Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОППОРТУНИЗМА СТУДЕНТОВ



2019-08-13 712 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОППОРТУНИЗМА СТУДЕНТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

В виде магистерской диссертации

 

Тема: Исследование оппортунизма студентов для повышения деловой активности (на примере «УрГУПС»)

(пояснительная записка)

 

38.04.02.14.ВКР.МТмк217.02.ПЗ

(обозначение документа)

 

 

Разработал студент МТмк-217     И. А. Кулаков
  (студент-дипломник) (группа) (подпись) (дата) (ф.и.о.)
Руководитель

профессор, д-р экон. наук

    В. С. Паршина
  (должность, звание)   (подпись) (дата) (ф.и.о.)
Консультант

профессор, д-р экон. наук

    В. С. Паршина
  (должность, звание)   (подпись) (дата) (ф.и.о.)
Нормоконтролер ассистент       Н. В. Калганова
  (должность, звание)   (подпись) (дата) (ф.и.о.)
Рецензент          
  (должность, звание)   (подпись) (дата) (ф.и.о.)

 

Екатеринбург

2019

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ФГБОУ ВО УрГУПС)

 

 

Факультет экономики и управления

Кафедра «Управление в социальных и экономических системах»

Направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

канд. экон. наук, доцент Т. Б. Марущак

_________________________

«____»_____________20___ г.

 

 

Задание

на выпускную квалификационную работу обучающемуся

 

Кулаков Илья Александрович

(Фамилия Имя Отчество)

Тема ВКР Исследование оппортунизма студентов для повышения деловой активности (на примере «УрГУПС»)

 

утверждена приказом по университету «03» апреля  2019г. №_524-со__

2. Срок сдачи обучающимся законченного ВКР _08.06.2019________________

3. Исходные данные к ВКР фундаментальные научные труды зарубежных и отечественных специалистов по оппортунизму, оппортунистическому поведению и управлению оппортунизмом, особенностям проявления оппортунизма.

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) Раскрыть сущность понятия «оппортунистическое поведение; Рассмотреть виды оппортунизма; Определить природу и предпосылки возникновения; Проанализировать возможные средства профилактики возникновения данного типа поведения; Разработка мероприятий по урегулированию оппортунистического поведения.

5. Перечень демонстративно-графического материала (с точным указанием обязательных чертежей и другого наглядного материала) Рисунок 1 – Определение оппортунизма авторами Рисунок 1 – Уровни эгоистического поведения по Оливеру Уильямсонсону; Рисунок 2 – Степень оппортунистического поведения; Рисунок 3– Основные критерии выбора УрГУПС, единицы измерения человек;; Рисунок 4 – SWOT-анализ; Рисунок 5– Оценка формы обучения; Рисунок 6– Список поступивших/отчисленных;  Рисунок 7 - Коммерческая форма обучения; Рисунок 8 – Стоимость мероприятий.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК

 

№ п/п Наименование этапов ВКР Срок выполнения этапов ВКР Примечания
1 1 раздел ВКР 01.04 – 13.04  
2 2 раздел ВКР 15.04 – 27.04  
3 3 раздел ВКР 29.04 – 11.05  
4 Оформление пояснительной записки к ВКР 13.05 – 25.05  
5 Нормоконтроль ВКР Проверка ВКР и допуск к защите зав. кафедрой 27.05 – 08.06  
6 Подготовка раздаточного материала и презентации 10.06 – 15.06  
7 Предзащита ВКР 17.06 – 22.06  
8 Защита ВКР 24.06 – 01.07  

 

Дата выдачи задания, руководитель

________________________________________________________________

(дата                                             подпись                                                                        ФИО)

 

Задание принял к исполнению обучающийся ___________________________

                                                                                               (дата           подпись                 ФИО)

 


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
4
38.03.02.14.ВКР.МТмк217.02.ПЗ  
 Разраб.
Кулаков И.А.
 Провер.
Паршина В.С.
 
 
 Н. контр.
Калганова Н.В.
 Утверд.
Марущак Т.Б.
  Исследование оппортунизма        студентов для повышения деловой активности (на примере «УрГУПС»)  
Лит.
Листов
79
 
РЕФЕРАТ

 

 

Выпускная квалификационная работа выполнена на 79 страницах, имеет 3 раздела, 15 таблиц, 9 рисунков, 3 приложения, 28 наименование литературных источников.

