Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Рынок и его государственное регулирование



2019-11-13 239 Обсуждений (0)
Тема 1. Рынок и его государственное регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИКА

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей:

 1-25 80 01 «Экономика»

1-258002 «Мировая экономика»

 1-258003 «Финансы, налогообложение и кредит»

1-258005 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1-258009 «Коммерция» 

1-258010 «Статистика и анализ»

1-268005 «Маркетинг»

1-268006 «Логистика»

 

 

 

2019

СоставителЬ:

Филипцов А.М.,доцент кафедры экономической теории учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент.

 

Рецензенты :

кафедра теоретической и прикладной экономики учреждения образования «Полесский государственный университет» (протокол №       от      ..2019), Чеплянский Ю.В., заведующий кафедрой, кандидат экономических наук, доцент;

Любецкий П.Б., доцент кафедры маркетинга учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат экономических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экономической теории учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

 (протокол №      от    ..2019);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № ___ от ___.____.2019)

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Прогрессивное развитие национальной экономики предполагает повышение эффективности функционирования субъектов хозяйствования, которое возможно только в условиях принятия ими оптимальных экономических решений. Именно на решение данных проблем нацелена учебная дисциплина «Микроэкономический анализ и политика», поскольку в ней изучаются закономерности экономического поведения субъектов рынка, а также условия, определяющие это поведение применительно к практике хозяйствования. Знание данной учебной дисциплины позволит лучше понимать важнейшие функциональные зависимости между экономическими переменными и успешно решать практические задачи в условиях изменяющейся внешней среды.

Цель учебной дисциплины — дальнейшее развитие экономического мышления магистрантов в области микроанализа, развитие навыков анализа конкретных микроэкономических явлений, формирование умения применять теоретические знания в процессе принятия управленческих решений.

Задачи изучения учебной дисциплины:

– развить навыки анализа экономической информации;

– сформировать систему знаний, которая позволит анализировать закономерности функционирования и взаимодействия рыночных структур в реальной экономике;

– выработать умение творчески применять теоретические знания в практике хозяйствования;

– сформировать представление об основных принципах, тенденциях, экономических границах государственного регулирования важнейших микроэкономических процессов;

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

– современные подходы к изучению микроэкономических явлений;

– методы и принципы анализа реальных рыночных структур;

– модели поведения фирм в условиях различных отраслевых рынков;

– основные проблемы, возникающие при изменении рыночной конъюнктуры, и последствия их изменения;

– особенности организации и функционирования рыночных структур в Республике Беларусь;

– направления, механизм и инструменты государственного микроэкономического регулирования в развитых странах и Республике Беларусь.

уметь:

– анализировать структуру и особенности конкретных рынков;

– правильно оценивать изменения, происходящие в рыночных структурах, и их экономические последствия;

– изучать и прогнозировать воздействия экономических субъектов на рыночную ситуацию;

– анализировать процессы, происходящие в рыночных структурах Республики Беларусь и за рубежом;

– обобщать опыт развитых стран в области регулирования микроэкономических процессов и использовать полученные знания для разработки практических рекомендаций по совершенствованию их государственного регулирования;

– использовать полученные знания для принятия оптимальных рыночных решений;

владеть навыками:

– поиска, обобщения и анализа экономической информации в сфере организации и функционирования рыночных структур;

– анализа конкретной ситуации, сложившейся на рынке, и поиска оптимальных решений в условиях экономического выбора;

– пользования инструментарием экономического анализа для изучения конкретных рынков, сложившихся в стране;

– оценки эффективности государственного регулирования микроэкономики и определения конкретных путей его совершенствования;

– самостоятельного и творческого использования полученных знаний в практической деятельности специалиста.

Изучение учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» будет содействовать формированию следующих академических компетенций:

– УК-4. Использовать фундаментальные экономические знания в профессиональной деятельности;                

– УПК-1. Быть способным анализировать поведение хозяйствующих субъектов в условиях различных типов рыночных структур, исследовать и разрабатывать рыночную стратегию организации, оценивать последствия государственной микроэкономической политики.        

Междисциплинарные связи.

Учебная дисциплина «Микроэкономический анализ и политика» непосредственно основана на «Микроэкономике». Также она связана с такими дисциплинами, как «Национальная экономика», «Институциональная экономика», «Экономика предприятия».

«Микроэкономический анализ и политика» является основой для последующего изучения учебной дисциплины «Макроэкономический анализ и политика».

В соответствии с учебными планами магистратуры на изучение учебной дисциплины отведено 102 часа, в том числе аудиторных для специальности 1-25 81 01 «Экономика» на дневном отделении 50 часов (26 ч лекций, 24 ч семинаров), на заочном отделении 12 часов (6 ч лекций, 6 ч семинаров). Форма текущего контроля — экзамен.

Для специальностей 1-258002 «Мировая экономика», 1-258003 «Финансы, налогообложение и кредит», 1-258005 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 1-258009 «Коммерция», 1-258010 «Статистика и анализ», 1-268005 «Маркетинг», 1-268006 «Логистика» отведено 102 часа, в том числе дневном отделении 36 часов (18 ч лекций, 18 ч семинаров), на заочном отделении 10 часов (6 ч лекций, 4 ч семинаров). Форма текущего контроля — зачет.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для дневного отделения на 50 часов)

 

 

Объем часов

В том числе

лекции семинарские занятия
Тема 1. Рынок и его государственное регулирование 8 4 4
Тема 2. Барьеры входа на рынок, монополия и конкурентная политика 4 2 2
Тема 3. Олигополия: отраслевое лидерство и кооперативная игра 8 4 4
Тема 4. Монополистическая конкуренция, дифференциация продукции и государственное регулирование 4 2 2
Тема 5. Ценовые стратегии фирм и государственное регулирование 4 2 2
Тема 6. Горизонтальная, вертикальная, диверсифицированная интеграция фирм и государственное регулирование 6 4 2
Тема 7. Экстерналии и государственное регулирование 4 2 2
Тема 8. Общественные блага и  государственное регулирование 4 2 2
Тема 9. Риск, неопределенность, асимметричность информации и государственное регулирование 8 4 4
Всего: 50 26 24

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для дневного отделения на 36 часов)

 

 

Объем часов

В том числе

лекции семинарские занятия
Тема 1. Рынок и его государственное регулирование 4 2 2
Тема 2. Барьеры входа на рынок, монополия и конкурентная политика 4 2 2
Тема 3. Олигополия: отраслевое лидерство и кооперативная игра 4 2 2
Тема 4. Монополистическая конкуренция, дифференциация продукции и государственное регулирование 4 2 2
Тема 5. Ценовые стратегии фирм и государственное регулирование 4 2 2
Тема 6. Горизонтальная, вертикальная, диверсифицированная интеграция фирм и государственное регулирование 4 2 2
Тема 7. Экстерналии и государственное регулирование 4 2 2
Тема 8. Общественные блага и государственное регулирование 4 2 2
Тема 9. Риск, неопределенность, асимметричность информации и государственное регулирование 4 2 2
Всего: 36 18 18

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для заочного отделения на 12 часов)

 

 

Объем часов

В том числе

лекции семинарские занятия
Тема 1. Рынок и его государственное регулирование 2 1 1
Тема 2. Барьеры входа на рынок, монополия и конкурентная политика 1 1 -
Тема 3. Олигополия: отраслевое лидерство и кооперативная игра 2 1 1
Тема 4. Монополистическая конкуренция, дифференциация продукции и государственное регулирование 1 1 -
Тема 5. Ценовые стратегии фирм и государственное регулирование 1 1 -
Тема 6. Горизонтальная, вертикальная, диверсифицированная интеграция фирм и государственное регулирование 2 1 1
Тема 7. Экстерналии и государственное регулирование 1 - 1
Тема 8. Общественные блага и государственное регулирование 1 - 1
Тема 9. Риск, неопределенность, асимметричность информации и государственное регулирование 1 - 1
Всего: 12 6 6

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для заочного отделения на 10 часов)

 

 

Объем часов

В том числе

лекции семинарские занятия
Тема 1. Рынок и его государственное регулирование 1 1 -
Тема 2. Барьеры входа на рынок, монополия и конкурентная политика 1 1 -
Тема 3. Олигополия: отраслевое лидерство и кооперативная игра 1 1 -
Тема 4. Монополистическая конкуренция, дифференциация продукции и государственное регулирование 1 1 -
Тема 5. Ценовые стратегии фирм и государственное регулирование 1 1 -
Тема 6. Горизонтальная, вертикальная, диверсифицированная интеграция фирм и государственное регулирование 2 1 1
Тема 7. Экстерналии и государственное регулирование 1 - 1
Тема 8. Общественные блага и государственное регулирование 1 - 1
Тема 9. Риск, неопределенность, асимметричность информации и государственное регулирование 1 - 1
Всего: 10 6 4

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема 1. Рынок и его государственное регулирование

 

Рынок и отрасль: понятие, границы, классификаторы.

Рыночные структуры и их базовые детерминанты: уровень концентрации производства, экономические признаки продукции, барьеры входа и выхода с рынка, обеспеченность информацией, вертикальная интеграция и диверсификация деятельности фирмы, условия, определяющие покупательский спрос.

Уровень концентрации и факторы, его определяющие. Показатели отраслевой концентрации: индексы Херфиндаля-Хиршмана, энтропии, Джини и другие.

Рыночная власть и ее показатели. Коэффициенты (индексы) Бэйна, Лернера, Тобина. Эмпирические исследования соотношения концентрации и монопольной власти.

Фирма как субъект рынка. Проблема выбора цели фирмой. Гипотеза максимизации прибыли. Альтернативные цели фирмы.

Эффективность рынков. Частичное и общее равновесие. Эффективность обмена, производства и структуры выпуска.

Фиаско рынка и необходимость микроэкономической политики.

Государственное регулирование рынков и структурная политика.

 

 



2019-11-13 239 Обсуждений (0)
Тема 1. Рынок и его государственное регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Рынок и его государственное регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)