозврата средств. Феномен появления рискового капитала, в определенной мере находящийся в противоречии с другими тенденциями на рынке мелкого кредита, имеет разные объяснения, но он определенно связан с общей установкой промышленно развитых стран на создание конкурентоспособной экономики, основанной на производстве гаммы высокотехнологичной продукции и услуг, не имеющей аналогов в большинстве стран мира.

Рисковое финансирование, как правило, состоит в выдаче кредита с правом конверсии в акции или приобретения акций новой компании. Ссуды предоставляются заемщикам для реализации идеи или разработки, прошедшей экспертную оценку специалистов банка или независимых специалистов. Срок от рассмотрения заявки или бизнес-плана до предоставления ссуды составляет в среднем 50-60 дней. При этом средства выделяются под минимальный залог или без такового.

Высокий риск венчурных проектов и возможность получения значительных доходов определили характер участия в них коммерческих банков. Возрастают объемы вложений и число крупных банков -участников рынка рисковых вложений. Однако основной объем операций приходится на структуры, имеющие многолетний опыт работы и создавшие специализированные подразделения, ориентированные на реализацию соответствующих проектов. Банки обычно действуют через специализированные дочерние компании и в основном на начальном этапе становления новой компании. Юридическое обеспечение проекта предусматривает быстрый выход рискового инвестора из состава участников проекта в любой удобный для него момент.

Рынок рискового капитала, имеющий постоянных участников, законодательное регулирование и общепринятые правила и традиции проведения операций, сложился в США, Великобритании, Нидерландах, Швеции и, с некоторыми оговорками во Франции, ФРГ и других странах ЕЭС. К концу 80-х годов общее число фирм, действующих в этой сфере, превысило 1000, ежегодный объем капиталовложений - 30 млн. ЭКЮ.

Основные участники рынка:

банки,

инвестиционные фонды,

промышленные корпорации,

страховые компании,

индивидуальные инвесторы.

Направления вложении рисковых капиталов:

производство компьютеров и электронных средств,

телекоммуникации,

медицинское оборудование,

средства автоматизации,

химические продукты и биотехнологии.

Помимо развития рисковых предприятий другие изменения на рынке мелких и средних кредитов для развития бизнеса вплоть до последнего времени вряд ли носили прогрессивный характер.

Стратегия финансовых структур на этом быстро растущем рынке своеобразна и, хотя этому нет четких доказательств, основана на положении, что 70-80% реализуемых проектов мелкого и среднего бизнеса оказываются неэффективными.

В этой связи длительное время финансовые структуры в основном были ориентированы на использование такой возможности, как приобретение недвижимости участников неудавшихся проектов. Ссуды мелкому заемщику, как правило, выдаются под залог (включая землю, жилье, производственные здания и т.п.), причем на сумму, которая достигает 70-80% от размера кредита. Удельный вес кредитов, выдаваемых на этих условиях, составляет свыше 70% для мелких и средних заемщиков и около 25% для крупных фирм. Процентная ставка для большинства мелких и средних заемщиков в 1,5-2 раза превышает уровень ставки для крупных корпораций. К кредитной дискриминации следует отнести и практику отказа мелкому заемщику в возможности пользоваться долгосрочным кредитом. Результатом такой политики является перераспределение недвижимости в пользу финансовых структур. В середине 80-х годов в сельском хозяйстве США за неуплату долгов ежегодно конфисковывалась собственность на сумму 0,5-1 трлн.долл.

Однако быстро выяснилось, что значительная часть получаемых банками активов малоэффективна. С начала 80-х годов цена земли стала снижаться практически во всех высокоразвитых странах мира. В 1986 г. федеральная кредитная система США объединяющая сельскохозяйственные банки, имела активы в сумме 13,3 млрд. долл., не приносящие прибыли. Половина обанкротившихся в этот период банков занимались мелким кредитом, в том числе предоставляли ссуды фермерам под залог земли.

Результатом трудностей на рынке кредитов для мелкого и среднего бизнеса стал фактический отказ финансовых структур от освоения возможностей этого рынка. По имеющимся оценкам, в настоящее время соотношение отклонения заявок на рынке мелкого кредита и крупного кредита составляет 5:1, а в сельской местности отклоняется свыше 50-60% заявок на ссуды.

Складывающаяся ситуация имела ряд негативных последствий, в том числе образование депрессивных районов и городов, неэффективность сельского производства, рост безработицы и неоправданная миграция населения.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Реформа банковской системы, модернизация кредитно-валютного рынка и создание его автоматизированной инфраструктуры стали ответом промышленно развитых стран опасностям, связанным с экономическими изменениями на мировом рынке в начале 70-х годов. В 80-е годы происходит интернационализация банковской деятельности и формируется международный финансовый рынок. В начале 90-х годов страны Западной Европы вплотную подходят к созданию единого рынка финансовых услуг. На национальном уровне спрос на финансовые услуги опередил возможности банковской системы, сконцентрировавшей внимание на международных валютно-кредитных операциях, и в ряде секторов финансового рынка их стали вытеснять фонды, трастовые и инвестиционные компании.

Одним из основных направлений банковской реформы стало создание новой системы обслуживания банков, потребителей и корпораций, основанной на широком использовании ЭВМ и специальной техники в банковских расчетах, замене платежей чеками и наличными деньгами платежами с помощью электронных средств и введении международных стандартов на техническое обеспечение и финансовые процедуры.

Преобразования затронули традиционно наиболее консервативную часть экономики и привели к изменению финансовых традиций общества. Результатом реформы стало создание нового типа системы обслуживания клиентов и взаимодействия финансовых институтов, которая имеет особые, принятые всеми ее участниками стандарты программно-аппаратного обеспечения и организационных процедур.

В настоящее время на финансовом рынке приходится конкурировать уже не с отдельными банками, а с интегрированной банковской системой, использующей все свои ресурсы и государственную поддержку для конкурентной борьбы.

НАЛОГИ

 

 

Можно выделить два важнейших направления нало­говой политики государства, влияющих на развитие промышленности.

Во-первых, воздействуя посредством налогов на уро­вень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т е. на величину потенциальных источников финансирования инвестици­онных программ фирм, государство влияет на важней­шие макроэкономические пропорции, в частности, нараспределение национального дохода между накоплени­ем и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздей­ствует на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на ско­рость воспроизводства основного капитала в промыш­ленности страны, стимулирует инвестиции промышлен­ных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет'на региональное размещение про­мышленных инвестиций.

В период структурной перестройки промышленнос­ти, последовавшей за энергетическим кризисом 70-х годов, во многих странах значительно усилилось внимание к проблемам налоговой политики. По утверждению М. Фелдстайна, председателя совета экономических кон­сультантов Р. Рейгана, «выживание нашей экономики зависит от характера налоговой системы, которую мы будем иметь».

Экономическая программа администрации Р. Рейгана была ориентирована на борьбу с резко усилившейся во второй половине 70-х - начале 80-х годов инфляцией как бы с двух сторон: с одной стороны, через сдержива­ние совокупного спроса (посредством замедления роста бюджетных расходов и ужесточения монетарной поли­тики) и, с другой - через стимулирование предложения основных факторов производства - рабочей силы (по­средством усиления мотивации к труду с помощью зна­чительного, рассчитанного на 3 года снижения подоход­ного налога) и капитала (посредством стимулирования сбережений, понижения налога на прибыль, ускорения амортизации стоимости основных фондов). «При опре­делении стратегии сокращения налогов, - отмечал М. Фелдстайн, - следует особо учитывать, что все важ­ные экономические решения базируются на ожидани­ях... Значение имеют не налоговые ставки в момент принятия решений, а ожидаемые в будущем ставки».