ТЕОРИИ КОНТРАКТОВ, КОНТРАК ОППОРТУНИЗМ, ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОТЛЫНИВАНИЕ.

Цель – исследование оппортунизма студентов для повышения деловой активности.

Объектом исследования являются студенты обучающиеся в университете.

Предметом является оппортунистическое поведение студентов.

Методы исследования: теоретические методы исследования оппортунистического поведения (теория игр, методы математического моделирования, логические эксперименты), эмпирические методы исследования оппортунистического поведения (анкетирование студентов, описание практических ситуа

ций (Case-study), интервьюирование сотрудников), SWOT-анализ.

Работа состоит из 3 разделов. В первом разделе изложены теоретические основы оппортунизма студентов. Во втором разделе даны методические основы оппортунизма учащихся вуза. В третьем разделе даны рекомендации по снижению причин возникновения оппортунизма в вузе.

 

                           

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 6
1 Теоретические основы оппортунизма студентов.................................. 8
1.1 Сущность понятия оппортунистическое поведение.......................... 8
1.2 Особенности возникновения оппортунизма в образовательных учреждениях.......................................................................................................   20
2 Методические основы оппортунизма учащихся вуза........................... 42
2.1.Организационная и технологическая характеристика объекта......... 42
2.2 Формы оппортунизма студентов.......................................................... 52
2.3. Анализ деятельности вуза................................................................... 58
3. Рекомендации по снижению причин возникновения оппортунизма в вузе......................................................................................................................   64
Заключение......................................................................................................... 79
Список использованных источников......................................................... 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А –  Проект-опросник...................................................... 83
Приложение Б – Анкета.............................................................................. 86
Приложение В – Сведения о переводе, восстановлении и отчислении студентов (на 01.01.2017 г.)..............................................................................   91

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы является оппортунистическое поведение студентов, которые ставят свой интерес на первое место и при этом нарушая нормы моральных границ. Склонность к оппортунистическому поведению присуща всем студентам. Каждый из них являются личностями, которой присуще те или иные черты, прямым образом влияющие на их манеру поведения и восприятие всего происходящего в университете. Часто студенты выбирают другие «пути», к реализации целей, которые в свою очередь не слишком, то отличаются от целей и задач университета и преподавателей. Факт того, что индивидуальное поведение стало рассматриваться не только в виде пассивного ответа на конкретные требования, но и в виде активного посыла, который, исходя из своей сущности, изменяет организационные действия студента. 

Цель – исследование оппортунизма студентов для повышения деловой активности.

Задачи:

– раскрыть сущность понятия «оппортунистическое поведение;

– рассмотреть виды оппортунизма;

– определить природу и предпосылки возникновения;

– проанализировать возможные средства профилактики возникновения данного типа поведения;

– разработка мероприятий по урегулированию оппортунистического поведения.

Объектом исследования являются студенты обучающиеся в университете.

Предметом является оппортунистическое поведение студентов.

Методы исследования:

Теоретические методы исследования оппортунистического поведения:

1. Теория игр

Фон Нейман определил суть теории игр и создал условия для возникновения новой математической теории. С этого момента игры перестали быть развлечением и превратились в сценарий, в котором двое или более человек могли развивать рациональные стратегии, чтобы повлиять на результат партии. Сценарии могли быть абсолютно разными, и для их реализации был необходим такой сложный и фундаментальный аспект, как принятие решений.

Игра – это деятельность, присущая не только человеку, но и большинству высших млекопитающих. Доказано, что игра сама по себе является неотъемлемой частью процессов обучения и развития многих важных качеств. Именно через игру животные учатся координировать свои движения, чтобы охотиться, нападать, защищаться, именно через игру человек развивает многие способности, используя различные элементы для симуляции реальности. Для игры важны три фактора: сценарий, случайность и заклад.

2. Методы математического моделирования;

3. Логические эксперименты

В физике, философии и некоторых других областях знания – вид познавательной деятельности, в которой ключевая для той или иной научной теории ситуация разыгрывается не в реальном эксперименте, а в воображении. Мысленный эксперимент в физике зачастую напоминает доказательство теоремы методом от противного в математике, когда некоторое положение физической модели или схемы сначала отвергается, а затем путём преобразования модели мы приходим к противоречию с тем или иным принципом, который считается безусловно истинным. Например, с принципом отсутствия достаточного основания в ситуации зеркальной или какой-либо иной геометрической симметрии, принципом галилеевской инвариантности, принципом невозможности вечного двигателя, принципом причинности и т. д.

Эмпирические методы исследования оппортунистического поведения:

– анкетирование студентов;

– описание практических ситуаций (Case-study);

– интервьюирование сотрудников (с целью выявления субъективной оценки оппортунизма).


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОППОРТУНИЗМА СТУДЕНТОВ

 

 

1.1 Сущность понятия оппортунистическое поведение

 

Невозможно исследовать тему, не определившись в понятиях, которыми предполагается оперировать в ходе работы, поэтому обозначим объёмы используемых нами понятий.

В новой институциональной экономической теории контракт (договор) рассматривается как разновидность институционального соглашения. В терминах последнего контракта можно определить следующим образом:

Теория контрактов состоит на два больших блока, связанные с проблемами ex ante и ex post контрактных отношений. В первом случае речь идет о том, как подобрать наилучшего партнера, по тем или иным критериям, а во втором речь идёт уже о том, как заключить оптимальный контракт. В теории ex ante речь идет о решении проблемы оппортунизма экономических агентов, препятствующего заключению эффективных сделок.

Контракт – соглашение об обмене относительными правами собственности, имеющее, как правило, юридические последствия. При этом каждая сторона контракта является одновременно кредитором по одному обязательству и должником по другому обязательству: так учебное заведение обязано предоставить условия для получения студентом образовательных услуг, а студент обязан прилагать усилия в процессе обучения. В случае нарушения обязательств обе стороны вправе разорвать контрактные отношения.

Любая двусторонняя сделка предполагает наличие трех элементов: предложения о заключении договора (оферта); принятия предложения (акцепт) и исполнения.

Неоклассическая теория исходит из того, что экономические агенты заключают между собой совершенные контракты. Совершенный (полный)        контракт [1]:

– должен устанавливать, что каждая сторона должна делать в каждом возможном случае развития событий;

– должен устанавливать распределение издержек и выгод для каждого возможного варианта развития событий;

– должен учитывать все случаи несоблюдения условий контракта и предусматривать соответствующие санкции.

В реальности совершенные контракты невозможны, поскольку людям свойственна ограниченная рациональность, а информация, как правило, неполна и ассиметрично распределена.

Институционализм отказывается от упрощенного подхода неокласси-ческой теории, исходя из предположения, что в действительности:

– транзакционные издержки всегда положительны;

– права собственности никогда не бывают полностью определены и абсолютно надежно защищены;

– любые контракты являются неполными;

– участники сделок (трансакций) склонны к нарушению взятых на себя обязательств;

– государственное принуждение к исполнению контрактов представляет собой один из возможных способов их защиты.

В экономической теории контрактов рассматриваются два этапа экономического взаимодействия – этап заключения контракта (ex ante) и этап исполнения контрактов (ex post). На этапе заключения контракта мы не знаем, какое состояние реализуется, и вынуждены оговаривать в контракте все возможные варианты будущего развития событий. Также любой контракт должен содержать конкретные процедуры урегулирования возможных конфликтов.

С несовершенством информации при заключении контракта связано такое явление, как оппортунистическое поведение, принимающее вид неблагоприятного отбора (на стадии заключения контракта) и морального риска или вымогательства (на стадии исполнения). Рассмотрим история появления оппортунизма и как эволюционировало.

В новых институциональных экономических теориях оппортунистическое поведение стороны правовых гражданских отношений преподносится как интерес максимизировать свое материальное состояние в процессе экономического обмена контрагентов. Если физическое или юридическое лицо ставит свой интерес на первое место и при этом его не сдерживают нормы моральных границ, то смело можно сказать, что контрагент склонен к оппортунистическому поведению. Прежде всего, дадим определение исследуемого понятия.          Ф. Энгельс называл это «забвением», так как все, что делает оппортунист, приносится в жертву для его будущего благополучия.

В таблице 1 приведены некоторые дефиниции, встречающиеся в экономической литературе.

 

Таблица 1 – Определение оппортунизма авторами

 

Источник   Определение Ключевые элементы, определяющие оппортунистическое поведение
Уильямсон О.И.  [2, С. 40] «Оппортунизм – погоня за личным интересом с помощью такого инструмента, как обман – асимметричность информации; – преднамеренность действий; – скрытый характер поведения
Шаститко А.Е. [3, С. 47] Оппортунизм – инструмент помощи экономического агента с его личными интересами, при этом у него отсутствуют мораль, а действия противоречат интересам других агентов – асимметричность информации; – преднамеренность действий
Олейник А.Н. [4, С. 142] «Оппортунизм – ущерб интересам контрагента и получение выгоды с помощью «несоразмерности» информации – асимметричность информации; – преднамеренность действий
Попов Е.В. [5, С. 9] Оппортунизм в системе экономических отношений представляет собой осмысленное действие экономического агента, целью которого является свои интересы в обход соглашения – асимметричность информации; – ущерб контрагента; – преднамеренность действий
Королев А.И. [6, С. 246] Оппортунистическое поведение показыва- ет деятельность одного индивида. В его личных поступках при трансакционной деятельности, у которой есть границы, которые он собирается нарушить с помощью ассиметричной информации – преднамеренность действий; – ущерб контрагента

 

Окончание таблицы 1

Нестеренко А.Н. [7, С. 215] «Оппортунизм – отклонение от следований договора как письменного, так и устного. Основание оппортунизма – это ложная, исковерканная информация, которую субъект оппортунистического поведения выдаёт за истину перед другой стороной в предконтрактный и постконтрактный период – несовпадение интересов контрагентов – ущерб контрагента

 

Исследование оппортунизма началось во второй половине девятнадцатого века совместно с революционным движением рабочего класса. Часть идеи была взята из нескольких аспектов домарксового социализма, а тактика у анархистских групп и либеральных реформистов. Ф. Энгельс и К. Маркс во время первого и второго интернационала одних О. Бланки, М. А. Бакунина, которые двигали рабочее движение на путь авантюризма, а с другой подвергли критике составную часть установок и саму концепцию «оппортунизм» К. Шрамма, Ф. Лассаля и Э. Бернштейна по причине их страха перед господствующим классом капиталистического общества или проще буржуазией. Впоследствии оппортунизм переделывается под идеологию Ф. Энгельс и К. Маркс, умело маневрируя между фразами «Маркса».

Понятие «оппортунизм» в экономической теории появилось во второй половине ХХ века. О.Уильямсон характеризует его как подачу частичных и(или) искажённых данных, в частности сознательной лжи, введении в заблуждение, искажение и скрытие истины или других методах.

Имея франко-латинское происхождение, в буквальном переводе термин оппортунизм означает «удобный» и «своевременный» и показан как главную движущую силу индивидов по использование как настоящих, так и будущих возможностей, являющуюся по своей сути формой социальной адаптации или приспособления.

Проблема оппортунистического поведения и управления оппортунизмом исследуется как в работах зарубежных, так и отечественных специалистов. Данная проблематика описана в работах известных зарубежных авторов, таких как О. Уильямсон, Л. Алесси, М. Спенс, Дж. Акерлоф, М. Алле, Дж. Стиглиц, Т. Эггертсон и др. Среди российских исследователей, занимающихся проблемами оппортунизма, необходимо отметить следующих: А.Н. Нестеренко, А.Е. Шаститко, В.И. Бархатов, Д.А. Плетнев, Н.В. Боровкова, В.В. Мартинец, Е.В. Козлова, В.И. Беляев, А.И. Королев, А.С. Ольшанский, Ю.В. Безобразова, А.М. Макаров, В.В. Чащин, А. Скоробогатов.

У большинства исследователей данного вопроса сложилось мнение, что возрастающее оппортунистическое поведение складывается их роста профессиональных навыков сотрудников и их потенциалом, так как каждый является личностью, которой свойственен свой собственный стиль поведения в формальных, так и неформальных встречах с коллегами. Такие черты могут совпадать, так и не совпадать с эталоном, что продвигает организации в своей корпоративной культуре.

Из приведенных выше определений оппортунизма считаем наиболее емкими, данные двумя исследователями – О.И. Уильямсоном и А.Н.Олейником, так как их формулировки отражают в большей мере смысл описываемого явления. Кроме того, их научные изыскания по данной тематике весомы. Они оба считали оппортунизм эгоистическим поведением индивида, который использует лжеинформацию против другой стороны с целью увеличения своего положения.

Они считали, что благоприятной почвой для оппортуниста являются: отсутствие контроля над деятельностью, асимметрическая информация, отсутствие связи «результат = оплата», низкий уровень «корпоративного духа».

Если среди экономических агентов присутствует оппортунизм для фирмы, это может сулить серьезные проблемы. Например, в акционерном обществе, при делении объема управления собственника, происходит конфликт между менеджером и собственником.

Вышеназванные авторы выделяют четыре основных типа оппортунизма: оппортунизм с позиции руководства к работникам (предконтрактный и постконтрактный) и с позиции работников к руководству (предконтрактный и постконтрактный).

Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост [8].

Анализ современной экономической литературы демонстрирует наличие большого разнообразия форм оппортунизма в трудовых отношениях. Приведем формы оппортунизма, описанные в современной экономической литературе [2–7]:

– нарушение трудового договора по причине поручения большего объема работ, больше чем прописано в договоре без адекватной оплаты;

– изменение планов;

– непредставление работникам льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством;

– экономический шпионаж;

– испытательный срок;

– отлынивание;

– использование служебного положения;

– неблагоприятный отбор;

– принижение значимости дела работника;

– симпатия к определённому работнику при выборе работ, награда и должностей (способ уменьшения должности, размера награды за труд и т.д.);

– использование служебного положения;

– небрежность;

– конкуренция между фирмами;

– сокрытие работниками своей подработки; 

– саботаж, выражающийся в сопротивлении персонала организационным изменениям;

– обдуманное «закрытие глаз» на минусы в работе, в виде неполной или недостоверной информации об условиях труда, которое было намеренно сокрыто менеджером;

– вымогательство, которое проявляется при перераспределении сверхприбыли собственника, может недоблюсти интересы которая инвестирует;

– манипулирование заработной платой;

– увольнение работников без законных оснований;

– неоплачиваемая сверхурочная работа;

– другие интриги персонала.

Оливер Уильямсон выделяет три уровня эгоистического поведения: послушание, следование личным интересам и оппортунизм (рис. 1.).

 

Рисунок 1 - Уровни эгоистического поведения по Оливеру Уильямсонсону

 

Признаками оппортунистического поведения являются:

– стремление угодить всем и каждому;

– надменность по отношению к тем, кто ниже по рангу;

– стремление привлечь внимание;

– хвастовство и уклонение в ответах;

– заискивание перед другими;

– использование слабости людей в своих целях;

– выполняет задания выгодные личной карьеры;

Типы проявления оппортунизма:

– внутренний и внешний (рис. 2.).

– явный (ложь, мошенничество, воровство) и неявный (необоснованный риск, несправедливость и др.);

– оппортунизм до и после заключения контракта (предконтрактный и постконтрактный) [3].

 

Рисунок 2 –Степень оппортунистического поведения

 

Наиболее распространенные формы оппортунизма в современных организациях:

– трудовой абсентеизм (уклонение работников от выполнения обязанностей, отсутствие на работе без уважительной причины);

– обструкция (протест, действия, направленные на срыв трудового          задания);

– пассивная обструкция («сидячая забастовка», формальное выполнение работников своих обязанностей, что ведет к неминуемым сбоям в работе организации);

– саботаж (намеренный срыв работы путем отказа от нее или умышленно небрежного ее выполнения; порча производственного оборудования, сырья, продукции; подрыв репутации, публичное разоблачение).

Более «мягкие» формы оппортунизма проявляются в виде: нелояльности к коллегам, неприязни к коллегам и руководству, неготовности к изменениям, критике нововведений, поиске новой работы.

Классификации О. Уильямсона можно выделить формы оппорту-   низма [2]:

Предконтрактное оппортунистическое поведение – это оппортунистическое поведение в период заключения контракта при приеме на работу. Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный или ухудшающий условия обмена. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды и обычно является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ.

К предконтрактному можно отнести:

1. Неблагоприятный отбор.

Это можно понимать так: наниматель не знает о реальных способностях, навыков, знаний нанимаемых им работников (или в нашем случае менеджеров) до начала действия контракта.

2. Изменение планов.

Нанимаемый менеджер предполагает заключить контракт на ограниченный срок, при этом не считает нужным оповестить о своих планах нанимателю.

3. Шпионаж.

Агент устраивается на работу в фирму с целью получения фнутрифирменной информацией, при этом принципал терпит издержки дважды: потеря стратегической информации, агент не заинтересован в прибыли фирмы, следовательно, его производительность ниже предполагаемой.

Постконтрактный оппортунизм обычно возникает по причине неполноты контракта, поскольку при составлении контракта нельзя предсказать все возможные действия агентов. Другая причина постконтрактного оппортунистического поведения – это сложность контроля действий сторон.

К послеконтрактному можно отнести:

1. Отлынивание

Данным термином А. Алчиян и Г. Демсец обозначили выполнение работы с меньшей отдачей, чем следует по договору. К отлыниванию можно также отнести периодические отлучки с рабочего места, посторонние дела и пр.

2. Небрежность. Сознательно допускаемая халатность, недобросо-вестность.

3. Использование служебного положения.

Природа возникновения оппортунизма совершенно неоднородна и разнопланова. Однако наиболее часто трудовой оппортунизм возникает вследствие нарушения равновесного соответствия в выполнении определенных обязательств сторон. Так, в большинстве случаев оппортунизм работников возникает как ответная реакция на оппортунизм работодателя или администрации фирмы. Нарушение контрактных обязательств по отношению к сотрудникам возможно и со стороны работодателя:

– требование от работников выполнять обязанности, не соответствующих их компетенции;

– требование задерживаться после работы или выходить на работу в выходные дни;

– задействовать личные связи, знакомства работника для решения каких– либо проблем организации;

– регулярно нарушаемые или длительные по времени обещания руководителей структурных подразделений, в обмен на которые они требуют от сотрудников выполнения определенных видов работ.

Работники, испытавшие на себе влияние оппортунизма со стороны работодателя, рассматривают это как форму покушения на их экономическую свободу. Поэтому для восстановления нарушенного равновесия они вынуждены принимать защитные меры, выражающиеся в различных формах оппортунизма. Инициатива в этом процессе не обязательно принадлежит работодателю, хотя его первичность встречается наиболее часто. Иногда работники в ответ на корректные отношения работодателя минимизировать трудовые усилия. Тогда оппортунизм со стороны работодателей становится вынужденной мерой, направленной на восстановление сократившегося уровня экономической свободы фирмы. Вследствие того, что в руках работодателя находится административный ресурс, который легко использовать для изменения существующих в фирме формальных и неформальных правил, возникает ситуация, в которой оппортунизм работодателя тяжелым бременем ложится на сотрудников.

Отлынивание как частный случай оппортунистического поведения. Исходя из существования различных форм оппортунистического поведения (неблагоприятный отбор, вымогательство, моральный риск), самой распространенной на сегодняшний день является «отлынивание». Персонал компании работает с меньшей отдачей, чем от него требуется в соответствии с прописанными в уставе организации требованиями. Проблема заключается в том, что «лишь малая часть того, что люди фактически делают на работе, поддается детализированному контролю». Довольно таки благоприятная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группы (команды, отдела), когда достаточно сложно выделить личный вклад каждого работника компании в совокупный итог деятельности «команды». На этой основе в последние годы наиболее распространенным видом оппортунизма становится трудовой оппортунизм служащих. Наемному работнику низшего уровня свойственны различные формы отлынивания от работы, при этом большинство из них носят скрытый характер. Редко встречаются формы прямого отсутствия работников на рабочих местах, как правило, это отсутствие обусловлено весьма благовидными и даже необходимыми предлогами, например, различными видами согласований, сбором информации, организационным контролем, в расчете на то, что данный вид отлынивания выявить очень трудно или дорого оппортунистический поведение отлынивание.

Возможны совершенно разные типы отлынивания от работы в зависимости от того, как организована оплата труда работника, а также каким образом она увязана с целями организации в целом. В большинстве ряде случаев для работников отделов характерен специфический тип отлынивания, связанный именно с поиском «временных дыр» в рабочем времени, когда он сможет отлынивать. Временные дыры могут быть разными. Можно выделить «добросовестное отлынивание», связанное с потреблением на рабочем месте, «телорез» когда, сотрудник, будто ледоход чем- то занят, однако при этом непосредственные результаты его труда отсутствуют. В лучшем случае проявляются побочные результаты, создание которых входит в обязанность других служб и должностных лиц. Наиболее распространенными видами такого оппортунизма являются поиск личной информации в Интернете (в частности социальные сети), телефонные разговоры по личным вопросам, разговоры с сослуживцами, перекуры, чаепития. Сотрудники в свою очередь находятся на рабочих местах, они активно имитируют активную и продуктивную деятельность, но при этом фактически ничего не делают.

Еще один вид отлынивания – за счет качества выполняемой работы. Сотрудники будут стремиться расслабиться в процессе выполнения своих трудовых обязанностей, выполнять работу с минимально пригодным качеством. И в данном случае главная цель, не вызывая упреков со стороны руководства – минимизировать трудозатраты до допустимо возможных. Человек, занимающийся репродуктивным трудом, всегда будет стремиться отлынивать, если он работает не на себя, что абсолютно естественно. Но большей частью он отлынивает, тогда, когда ему это позволяют. Если, например, нет необходимого контроля за результатами его труда или условия труда таковы, что работник может выполнять свой круг обязанностей с низкой интенсивностью и напряженностью труда. В результате оппортунизм работников оборачивается для фирмы большими издержками как прямыми, в основном, когда работники не в полном объеме выполняют свои обязанности, так и издержками «упущенных возможностей», поскольку при отсутствии оппортунизма фирма могла бы добиться более высоких результатов.

Не следует считать, что основная цель управленцев пресечь оппортунистическое поведение работников, а задача работников – всеми возможными способами «увильнуть» от работы. Конечно, работник стремится сэкономить трудовые усилия, но еще больше он заинтересован в достойной оплате своего добросовестного труда. Важно иметь в виду, что при повременной форме оплаты труда риск отлынивания работников значительно выше: их зарплата не поставлена в зависимость от конечных результатов отличающий деятельности. Поэтому для повышения заинтересованности в высокоэффективном труде работников- повременщиков, в том числе и лиц, «сидящих на окладе», следует применять различные поощрительные схемы (премирование за достижение высоких результатов деятельности).

Рассмотрим проявление оппортунистического поведения в образовательной сфере всеми участниками образовательного процесса.

 

 

1.2 Особенности возникновения оппортунизма в образовательных учреждениях

 

Сфера оппортунистического поведения в образовательной деятельности изучена мало из- за ряда признаков, которые предопределяют специфику деятельности: неосязаемость, гетерогенность, непостоянство качества, длительность оказания, неразделимость производства и потребления, неотделимость от источника, невозможность хранения и транспортировки, относительная неисключительность в потреблении, отложенный полезный эффект, доверительность, сигнальная функция.

Данные характеристики образовательных услуг обусловливают тот факт, что оценить качество образования напрямую его потребителям крайне сложно, поэтому образование можно отнести к категории доверительных благ.

Оценки за экзамен по ЕГЭ в этом году по многим предметам доля участников, которые не смогли преодолеть минимальные пороги на тройку по причине слабой подготовленной базы знания по данному предмете.

Также стоит отметить небольшой прирост среднего балла практически по каждому ЕГЭ. Лидерами среди предметов по выбору (рис. 3) по-прежнему являются профильная математика, обществознание, физика и биология.

 

Рисунок 3 – Рейтинг предметов по выбору

 

Рейтинг по количеству двоек возглавили обществознание, химия и биология, а профильная математика впервые покинула в нем «первую тройку» (рис. 4).

 

Рисунок 4 – Рейтинг предметов по количеству «двоек»

 

 

Факты о ЕГЭ 2018 г.

– ЕГЭ сдавала 731 тысяча человек, в том числе 645 тысяч выпускников текущего года;

– 100 баллов на ЕГЭ получили более 6 тысяч российских школьников (рис.5);

– с экзамена были удалены без права пересдачи в текущем году: 478 человек за пользование мобильным телефоном и 463 человека за шпаргалки.

– один участник из Москвы сдал на 100 баллов сразу четыре предмета.

 

2019-08-13 712 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОППОРТУНИЗМА СТУДЕНТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОППОРТУНИЗМА СТУДЕНТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)