Тема 1. Рынок и его государственное регулирование
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИКА Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей: 1-25 80 01 «Экономика» 1-258002 «Мировая экономика» 1-258003 «Финансы, налогообложение и кредит» 1-258005 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 1-258009 «Коммерция» 1-258010 «Статистика и анализ» 1-268005 «Маркетинг» 1-268006 «Логистика»
2019 СоставителЬ: Филипцов А.М.,доцент кафедры экономической теории учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент.
Рецензенты : кафедра теоретической и прикладной экономики учреждения образования «Полесский государственный университет» (протокол № от ..2019), Чеплянский Ю.В., заведующий кафедрой, кандидат экономических наук, доцент; Любецкий П.Б., доцент кафедры маркетинга учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат экономических наук, доцент. РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой экономической теории учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» (протокол № от ..2019); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» (протокол № ___ от ___.____.2019)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогрессивное развитие национальной экономики предполагает повышение эффективности функционирования субъектов хозяйствования, которое возможно только в условиях принятия ими оптимальных экономических решений. Именно на решение данных проблем нацелена учебная дисциплина «Микроэкономический анализ и политика», поскольку в ней изучаются закономерности экономического поведения субъектов рынка, а также условия, определяющие это поведение применительно к практике хозяйствования. Знание данной учебной дисциплины позволит лучше понимать важнейшие функциональные зависимости между экономическими переменными и успешно решать практические задачи в условиях изменяющейся внешней среды. Цель учебной дисциплины — дальнейшее развитие экономического мышления магистрантов в области микроанализа, развитие навыков анализа конкретных микроэкономических явлений, формирование умения применять теоретические знания в процессе принятия управленческих решений. Задачи изучения учебной дисциплины: – развить навыки анализа экономической информации; – сформировать систему знаний, которая позволит анализировать закономерности функционирования и взаимодействия рыночных структур в реальной экономике; – выработать умение творчески применять теоретические знания в практике хозяйствования; – сформировать представление об основных принципах, тенденциях, экономических границах государственного регулирования важнейших микроэкономических процессов; В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: – современные подходы к изучению микроэкономических явлений; – методы и принципы анализа реальных рыночных структур; – модели поведения фирм в условиях различных отраслевых рынков; – основные проблемы, возникающие при изменении рыночной конъюнктуры, и последствия их изменения; – особенности организации и функционирования рыночных структур в Республике Беларусь; – направления, механизм и инструменты государственного микроэкономического регулирования в развитых странах и Республике Беларусь. уметь: – анализировать структуру и особенности конкретных рынков; – правильно оценивать изменения, происходящие в рыночных структурах, и их экономические последствия; – изучать и прогнозировать воздействия экономических субъектов на рыночную ситуацию; – анализировать процессы, происходящие в рыночных структурах Республики Беларусь и за рубежом; – обобщать опыт развитых стран в области регулирования микроэкономических процессов и использовать полученные знания для разработки практических рекомендаций по совершенствованию их государственного регулирования; – использовать полученные знания для принятия оптимальных рыночных решений; владеть навыками: – поиска, обобщения и анализа экономической информации в сфере организации и функционирования рыночных структур; – анализа конкретной ситуации, сложившейся на рынке, и поиска оптимальных решений в условиях экономического выбора; – пользования инструментарием экономического анализа для изучения конкретных рынков, сложившихся в стране; – оценки эффективности государственного регулирования микроэкономики и определения конкретных путей его совершенствования; – самостоятельного и творческого использования полученных знаний в практической деятельности специалиста. Изучение учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» будет содействовать формированию следующих академических компетенций: – УК-4. Использовать фундаментальные экономические знания в профессиональной деятельности; – УПК-1. Быть способным анализировать поведение хозяйствующих субъектов в условиях различных типов рыночных структур, исследовать и разрабатывать рыночную стратегию организации, оценивать последствия государственной микроэкономической политики. Междисциплинарные связи. Учебная дисциплина «Микроэкономический анализ и политика» непосредственно основана на «Микроэкономике». Также она связана с такими дисциплинами, как «Национальная экономика», «Институциональная экономика», «Экономика предприятия». «Микроэкономический анализ и политика» является основой для последующего изучения учебной дисциплины «Макроэкономический анализ и политика». В соответствии с учебными планами магистратуры на изучение учебной дисциплины отведено 102 часа, в том числе аудиторных для специальности 1-25 81 01 «Экономика» на дневном отделении 50 часов (26 ч лекций, 24 ч семинаров), на заочном отделении 12 часов (6 ч лекций, 6 ч семинаров). Форма текущего контроля — экзамен. Для специальностей 1-258002 «Мировая экономика», 1-258003 «Финансы, налогообложение и кредит», 1-258005 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 1-258009 «Коммерция», 1-258010 «Статистика и анализ», 1-268005 «Маркетинг», 1-268006 «Логистика» отведено 102 часа, в том числе дневном отделении 36 часов (18 ч лекций, 18 ч семинаров), на заочном отделении 10 часов (6 ч лекций, 4 ч семинаров). Форма текущего контроля — зачет.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для дневного отделения на 50 часов)
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для дневного отделения на 36 часов)
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для заочного отделения на 12 часов)
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для заочного отделения на 10 часов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Рынок и его государственное регулирование
Рынок и отрасль: понятие, границы, классификаторы. Рыночные структуры и их базовые детерминанты: уровень концентрации производства, экономические признаки продукции, барьеры входа и выхода с рынка, обеспеченность информацией, вертикальная интеграция и диверсификация деятельности фирмы, условия, определяющие покупательский спрос. Уровень концентрации и факторы, его определяющие. Показатели отраслевой концентрации: индексы Херфиндаля-Хиршмана, энтропии, Джини и другие. Рыночная власть и ее показатели. Коэффициенты (индексы) Бэйна, Лернера, Тобина. Эмпирические исследования соотношения концентрации и монопольной власти. Фирма как субъект рынка. Проблема выбора цели фирмой. Гипотеза максимизации прибыли. Альтернативные цели фирмы. Эффективность рынков. Частичное и общее равновесие. Эффективность обмена, производства и структуры выпуска. Фиаско рынка и необходимость микроэкономической политики. Государственное регулирование рынков и структурная политика.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |