Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические функции государства и макрорегулирование национальной экономики.



2019-08-13 297 Обсуждений (0)
Экономические функции государства и макрорегулирование национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные экономические функции правительства:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта

5.Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Суть первой функции – разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. Речь идёт о соответствующей рыночной экономике правовой основе предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д.

Суть второй функции – обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. С этой целью регулярно осуществляется демонополизация экономики и контроль за деятельностью естественных монополий.

Рыночная система влечёт за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода между населением. Суть третьей функции правительства – уменьшить неравенство доходов в обществе. Доходы перераспределяются государством следующими путями:

· через трансфертные платежи – выплату денег, передачу товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке (а не в обмен на товар или деньги). Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам, безработным, малообеспеченным, стипендии;

· путём вмешательства государства в ценообразование – устанавливаются фиксированные цены на ряд товаров и услуг, минимальный размер оплаты труда;

· в результате использования прогрессивной системы налогообложения. Налог на личные доходы применяется для изъятия большей доли доходов у богатых, чем у бедных. Такова суть третьей функции государства.

К числу проблем, которые не решает рыночный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты производства, которые загрязняют окружающую среду. В данном случае производители переносят часть своих издержек на население. Их издержки ниже вследствие того, что не используются очистные сооружения. Раз фирма несёт меньшие издержки, то она заинтересована в производстве большего количества соответствующего товара. В целях уменьшения объёма производства экологически «грязной» отрасли государство применяет два типа коррективных мер:

· законодательные. Правительство принимает закон, запрещающий или ограничивающий загрязнение. Этот закон заставляет загрязнителей нести расходы на утилизацию промышленных отходов, что удорожает производство данного товара и приводит к сокращению его предложения;

· вводится особый налог на «загрязнителя», который удорожает производство данного товара, и объём его производства сокращается.

Государство в целях производства общественных благ и услуг перераспределяет ресурсы из частного сектора в общественный.

Общественные блага и услуги отличаются от товаров индивидуального потребления тем, что они не подвержены действию принципа исключения и неделимы.

Суть принципа исключения: продукт получает тот, кто желает и в состоянии заплатить за него.

Неделимость означает следующее: общественные блага состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям (например, маяк, национальная оборона и др.).

Производство общественных товаров и услуг требует громадного капитала, а выгоды достаются обществу. Поэтому в производстве таких товаров частный капитал не заинтересован. Чтобы общество могло пользоваться общественными благами и услугами, государство берёт их производство на себя, финансируя за счёт налогов с населения. Налоги сокращают частный спрос на ресурсы. Правительство, расходуя налоговые поступления, направляет эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Такова суть четвёртой функции государства.

Самая важная функция правительства – стабилизация экономики, которая осуществляется с помощью фискальной и денежно-кредитной политики. Различают дискретную и не дискретную фискальную политику.

Дискретная (дискриционная) политика может быть стимулирующей и ограничительной. Стимулирующая фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов на поддержание экономики и уменьшении налогового бремени путём снижения налоговых ставок или отмены некоторых налогов. Такая политика сопровождается дефицитом государственного бюджета.

Ограничительная фискальная политика направлена на уменьшение объёма производства вследствие сокращения государственных расходов и увеличения налоговых ставок, ввода новых налогов. Ограничительная фискальная политика сопровождается излишками государственного бюджета.

Наряду с дискретной существует и не дискретная (не дискреционная) фискальная политика, при которойнекоторая стабилизация экономики может быть достигнута и без вмешательства государства, за счёт внутренних возможностей экономики, присущей ей автоматической, или встроенной стабильности. В качестве встроенного стабилизатора выступает налоговая система. Налоги представляют собой потерю потенциальной покупательной способности, так называемую утечку из экономики. В период подъёма экономики, роста объёма производства, налоговые поступления возрастают за счёт увеличения деловой активности, сдерживая дальнейший подъём. При падении производства налоговые поступления снижаются, покупательная способность возрастает, и объём производства увеличивается.

Встроенная стабильность возможна лишь при развитой налоговой системе и системе социальной защиты.

Встроенная стабильность не полностью компенсирует перепады деловой активности, а снижает их отрицательные последствия примерно на 30%.

Таким образом, налоги выступают как дискреционный стабилизатор при изменении налоговых ставок и как автоматический – при неизменном состоянии налоговой системы.

Помимо фискальной политики государство осуществляет второй вид стабилизационной политики –монетарную, или денежно - кредитную.                 Суть монетарной политики заключается в регулировании размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы в целях стабилизации экономики, поддержания уровня занятости, контроля над инфляцией и стимулирования экономического роста.

Таким образом, государство использует административные, прямые и экономические, косвенные методы регулирования экономики. Кроме того, существует большое многообразие вариантов смешанного типа регулирования.



2019-08-13 297 Обсуждений (0)
Экономические функции государства и макрорегулирование национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические функции государства и макрорегулирование национальной экономики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)