Важную роль в формировании дополнительных ис­точников финансирования инвестиционных программ сыграли изменения в амортизационном законода­тельстве и значительное понижение налога на прибыль компаний. В ходе налоговой реформы 80-х годов в США были значительно сокращены сроки служ­бы основных фондов, применяемые при расчете подле­жащей налогообложению прибыли, и уменьшено коли­чество классов основных фондов с неодинаковыми сро­ками службы, что существенно упрощало процедуру расчета амортизации их стоимости.

Так, закон о налоговой реформе 1986 г. устанавливал следующие классы основных фондов по срокам аморти­зации их стоимости: 3 года, 5 лет (этот класс включает основную часть видов оборудования, а также автомоби­ли), 7, 10, 15. 20, 27,5 и 31,5 лет.

Более быстрое списание стоимости основного капи­тала привело к значительному росту амортизационных фондов американских фирм (они возросли в ценах 1982 г. с 341,3 млрд дол. в 1979 г. до 426,7 млрд дол. в 1985 г.) и их инвестиции в машины и оборудование (с 259 млрд до 304 млрд. дол. соответственно) в пер­вой половине 80-х годов.

На протяжении многих лет одним из наиболее широ­ко распространенных налоговых стимуляторов инвести­ционного процесса служила скидка с налога на при­быль в размере определенного процента капиталовло­жений фирм в оборудование и производственное строи­тельство.

Так, в США с 1962 г. по 1986 г. фирмы имели право вычитать из налога на прибыль до 10% затрат на новое оборудование. При этом размер скидки увязывался со сроками амортизации оборудования. В 1981-1986 гг. фирмы имели право вычитать из налога на прибыль 6% расходов на оборудование со сроком амортизации до 4 лет и 10% расходов на оборудование со сроком амортизации более 4 лет.

Величина указанной скидки ограничивалась опреде­ленной частью налога на прибыль (в разные годы –

от 50 до 90% налога на прибыль). Если размеры скидки превышали установленный предел, фирма могла перено­сить соответствующую часть скидки или на 3 года назад (в этом случае она получала право на возвращение час­ти выплаченного налога на прибыль), или на 15 лет вперед, с правом на вычет соответствующей суммы из налога на будущую прибыль.

В увеличенных размерах инвестиционная налоговая скидка применялась в США и в других развитых рыноч­ных экономиках в период энергетического кризиса -для поощрения капиталовложений фирм в энергетичес­кое оборудование, использующее альтернативные нефти и природному газу энергоносители, энергосберегающее оборудование, а также оборудование, снижающее за­грязнение окружающей среды. Фирмам, инвестирующим в указанное оборудование, разрешалось вычитать из на­лога на прибыль до 20% таких капиталовложений.

Инвестиционная налоговая скидка применялась и в качестве инструмента региональной политики. Напри­мер, в Канаде фирмам разрешалось вычитать из налога на прибыль 7% их затрат на новое оборудование и про­изводственное строительство. Дли фирм, инвестировав­ших в районы со сложными природно-климатическими условиями, размер повышался соответственно до 20-50%, а в районы с низкими темпами экономического развития - до 10%.

Правомерно рассматривать как стимул к инвестици­онной деятельности и налоговые льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в области НИОКР.

В некоторых странах предоставляется скидка с нало­га на прибыль в размере части прироста соответствую­щих расходов фирмы. Например, в США и Японии из налога на прибыль вычитается 20% прироста таких рас­ходов (в США - по сравнению с их среднегодовым уров­нем за предыдущие три года, а в Японии - с максималь­ным годовым уровнем в предыдущий период).

В США применяются специальные налоговые стиму­лы, чтобы усилить сотрудничество фирм с университе­тами. Американские фирмы имеют право вычитать hj налога на прибыль 20% их расходов на финансирование фундаментальных научных исследований в университе­тах. Кроме того, фирмам разрешается вычитать из вало­вого дохода при расчете облагаемой налогом прибыли стоимость научной аппаратуры и оборудования, безвоз­мездно передаваемых ими университетам, а также не­коммерческим научно-исследовательским организациям. Эти льготы способствовали развитию на базе универси­тетов крупных научно-исследовательских центров, в рам­ках которых налаживаются тесные связи между универ­ситетской наукой и промышленными фирмами.

