Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОППОРТУНИЗМА В ВУЗЕ



2019-08-13 270 Обсуждений (0)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОППОРТУНИЗМА В ВУЗЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Проведём статистическое исследование оппортунистического поведения. Для данного анализа мы провели опрос среди студентов в количестве 295 человек второго, третьего и четвертого курсов, обучающихся на технической специальности назовем «технари» и экономической специальности «гуманитарии», платного и бюджетного обучения Уральского государственного университета путей сообщения.

Разработанная нами анкета включала опрос из двадцати семи закрытых вопросов.

Опрос был выстроен следующим образом: был задан вопрос, например, «каковы мотивы выбора данного вуза?» и предложены варианты ответов.

59 % опрошенных респондентов были женского пола, остальные 41 % – мужчины. Возраст 73 % респондентов 20–22 лет, 20 % – 17–19 лет, 7 % – 23–25 лет. 37 % опрошенных технического направления из них 32 % бюджетники

Бал ЕГЭ среди гуманитарных направлений 1 курса средний бал 165- 180, минимальный 154 и максимальным 314.

По техническому направлению средний балл 175–190, минимальный 145 и максимальный 237. При выборе вуза основными мотивами 21 % респондентов  отметил «государственный статус вуза» и столько же «низкий конкурс на выбранном направление подготовки». Среди них «гуманитарии» свое предпочтения отдали второму, а технические первому.

Главную цель обучения в 87 % случаях студенты считают получение диплома государственного образца из них 37 % опрошенных технического и 50 % гуманитариев. В вопросе «Оцените по 5-балльной шкале формы обучения, способствующие наиболее качественному обучению в вузе?» (табл. 11)

Для 53 % опрошенных приходится совмещать работу с учебой 45 % гуманитариев и 8 % технарей. Респонденты на 75 % иногда прогуливают занятия по причине работы. При этом 100 % технарей как платного, так и бесплатного обучения высказали, что после окончание университета хотят работать по своему направлению подготовки, «гуманитарии» же на 75 % не уверены, что будут работать по своему направлению.

Таблица 11– Оценка формы обучения

 

Формы обучения

Баллы

«гуманитарии»

Баллы

«Технари»

Процент

«гуманитарии»

«Технари»

Платники Бюджетники
Традиционные лекции 4 3 61 75 90
Лекции в режиме диалога, дискуссии, мозгового штурма и в др. интерактивных формах 5 4 84 75 85
Семинары, практические занятия 4 5 94 86 77
Лабораторные работы 3 4 56 68 95
Научно-исследовательская работа студентов, курсовые и дипломные работы 3 4 73 57 87
Практика на предприятии 4 - 82 - -
Самостоятельная работа студентов 5 5 96 67 50

 

Морально-нравственную атмосферу в вузе считают нейтральной 64 %.

На вопрос «Оцените по 5-ти балльной шкале среднестатистическое качество работы преподавателей» респонденты ответили (табл. 12).

 

Таблица 12– Оценка среднестатистического качества работы преподавателей

 

Формы обучения

Баллы

«гуманитарии»

Баллы

«Технари»

Проценты

«гуманитарии»

«Технари»

Платники Бюджетники
Преподаватель излагает материал ясно, доступно, соблюдает логическую последовательность в изложении, выделяет главные мысли и т.д. 5 4 69 52 50
Преподаватель излагает материал эмоционально, образно 3 4 71 58 45

 

Продолжение таблицы 12

Темп изложения материала преподавателем доступный для понимания и конспектирования 4 4  

87

87 50
Преподаватель увлечен своим предметом и во время изложения учебного материала умеет увлечь им студентов 3 4 74

64

36
Проявляет терпение, доброжелательность, такт по отношению к студентам 4 4 56

87

54
             

 

Исходя из полученных предварительных данных исследования оппортунистического поведения, можно прийти к некоторым выводам.

Сама оценка диплома и знания остаются вне рассмотрения. На первое место встаёт наличие диплома. Именно это ситуация негативно сказывается на процесс обучения. Для большинства студентов получение хороших основательных знаний дело второстепенной важности, в отличие от первостепенной значимости получения диплома. Так и начинается студенческий оппортунизм.

Например, студент может увлекаться киберспортом вместо того, чтобы заниматься работой, что дал преподаватель. Из этого следует, что рабочее время студента, будет отличаться от номинального в меньшую сторону.

Также мы не должны забывать, что издержки отлынивания равны стоимости времени студента, которое он мог потратить на изучение материала, следовательно преподавателю придётся тратить дополнительное время на выравнивание знаний данного студента с программными требованиями.

Все мы знаем, что не все сотрудники выкладываются на сто процентов в организации. Студенты так же не прилагают максимальные усилия каждый день, так и появляется такая распространенная разновидность оппортунистического поведения как отлынивание.

Отлынивание как качество личности, по моему мнению, является синонимом таких слов как: уклоняться, увиливать, увертываться, отбрыкиваться, сачковать, отнекиваться от решения вопросов, отделываться от кого-либо.

Естественно, он не будет много заниматься, и по результатам его взаимодействия с преподавателем установятся низкие стандарты преподавания и оценивания. Это связано с тем, что у каждого человека, в том числе и у преподавателя, есть определенные ожидания, и видя такое отношение студентов интерес преподавателя снижается, он перестает интересоваться данным студентом, а значит меньше требований.

В самой организации учебного процесса показываются такие причины оппортунистического поведения, как «скрытность» информации и действий.

Со стороны потребителя образовательной услуги – студента – результатом минимальной мотивации к учебе является увеличение времени на сдачу, плагиат. Также курсовые и другие самостоятельные работы студента не блещут тем качеством, которые хотят видеть преподаватели.

При реализации на рынке образовательных услуг инвесторы, пользуются такими инструментами, как нарушение контракта с вузом, могут растягивать время по оплате образовательных услуг.

Отношение правительства к оппортунистическому поведению, проявляется в несвоевременной политике в области анализа рынка труда и формировании направлений по производству востребованных на рынке профессий.

Вследствие чего рынок не насыщен специалистами одних профессий, а в другие специальностях профицит. Но не стоит забывать, что правительство минимизирует объемы бюджетного финансирования образования путем сокращения доли тех, кто учится платно, к тем, у кого заключен контракт. Такая мере нужна для того, чтобы вузы приложили больше усилий самофинансированию и присваивая образованию признаки части награды.

Для решения данных проблем мы предлагаем несколько методов призванные ограничить распространения оппортунизма:

– создание в коллективе благоприятной атмосферы;

– введение дополнительных занятий;

– увеличении занятий семинарских занятий в игровой форме;

– развитие уверенности в студенте путём участие в конференциях;

– приглашение на лекции экспертов-производственников.

Рассмотрим данные методы в расширенном виде:

1. Развитие уверенности в студенте путём участие в Конференциях

Большинство опрошенных респондентов в опросе указывали, что не участвовали и не хотят даже попробовать выступить на конференции. Мы считаем, что отказ от участия делом последним.

Научные конференции позволяет студентам ознакомиться с актуальными проблемами науки с непосредственным участием и под руководством куратора. При рассмотрении теоретической и практической части исследовательской работы студент имеет право обратиться за помощью наставникам практик и дуального обучения. В этом случае студент имеет большое преимущество, так как появляется возможность рассмотрения проблемы не только в теории, но и на практике. Возможность сопоставить теоретические данные с практической реализацией, выявить недостатки и пути решения, и если позволяют возможности, внедрить на небольшой промежуток времени полученные выводы в практику и закрепить положительный результат самостоятельно. В том случае, если есть положительная динамика от реализованных идеей, есть возможность участия в подобном мероприятии на более высоком уровне. Таким образом, конференции помогут не только ознакомиться с чужими открытиями, а также прийти к своим открытиям, убедиться в их правильность и получить и закрепить профессиональные навыки и знания.

