Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия в эпоху Великих реформ. Конрреформы Александра III .



2019-10-11 386 Обсуждений (0)
Россия в эпоху Великих реформ. Конрреформы Александра III . 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Неудачная для России Крымская войны обострила целый ряд проблем. Оказалось, что страна нуждалась в проведении самых радикальных реформ. Армия должна была стать более эффективной, суды – прозрачнее и справедливее, народ – богаче. Однако об этом не возможно было вести речь, так как Россия являлась единственной страной Европы, в которой действовало крепостное право. Целое сословие находилось в личной собственности другого сословия. Подобное положение дел препятствовало развитию экономики, а значит, усилению страны. О том, что в России имелись глубокие проблемы, писал выдающийся философ и поэт XIX в., основатель славянофильства А. С. Хомяков. В стихотворении «России» мыслитель так характеризовал состояние общества накануне Крымской войны:

В судах черна неправдой черной

И игом рабства клеймена,

Безбожной лести, лжи тлетворной

И лени мертвой и позорной

И всякой мерзости полна!

В 1855 г. умер Николай I. Власть перешла к его сыну 36-летнему императору Александру II. Именно ему было суждено осуществить целый ряд серьезных преобразований, которые историки называют Великими реформами.

Первое, с чего молодой государь начал реформировать страну, – это отмена крепостного права. Крестьянский труд отличался крайней неэффективностью. Крепостные, не имея собственности и не являясь субъектами права, не могли заниматься предпринимательской деятельностью, были необразованны и жили, по сути, в средневековых условиях, совершенно не соответствовавших времени. Однако задача отмены крепостного права была нелегкой, так как эта система отношений являлась законной и формировалась на протяжении многих веков. Помещики не намеревались отказываться от своей «крещеной собственности», как называли крепостных в то время. Для того, чтобы осуществить реформу на законных основаниях, правительству следовало принять ряд грамотных и обдуманных решений.

30 марта 1856 г. Александр II в речи перед московским дворянством произнес следующие слова: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,– и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Царь рассчитывал на то, что дворянство, услышав призыв коронной власти пойти на встречу требованиям времени, само сделает первый шаг к отмене крепостного права и выкажет желание к упразднению унизительного положения крестьян. Между тем помещики не стремились уступать государству. Тогда процесс отмены крепостного права под свой полный контроль взяло правительство. 3 января 1857 г. был учрежден новый состав Секретного комитета по крестьянскому делу. Курировал вопрос отмены крепостного права министр внутренних дел и член Комитета С. С. Ланской. В скором времени Комитет подготовил программу крестьянской реформы, которая и была приведена в жизнь.

19 февраля 1861 г. император подписал два важнейших исторических документа: манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Новые законы отменяли крепостное право на следующих условиях:

- крепостным крестьянам предоставлялись личная свобода и гражданские права (иметь движимое и недвижимое имущество, жениться и выходить замуж без помещиков, заниматься торговлей и предпринимательской деятельностью и др.);

- крестьянам предоставлялась в личную собственность земля, за которую необходимо было платить помещикам. Так как у крестьян не имелось достаточных средств, то по закону они должны были внести 20 % суммы, а 80 % за них платило государство. За это крестьяне должны были в течении 49 лет платить государству так называемые выкупные платежи (в 1907 г. после Первой русской революции они будут отменены) под 6 % годовых. В зависимости от губерний Российской империи (черноземные, нечерноземные, степные), природных и экономических условий средний земельный надел, предоставляемый в собственность крестьян после отмены крепостного права, простирался от 3 до 12 десятин на мужскую душу населения. Для того, чтобы при делении помещичьих и крестьянских угодий не возникали конфликты, вводился институт мировых посредников. На последних возлагалась обязанность помогать находить консенсус между помещиками и их бывшими крепостными. По результатам принятых договоренностей подписывались уставные грамоты – документы, определявшие количество отводимой земли. До тех пор, пока крестьяне не переходили на выкуп они назывались временнообязанными;

- реформа предоставляла крестьянам самоуправление. Крестьяне объединялись в сельские общества. Несколько сельских обществ составляли волость. На волостном сходе избирались волостной суд и волостной старшина.

Крестьянская реформа имела огромное значение для России. В результате отмены крепостного права личную свободу получили свыше 23 млн. помещичьих крестьян. В пореформенное время наблюдался рост экономики, численности населения. Произошли изменения в общественном мировоззрении. Средневековые крепостнические отношения, наконец, ушли в историю.

Правительство Александра II не ограничилось лишь проведением крестьянской реформы. Для полноценного преобразования России необходимо было реализовать целый ряд других мер. 1 января 1864 г. государь утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», положившее начало осуществлению земской реформы. В России появилась система местного самоуправления. В каждой губернии создавались губернское и уездные земские собрания, члены которых выбирались раз в три года. Выборы проходили по куриям (крестьянская, городская и землевладельческая). Земства занимались вопросами обустройства жизни на местах, создавали школы, больницы, дороги, снабжали города и селения продовольствием, организовывали борьбу с эпидемиями и др.

В 1870 г. император в рамках реализации городской реформы подписал новое «Городовое положение». Закон предусматривал создание всесословных органов самоуправления в городах – городских управ и дум. Выборы в городские думы проходили раз в четыре года. Созданные органы отвечали за благоустройство городов, создание гимназий, больниц, организацию торговли в городах и т. п.

Важнейшей реформой, проведенной правительством Александра II, являлась судебная реформа 1864 г. В России появилась современная судебная система, считавшаяся в то время одной из лучших в Европе. В царском указе говорилось о целях введения в стране новых судебных уставов: «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

Одним из идеологов и активных деятелей реформы был отечественный правовед тайный советник С. И. Зарудный. Согласно разработанным при его участии уставам объявлялись новые принципы российского судопроизводства:

- всесословность суда;

- независимость суда от власти;

- открытость (кроме заседаний, на которых рассматривались дела особой важности, сопряженные с государственной тайной);

- несменяемость судей, что обеспечивало особый статус судей и их стабильную работу;

- состязательность суда (вводилась прокуратура и адвокатура).

Высшим судебным органом становился Сенат, в который можно было подать кассацию. Мелкими гражданскими делами занимался мировой суд, уголовными и крупными гражданскими преступлениями – окружной.

Император стремился поднять в стране уровень просвещения и науки. Для этого в 1863-1864 гг. проводилась реформа в области просвещения. В 1863 г. вводился новый университетский устав, предоставлявший широкую автономию высшим учебным заведениям. Государство делилось на учебные округа во главе с университетами. По положению о начальных народных училищах в каждом губернском городе следовало создавать гимназии. На земства возлагалась ответственность за создание земских начальных народных школ. Церковь призывалась к активному участию в деле народного просвещения. Священнослужители в большом количестве создавали церковно-приходские школы.

Важное значение для развития России имела военная реформа Александра II, ключевым звеном которой стало введение всеобщей воинской повинности с 1 января 1874 г. Инициатива проведения масштабных изменений в армии принадлежа военному министру Д. А. Милютину. Служение Родине объявлялось почетной обязанностью каждого верноподданного вне зависимости от сословия. В армию призывались молодые люди с двадцатилетнего возраста. Срок службы составлял шесть лет в армии и семь лет на флоте.

Помимо введения всеобщей воинской повинности в России учреждались военные округа во главе генерал-губернаторами, наделявшимися военными полномочиями. Государство активно перевооружало армию, закупая и создавая новейшие образцы военной техники. Немалое внимание уделялось улучшению военного образования. Крымская война выявила проблемы в выучке офицеров. Для подготовки грамотных кадров в стране создавалась широкая сеть военных гимназий, юнкерских училищ и академий. В короткий срок в России удалось создать современную армию, которая в скором времени проявила себя с самой лучшей стороны.