От ускоренной амортизации основных фондов и раз­личных налоговых льгот американские фирмы имеют значительную выгоду. Так, в середине 80-х годов годо­вые потери бюджета от предоставления скидки с налога на прибыль в зависимости от затрат корпораций на новое оборудование составили 29,4 млрд дол., от ускоренной амортизации оборудования - 18,9 млрд. дол., от льгот­ной налоговой ставки на первые 100 тыс. дол. прибы­ли - 7,6 млрд. дол., от отнесения расходов на НИОКР на текущие издержки и, соответственно, уменьшения подлежащего обложению налогом дохода - 3,1 млрд. дол., от скидки с налога на прибыль определенной величины прироста расходов на НИОКР - 1,7 млрд. дол., от отне­сения к текущим расходам (издержкам) расходов на по­исково-разведочные работы компаний добывающей про­мышленности - 1,2 млрд. дол., от скидки на истощение недр (из дохода компаний добывающей промышленнос­ти вычитался определенный процент стоимости добыто­го сырья, в результате чего уменьшался размер облага­емой налогом прибыли) - 1 млрд. дол.

Вместе с тем за 80-е годы во многих странах с рыноч­ным хозяйством усилились сомнения в эффектив­ности инвестиционных налоговых льгот. В опубли­кованном в 1987 г. исследовании, посвященном сопо­ставлению налоговых систем США, Японии и стран За­падной Европы, констатируется не только повсеместное применение налоговых инвестиционных льгот, но и рас­тущее разочарование их результатами. «Широко рас­пространено мнение, - отмечается в исследовании, -что эти льготы вносят дисбаланс в распределение инвес­тиционных ресурсов, ставят в неравные условия отрас­ли и фирмы»3. Этот вывод базировался на результатах исследовании, в которых было показано, что использо­вание инвестиционных налоговых льгот приводит к рез­ким различиям в фактической прибыльности (т. е. после вычета налогов с учетом инвестиционных льгот) инвес­тиций в различные виды капитальных активов (включая оборудование). Кроме того, фактическая прибыльность инвестиций зависит и от особенностей амортизации сто­имости различных видов оборудования и сооружении.

В результате фирмы при принятии инвестиционных решений вынуждены ориентироваться не столько на оценки возможной прибыли до вычета налогов и соотно­шения между этой прибылью и величиной инвестиций (а именно эти показатели, скорее всего, наиболее четко отражают уровень рыночной эффективности инвести­ций), сколько на оценки прибыльности инвестиций с учетом особенностей налоговой системы страны.

По данным, приводимым бюджетным бюро Конгресса США, в начале 80-х годов фактические налоговые став­ки на прибыль от инвестиций в различные виды обору­дования колебались от 6,4 до 34,5%. Поскольку основ­ные фонды каждой отрасли промышленности представ­ляют собой специфический набор различных видов обо­рудования, зданий и сооружений, фактическая нало­говая ставка на прибыль от инвестиций в различные отрасли промышленности также очень сильно колеба­лась (при том, что номинальная, предусмотренная зако­ном ставка налогообложения прибыли была одинакова для компаний всех отраслей). Например, в 1985 г. в США фактическая налоговая ставка на прибыль от инвестиций колебалась от 13,8% в целлюлозно-бумажной до 31,9% в нефтеперерабатывающей промышленности.

В научных кругах США широко распространено мне­ние, что это снижает эффективность инвестиций. В частности, существовавшие значительные инвестицион­ные налоговые льготы стимулировали приток инвести­ций в наиболее капиталоемкие и ресурсоемкие отрасли американской промышленности.

 




2019-10-11 225 Обсуждений (0)
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)