Помимо этого, каждый участник конференции учиться выступать перед публикой, развивает в себя новые качества, в том числе качества оратора, лидера и будущего специалиста. Участие в конференциях позволяет развивать личные и профессиональные качества, что впредь пригодятся в работе. Некоторые работодатели ценят наличие подобного опыта как участие в конференциях, так как считают этот опыт полезным и необходимым для формирования профессионализма. Поученные грамоты, благодарственные письма и сертификаты студенты могут внести в портфолио. Участие в научных конференциях способствует знакомству с интересными людьми и работодателями. Участие в научных студенческих конференциях поможет:

– выстраивать и грамотно излагать свои мысли; – научиться использовать научный стиль в своих работах;

– научиться самостоятельно обрабатывать информация и готовить презентацию;

– уверенно отвечать на вопросы и научиться настоять на своём; – научиться не бояться публичных выступлений;

– обогатить свой опыт и знания;

– убедиться в верном направлении учёбы;

– приобрести новых знакомых и единомышленников. Участие в таких мероприятиях, несомненно, может дать хорошие плоды, развить нужные качества и дать толчок к личностному росту. И что не менее важно, студент, ведущий активную научную деятельность, который не боится дискутировать на волнующие темы и неоднократно «держал удар» на выступлениях зачастую попадает в поле зрения будущих работодателей. Для большинства студентов участие в научной конференции первый опыт исследовательской деятельности.

Ценным будет являться творчество, интеллектуальная продуктивность, генерация новых идей студентами. Обязательным элементом каждой исследовательской работы должна являться практическая часть, основанная на собственных исследованиях автора. Все конкурсанты должны продемонстрировать практическую часть своей работы, представив самостоятельность изучаемого вопроса. Участие в Конференции для студентов – это хороший урок публичного выступления, где они оттачивали свое мастерство выражать мысли. Публичные выступления развивают уверенность и повышают самооценку [13].

2. Приглашение на лекции экспертов-производственников

Приглашать экспертов – производственников на пары для повышения мотивация данной направления подготовки студенты.

Один из важных аспектов расширения партнерских связей и развития международного сотрудничества, организация визитов гостевых профессоров – ведущих зарубежных специалистов. Зарубежные эксперты читают лекции, дают мастер-классы студентам факультета, участвуют в исследованиях и научных конференциях.

3. Введение дополнительных занятий.

У нескольких опрошенных нами студентов при поступлении балл по ЕГЭ был достаточным для сдачи, но не достаточным для понимания предмета в вузе. Попробуем разобраться, как выглядит сегодня программа высшего образования большинства вузов. Для каждой специальности, предлагаемой институтом или университетом, есть определенные требования, предъявляемые государством.

Согласно образовательным стандартам учебные заведения должны включать в расписание определенный набор предметов, обязательных для того или иного факультета. Именно благодаря этим правилам и будущие инженеры, и бухгалтеры могут посещать схожие лекции по информатике или истории          России.

Конечно. только на первых курсах, до углубления в специализацию. Но и тогда именно госстандарты регламентируют, что необходимо знать завтрашнему выпускнику в своей профессии. Хорошо ли это? К сожалению, не всегда.

Конечно, вузы не ограничиваются лишь обязательным набором предметов, добавляя в расписание дополнительные лекции и семинары. Но существующие правила значительно ограничивают как свободу выбора администрации университета при составлении расписания, так и объем учебной нагрузки в целом. Нельзя ведь ставить студентам по пять–шесть пар ежедневно.

А бюрократические препоны не позволяют государству оперативно реагировать на запросы рынка: многие эксперты сетуют на запаздывание официальных стандартов в подготовке молодых специалистов. В результате недовольны уже работодатели, критикующие уровень подготовки выпускников и заявляющие, что их приходится переучивать.

Отдельные частные вузы пытаются решить проблему, разрабатывая собственные уникальные программы. Но сложность очевидна: если нет обязательного набора предметов, то нельзя выдавать диплом государственного образца.

Поэтому, мы предлагаем внедрить в программу дополнительные факультативные занятия. Кажется, что у студента, который хорошо справляется с ежедневными занятиями, не должно возникнуть никаких проблем в процессе сдачи экзаменов. Он читает учебники, вникает в слова преподавателей и выполняет все домашние задания. Но, в самый ответственный момент, на экзамене студент может попросту перегореть. В результате он получает не ту оценку, которая может его устроить.

Причина провала довольно банальная – учащийся не уделил нужного внимания подготовке к сессии. Не нужно повторять ошибку студентов, которые из-за своей самоуверенности ошибочно считают, что всё знают, и ежедневно уделять 20–30 минут на повторение пройденного материала. Подобный подход позволит никогда не забывать пройденный материал и подходить к сдаче экзаменов полностью вооружённым знаниями.

Невозможно подготовиться к экзаменам в кратчайшие сроки, так как мозг попросту не выдержит таких нагрузок. Поэтому, лучше готовиться к сессии на протяжении всего семестра.

Правда, есть и более простое решение – различные факультативы и спец. курсы, которые легко можно найти в любом вузе. Кому? Зачем? Справедливости ради стоит сказать, что дополнительные занятия редко пользуются у российских студентов большой популярностью. Многие воспринимают их как обузу, не понимая смысла, ведь отдельные вузы (вот парадокс!) делают факультативы обязательными, предоставляя право выбрать один вариант из нескольких

Правда, у дополнительных занятий есть плюсы. Например, тем, кто посещает спецкурсы (неважно, платные или бесплатные), проводимые преподавателями, могут предоставить различные поблажки – от автоматов на экзаменах до помощи в последующем трудоустройстве.

Чаще всего подобное встречается у специалистов технического, инженерного и творческого профиля (где обучение связано с большим количеством практических работ).

Впрочем, если студент хочет быть замеченным преподавателями, деканатом или руководством вуза, ходить на спецкурсы имеет смысл всегда: благодаря меньшему числу студентов в группах и индивидуальной программе подготовки шанс выделиться здесь намного выше.

4. Увеличении занятий семинарских занятий в игровой форме.

Необходимость поиска и применения инноваций в преподавательской работе со студентами усиливается потребностью преодоления ряда сложностей, характерных для «классических» семинарских занятий.

Напомним о некоторых из них. Во-первых, скованность, психологический дискомфорт, напряженность участников семинара. В группе нередко ощущается «гнетущая тишина», связанная не столько с неготовностью к занятию, сколько с социальной дистанцией между преподавателем и студентами; порой общение их напоминает разговор генерального директора крупной компании с вызванным сотрудником, который, даже прекрасно владея материалом, не в состоянии вести «беседу на равных». Во-вторых, обычно активно работают несколько учащихся, остальные предпочитают «выжидательную тактику», отмалчиваясь. В результате у многих «средних» студентов вырабатывается комплекс «маленького человека в футляре», и этот комплекс может их преследовать затем в процессе трудовой деятельности. В-третьих, при подготовке к семинару студент мыслит и действует «линейно», а современные реалии трудовой деятельности социологов диктуют скорее «мозаичный» тип освоения действительности, многообразия возможных решений. В итоге после окончания учебы у многих возникают затруднения, так как в повседневной жизни происходит хаотичное наслоение информации, приходится вести несколько проектов одновременно, взаимодействовать с десятками людей ежедневно. Словом, для выпускника-социолога возникает множество новых, дискомфортных ситуаций, которые ранее не «прорабатывались» в процессе обучения. Многие семинарские занятия, к сожалению, не нацелены на выработку специфических навыков решительных действий в экстремальных ситуациях, нередко возникающих в трудовой деятельности (угроза срыва проекта, цейтнот, неудачные действия коллег, подрядчиков и т.п.).

На наш взгляд, преодолению указанных недостатков способствуют игровые формы семинарских занятий. Игровые формы имеют две основные разновидности: 1) «Слабое звено»; 2) «Брейн-ринг». Первый вариант, предусматривающий индивидуальную соревновательность, позволяет студентам реализовать свои интеллектуальные возможности, дифференцирует студенческую группу по степени ответов на вопросы по индивидуальному принципу. Однако данный вариант, несмотря на применение тайного голосования (студенты пишут фамилии «слабых звеньев» тех, кто оказался в «аутсайдерах», на заранее заготовленных листах бумаги), несет в себе значительный конфликтный потенциал (после окончания семинара, разгоряченные игроки продолжают выяснять отношения), и поэтому применяется не часто. Второй вариант предполагает коллективные формы обсуждения и командную соревновательность, использует механизмы деятельности малых групп, в том числе защитные реакции от внешнего воздействия со стороны модератора (преподавателя, ведущего семинарские занятия).

Приведём расчеты затрат на реализацию мероприятий.

В последний год наметился рост доли внебюджетных средств, которые в силу низкого бюджетного финансирования доходят в УрГУПС до 30–40 %.

Основными источниками внебюджетных средств являются плата за обучение студентов, платные подготовительные курсы, сдача помещений в аренду и оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Если группа состоит из 15 человек можно считать, точкой безубыточности доходы равны расходам, а если более 15 человек, то прибыль от коммерческих образовательных услуг -.10 % . Большая часть полученных средств идёт на развитие университета (табл. 13).

 

Таблица 13 – Контингент поступивших/отчисленных

 

Специальность Поступило 2015г.,чел. Начало 2019г.,чел.
1.Система обеспечения движения транспорта 72 (2014 г.) 60
2.Менеджмент 98 76
3.Туризм 29 24
4.Управление персоналом 50 42
5.Экономика 99 82

 

Расценка по оплате за обучения взята из «Приказа о стоимости обучения в ВО на 2018\2019 учебный год на 1 и 2 курсе» (табл. 14).

 

Таблица 14 – Стоимость образовательных услуг обучения

 

Специальность Оплата за семестр Оплата за год Оплата за весь период обучения
Система обеспечения движения транспорта 45 200 90 400 361 600
Менеджмент 45 100 90 200 360 800
Туризм 38 850 77 700 310 800
Управление персоналом 40 900 81 800 327 200
Экономика 39 800 79 600 318 400

 

Предположим, что студенты проучились половину общего срока обучения, а вторую не доучились. Выясним, сколько недополучил средств университет.

V=12·198 800+22·180400+5·155 400+8·163 600+17·159200=11 146 600

В результате внедрения мероприятий произошло снижение уровня оппортунизма количество студентов удержали от отчисления 20 %, что составит 10 % роста прибыли или 1 114 660 р. возвращённых средств университету.

По формуле найдём интегральный экономический эффект управления снижением уровня оппортунизма

 

Эинт = Р – К                                               (1)

 

где Эинт – интегральный экономический эффект управления снижением уровня оппортунизма

Р – экономические результаты внедрения управления снижением уровня оппортунизма

К – затраты на изменение институтов управления снижения уровня оппортунизма.

Наши мероприятия повышают мотивацию студентов, тем самым повышается интерес к учёбе и получению диплома, от этого показатель отчисленных снижается.

 

К = (ФЗП1 + ФЗП2 + … + ФЗПi) · Ксс                            (2)

 

где ФЗП1, 2 … i – затраты на оплату труда работников, привлекаемых к реалзации i-го мероприятия;

ФЗПi – рассчитывается как трудоемкость выполнения работ одним человеком * количество человек, задействованных в выполнении работ * период выполнения работы * размер средней заработной платы в подразделении, ответственном за реализацию мероприятия;

Ксс – коэффициент, учитывающий обязательные выплаты в фонд социального страхования.

Мероприятие 1.

Большинство опрошенных респондентов в опросе указывали, что не участвовали и не хотят даже попробовать выступить на конференции.

Научные конференции позволяет студентам ознакомиться с актуальными проблемами науки с непосредственным участием и под руководством куратора. При рассмотрении теоретической и практической части исследовательской работы студент имеет право обратиться за помощью наставникам практик и дуального обучения.

Участие в конференции без выезда из города стоит в среднем 750р., в стоимость входит: количество страниц в ставьте; электронное свидетельство и электронное издание . При это в среднем за год можно поучаствовать в трех конференциях, а значит 2 250 р., с одного человека. Возьмём, что от каждой группы участвует минимум по 10 человек, получим сумму 112 500 р.

Мероприятие 2.

Расширение партнерских связей и развития сотрудничество между партнерскими организациями считается необходимой частью деятельности организации. Визиты Эксперт-производственника для выступления с агитационной речью могут повысить мотивацию студентов на получение нужных компетенций в университете для последующего трудоустройства в их организацию. В соответствии с налоговым законодательством страховые взносы в государственные не бюджетные фонды (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, пенсионный фонд) составляет 30% от ФОТ. Проведут по 1 часу в течение 10 месяцев занятия стоимость 500р/ч., за 10 занятий 5000р. умножаем на страховые взносы 1.3 и на количество экпертов для 5 групп, получаем 32 500р. на все мероприятие.

Мероприятие 3.

Согласно образовательным стандартам учебные заведения должны включать в расписание определенный набор предметов, обязательных для того или иного факультета.

Для расчёта возьмём среднюю часовую ставку преподавателя в 250 р./ч. из этого сделаем расчеты. Занятия без перерывов длятся в среднем по 90 минут 10 занятий = 15 ч. И получается мы заплати преподавателю за его занятия 3 750 р., не забываем про страховые взносы 4 875р.,но у нас 5 разных групп и следовательно 5 преподователей, получается 24 375 р.

Мероприятие 4.

Необходимость поиска и применения инноваций в преподавательской работе со студентами усиливается потребностью в новых «игровых» семинарских занятий часовую ставку преподавателя возьмем туже 250 р./ч. Количества семинарских занятий в игровой форме на 7 занятий = 10,5ч. И получается мы заплати преподавателю за его занятия включая страховые взносы 3 413р., преподавателей 5 получается 17 065 р.

Для удобства приведем стоимость мероприятий в таблицу 15.

 

Таблица 15 – Стоимость мероприятий

 

Мероприятие Затраты тыс. руб.
Развитие уверенности в студенте путём участие в конференциях 112,500
Приглашение на лекции экспертов-производственников 32,500
Введение дополнительных занятий 24,375
Увеличении занятий семинарских занятий в игровой форме 17,065
ИТОГО 186,440

 

Затраты на реализацию мероприятий, направленных на изменение институтов управления, составили:

Полученным ранее 1 114 660 р. из возвращённых средств университету.

Эинт =1 114,660 тыс. р. - 186,440 тыс. р.= 928,220 тыс.р.

Таким образом, основываясь на расчетах затрат на изменение институтов управления и экономических результатов от внедренных изменений, можно оценить экономический эффект от внедрения методики управления снижением уровня оппортунизма.

Приведенные расчеты подтверждают экономическую эффективность внедрения методики управления снижением уровня оппортунизма.

Наши мероприятия повышают мотивацию студентов, тем самым повышается интерес к учёбе и получению диплома, от этого показатель отчисленных снижается.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наше исследование еще раз подтвердило, что основой мотивации активного участия в студенческой жизни (как собственно учебной, так и внеучебной) является, прежде всего, интерес учащихся, однако при этом на каждом этапе обучения студенты решают специфические личностные ценностно-содержа­тель­ные и организационные задачи, в связи с чем может смещаться и акцент их мотивации.

Так, для первокурсников первостепенный вопрос – адаптация к студенческим формам коллективной жизни, поэтому их поведение отличается высокой степенью конформизма. В последующие два года обучения у студентов, получающих общую подготовку по осваиваемой специальности, формируются собственные культурные запросы и потребности. Далее, на 4-6-м курсах, происходит переоценка жизненных и культурных ценностей, отмечается интенсивный поиск обучающимися наиболее целесообразных, приближенных к реальной трудовой практике форм профессиональной подготовки .

Считается, что перечисленными изменениями обусловлена закономерность трансформации мотивов образовательной деятельности учащихся высшей школы. Студенты первых курсов проявляют интерес к нестандартным формам обучения, позволяющим познакомиться с различными гранями содержания приобретаемого образования и будущей профессии. Ведущим мотивом на 2-м и 3-м курсах становится желание познавать новое и участвовать во всем, что с ним соотносится. Мотивом деятельности старшекурсников часто выступает желание передать опыт младшим коллегам и попробовать себя в качестве организатора университетского мероприятия.

 




2019-08-13 270 Обсуждений (0)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОППОРТУНИЗМА В ВУЗЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОППОРТУНИЗМА В ВУЗЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)