Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS. Эффект «храповика».
Анализ равновесия на национальном рынке осуществляется путем совмещения в одних осях координат графиков совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная система будет находиться в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен в экономике величина предполагаемого объема производства в экономике равна величине совокупного спроса. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения, таким образом, определит равновесный реальный объем внутреннего производства и равновесный уровень цен в экономике. Наличие на графике совокупного предложения трех специфических участков несколько усложняет анализ. Рис. 67. Макроэкономическое равновесие Равновесие на горизонтальном отрезке характеризуется высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользованных мощностей. На промежуточном участке объём выпуска и уровень цен взаимосвязаны: перепроизводство приведёт к снижению цен, недопроизводство – к повышению цен. Равновесие на вертикальном участке кривой совокупного предложения наступит при таком объёме производства, который соответствует полной занятости. Увеличение объёмов производства здесь невозможно, так как все ресурсы задействованы полностью. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе. Последствия увеличения ad зависят от того, на каком отрезке as оно проходит:
Сокращение ad должно привести к следующим последствиям:
Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения AD2 в AD1 (рисунок 68) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта «храповика» (ratcheteffect, храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рисунка 68. Рис. 68. Эффект храповика Первоначальный рост AD1, до состояния AD2 привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке E2, для которой характерен новый равновесный уровень цен P2 и объем производства Q2. Падение совокупного спроса от состояния AD2 до AD1, не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия E1, поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне P2. В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние E3, а реальный уровень производства снизится до уровня Q3. Эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде. Почему же цены не имеют тенденции к снижению?
Однако в долгосрочном периоде при падении AD цены будут понижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия. Смещение кривой AS При увеличении совокупного предложения экономика перемещается в новую точку равновесия, для которой будет характерно снижение общего уровня цен при одновременном росте реального объема производства. Рис. 69. Последствия роста AS Снижение совокупного предложения приведет к росту цен и уменьшению реального ЧНП. Рис. 70. Последствия падения AS Любая национальная экономика стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Поскольку ее функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и равнонаправленным интересом, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические признаки и условия. Можно выделить следующие признаки макроэкономического равновесия:
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |