Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный сектор экономики и границы его развития.



2019-08-13 279 Обсуждений (0)
Государственный сектор экономики и границы его развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для смешанной экономики характерно разнообразие типов и форм собственности, порождающей разнообразие форм хозяйств и типов предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность, образующая государственный сектор экономики.

Частная и государственная формы собственности отличаются, прежде всего, отношениями владения. В частной собственности субъектом владения выступают физические и юридические лица, которым принадлежат объекты экономической системы. В государственной собственности субъектом владения выступает государство. Государственный сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Государственный сектор экономики возникает двумя путями. Первый путь, когда государство (в США, ФРГ, Японии, Швеции) за счет средств бюджета строило или выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. Второй путь, когда государство (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии) осуществляет полную или частичную национализацию ряда отраслей и предприятий. Во второй группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем в первой.

В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам:

· создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (энергетика, транспорт, связь, коммунальное хозяйство);

· развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, космонавтика, авиация);

· национализация убыточных предприятий, в основном, в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Существование в условиях смешанной экономики государственного сектора способствует решению общегосударственных экономических задач. Главным логическим обоснованием существования государственного сектора в экономике выступает стремление населения страны устранить или смягчить неустойчивость экономики. Государственный сектор активно используется как средство макрорегулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВНП, способствующим решению социальных задач.

В России государственные и муниципальные предприятия могут быть созданы только в форме унитарных предприятий. Статус унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом РФ, в котором “унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия”.

Государственный и частный сектор экономики взаимосвязаны, но в своей деятельности руководствуются различными принципами. Так, госпредприятия зависимы от государственных структур и поэтому в их деятельности просматривается двойственность - нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности - работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам. У государственных предприятий меньше обязательств перед другими предприятиями, им, как правило, не грозит банкротство.

Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами - в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов. В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но с другой стороны, на госпредприятиях может на время вводится политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией.

Навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки делают госпредприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в более низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так, в США издержки производства на государственных предприятиях в среднем на 20%, а в Англии на 30% выше, чем на частных предприятиях.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (ограничение конкуренции, контроль над ценами и др.) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому государство как сознательный субъект должно осуществлять свою деятельность осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. При высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о приватизации - продаже рентабельных, реконструированных объектов государственной собственности частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась во всех развитых странах Запада.

С начала 90-х годов во всех постсоциалистических странах происходит глубокое сокращение государственного сектора экономики. В ходе реформы в КНР доля государственной собственности в экономике Китая снизилась с 76% (1980 г.) до 35% (1992 г.). На долю частного сектора приходится 60% розничной торговли. Бурный рост экономики Китая обусловлен негосударственным сектором.

В России приватизация началась с 1992 года. На первом ее этапе (с октября 1992 г. по июль 1994 года) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности, в общем объеме стоимости имущества, составила 35%.

С 1 июля 1994 года был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.

В 2000 году в России к государственной и муниципальной формам собственности относилось 11%: от общей численности предприятий.

Очевидно, что в России государственная собственность еще долго сохранит свою значимость и функцию опорного звена хозяйственной цепи. Это относится, прежде всего, к энергетике, транспорту, производству оборонной продукции и некоторых других отраслей, работающих в интересах всего государства. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Дальнейшего обсуждения и разработки заслуживает проблема размеров государственного сектора экономики в переходный период в России.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что государственный сектор экономики не дает такого мощного стимула к снижению издержек, хозяйственной рациональности, высокой рентабельности как это делает частный сектор.

В целом государственный сектор экономики служит дополнением частного сектора там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной.



2019-08-13 279 Обсуждений (0)
Государственный сектор экономики и границы его развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный сектор экономики и границы его развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)