В целом проведение реформ 1860-1870-х гг. позволило в значительной степени улучшить систему управления страной, усилить армию, создать основание для зарождения гражданского общества.

Внешняя политика Александра II преследовала целью добиться пересмотра решений унизительного для России Парижского мира. Благодаря усилиям отечественной дипломатии удалось отменить действия ограничительных статей договора 1856 г. В 1871 г. при участии министра иностранных дел А. М. Горчакова Россией, Турцией, Германией, Италией, Англией, Францией и Австро-Венгрией была подписана Лондонская конвенция, предоставлявшая России право иметь военный флот на Черном море.

Однако Турция, наблюдая очередное усиление России в регионе, а также начавшиеся национальные движения за независимость на Балканах, усилила давление на православные народы полуострова. 18 апреля 1876 г. в Болгарии вспыхнуло Апрельское восстание, направленное против власти султана. Турки подавили сопротивление с невероятной жестокостью, которая всколыхнула общественность целого ряда европейских стран. В России поэт Я. П. Полонский написал стихотворение «Болгарка», в котором описывалось тяжелое положение православного населения Болгарии:

Без песен и слез, в духоте городской,

‎Роптать и молиться не смея,

Живу я в гареме, продажной рабой

‎У жен мусульманского бея.

Одна говорит: «Ну, рассказывай мне,

‎Как ваше селенье горело;

И выл ли твой муж, пригвожденный к стене,

‎Как жгли его белое тело»…

Во многих европейских государствах общественное мнение осуждало политику Турции на Балканах. Для России появился благоприятный момент для того, чтобы оказать помощь братским православным народам, нанести удар по Османской империи и, по возможности, получить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы.

Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. была удачной для России. Уже в апреле 1877 г. войска Александра II заняли турецкие крепости на Дунае. Переправившись через Дунай, войска генерала И. В. Гурко захватили Шипкинский перевал. В июле-августе 1877 г. русская армия захватила крепость Плевна. Успешные боевые действия, а также помощь болгарского ополчения позволили русской армии под командованием генерала М. Д. Скобелева в 1878 г. захватить Адрианополь и выйти к Константинополю. Османская империя находилась на грани гибели. Англия и Франция были недовольны успехами русского оружия. Не желая усиления России, они дали понять, что выступят на стороне султана, если Александр II не пойдет на уступки и подписание мирного договора. Императору пришлось уступить. 19 февраля 1878 г. состоялось подписание прелиминарного (предварительного) мирного договора в Сан-Стефано. Болгария получала автономию; Турция должна была выплатить России контрибуцию; Сербии, Черногории и Румынии предоставлялась независимость, России переходили новые земли на Кавказе: Ардаган, Батум, Карс, Баязет и Южная Бессарабия.

Между тем Англии, Австро-Венгрии, Германии, Франции показалось, что предварительные условия Сан-Стефанского договора предоставляли России слишком много выгод, усиливая ее влияние на Балканах. По инициативе западных держав в июне-июле 1878 г. состоялся Берлинский конгресс, пересмотревший условия договора, подписанного в Сан-Стефано. Размер контрибуции, которую Турция должна была выплатить России, существенно снизился. Болгария получила независимость частично (лишь северная ее часть). Ардаган, Батум и Карс отходили России, но она возвращала Турции Баязет. По Берлинскому трактату даже Англия, которая не имела к войне прямого отношения, получала от Турции Кипр. Таким образом, конгресс пересмотрел итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг. не в пользу России. Министр иностранных дел А. М. Горчаков в докладе императору писал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере!». Государь отметил: «И в моей тоже».

Анализируя внешнюю политику Александра II, следует также сказать, что Россия в 1867 г. продала Соединенным Штатам Америки Аляску за 7,2 млн. долларов.

При Александре II Россия завершила многолетнюю Кавказскую войну (1817-1864 гг.) В 1859 г. русские войска взяли в плен имама Шамиля, что положило конец организованному сопротивлению горцев Чечни и Дагестана. В 1864 г. завершилось присоединение к России Западного Кавказа.

Таким образом, правление Александра II отличалось выдающимися событиями как во внутренней, так и во внешней политике. Однако чрезмерно либеральный характер реформ, ослабление цензуры, широкая университетская автономия привели к распространению революционных идей. В среде студенческой молодежи возникали тайные организации, члены которых полагали, что власть дала крестьянам недостаточно свободы и действовала не в интересах народа. В России зародилось движение народовольцев. С целью свержения монархического строя в 1876 г. создается организация «Земля и воля». В ее состав входили С.Л. Перовская, Г. В. Плеханов, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер, А. Д. Михайлов и др.

В 1879 г. в «Земле и воле» произошел раскол. Сторонники умеренных действий (В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, Г. В. Плеханов) создали организацию под названием «Черный передел». Радикально настроенные члены «Земли и воли» организовали «Народную волю» для проведения террористической деятельности и свержения власти силовым путем (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская).

Именно члены партии «Народная воля» осуществили покушение на жизнь императора Александра II 1 марта 1881 г. Выдающийся русский царь, отменивший крепостное право и осуществивший целый ряд важнейших для страны реформ, был убит взрывом бомбы, брошенной революционером И. Гриневицким.

После трагической гибели государя власть перешла к его сыну императору Александру III (1881-1894 гг.). Его правление историки часто называют эпохой конрреформ. Через несколько дней после восшествия на престол царь подписал программный документ – «Манифест о незыблемости самодержавия». Автором текста являлся близкий к государю выдающийся общественный и политический деятель К. П. Победоносцев. В манифесте говорилось о том, что Александр III будет проводить политику, направленную на усиление царской власти, отличную от либеральной линии его отца.

Система управления страной в годы правления Александра III стала более централизованной. Прежние свободы, предоставленные местным органам самоуправления, были ограничены. В 1889 г. государь подписал указ о введении института земских участковых начальников. Последние являлись чиновниками коронной администрации и осуществляли своего рода контроль над сельскими обществами и волостными старостами.

Для усиления влияния царской власти на органы земского самоуправления в 1890 г. издавалось новое положение о земских учреждениях. Система выборов гласных изменилась таким образом, что в земствах большее число мест отводилось дворянам.

С целью противодействия распространению революционного движения в Росси в 1881 г. Александр III подписал «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Местным властям предоставлялось право в случае выявления подозрительных лиц арестовывать их, закрывать учебные заведения, где имелась угроза студенческих волнений и беспорядков, вводить чрезвычайное положение в губерниях. Новое положение, безусловно, усиливало полицейский надзор за обществом.

Правительство Александра III не обошло вниманием образование и либеральную печать. С 1882 г. в стране усилилась цензура. В 1884 г. вводился новый университетский устав, положивший конец широкой автономии университетов. Апогеем консервативных мер стало издание в 1887 г. циркуляра «О сокращении гимназического образования», более известного под названием «О кухаркиных детях». Документ запрещал принимать детей из низших сословий в гимназии. Таким образом, возможность для их поступления в высшие учебные заведения страны также закрывалась.

В целом политика Александра III отличалась консервативностью и строго монархической направленностью. Россия в годы его правления не вела ни одной войны, поэтому государя прозвали «царь-миротворец». Правительство стремилось сосредоточиться на решении внутренних проблем, что способствовало росту экономики и уровня жизни в империи.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «просвещенный абсолютизм»?

2. Назовите главные цели во внешней политике России второй половины XIX века?

3. Сформулируйте причины отмены крепостного права в России

4. Почему правление Александра III историки называют «эпохой контрреформ» ?

 



2019-10-11 386 Обсуждений (0)
Россия в эпоху Великих реформ. Конрреформы Александра III . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия в эпоху Великих реформ. Конрреформы Александра III .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)