Вечевые сходы Древней Руси
Вече – древнейший институт коллективного управления и суда у восточных славян. Первые упоминания о наличии подобных институтов можно найти у Прокопия Кесарийского, который пишет, что «эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом». Как отмечает В.И. Сергеевич, опираясь на Лаврентьевскую летопись, «по мнению начального летописца и позднейшего, жившего в конце XII в., вече было всегда». Исторические факты показывают, что деятельность веча не прекращалась ни в X , ни в XI , ни в XII веках. О том, что означает само слово «вече», в исторической науке до сих пор идут споры. Вполне вероятно, что под этим словом скрывалось любое собрание людей с целью решить какой-либо социально значимый вопрос, не обязательно являясь неким официальным мероприятием. Следовательно, ответ на вопрос о том, являлось ли собрание горожан политическим институтом, будет определяться каждым конкретным случаем. Говоря о компетенции вече, нужно отметить, что этот институт государственной власти был «высшим органом народного самоуправления и суда». На демократический характер вечевых собраний обращает внимание И.Я. Фроянов, который говорит, что вече – это «народное собрание, являющееся частью социально-политического механизма древнерусского общества», и хотя в его состав входила племенная знать, а впоследствии князья и бояре, «древнерусская знать не могла саботировать его решений». Следует отметить, что вече в своем развитии прошло несколько этапов – от племенных собраний, где все взрослые мужчины («домовладыки») принимали активное участие в выработке государственных решений, до этапа, когда в вече решающую роль начинают играть власть имущие, то есть собственники. Состав веча Древней Руси с некоторой долей условности рассматривается как представительство различных слоев общества. Говорить о том, что это сословное представительство в строгом смысле слова, невозможно по ряду причин. Во-первых, сословия как определенные слои населения в России появляются лишь в процессе централизации единого Русского государства в XV-XVI вв.; во-вторых, своими корнями вече уходит во времена родоплеменного строя у восточных славян и является архаическим общественным институтом. Не менее сложным оказывается и вопрос о социальном составе участников веча. Вече может восприниматься как собрание простого народа, либо собрание дружины (для совета с князем), либо в общепринятом смысле – как собрание всех свободных жителей города, вне зависимости от статуса и рода деятельности. Четких функций у вечевых сходов не было. В разных землях и в различное время они могли решать вопросы войны и мира, заключать договоры о внешней торговле, выступать в качестве судебной инстанции во внутрисемейных спорах между князьями, выбирать или изгонять князя. Будучи достаточно влиятельными, вечевые собрания не сформировались как постоянные институты, не создали новых органов власти и собирались лишь в исключительных случаях. Примечательной в этом отношении была Новгородская земля, где возникла республиканская форма правления. Самым важным было то, что новгородской общине удалось постепенно создать собственный государственный аппарат. Предпосылки его успешного строительства восходят к истокам самого Новгорода и новгородской общины. Власть князя в Новгороде была существенно ограничена, его права и обязанности строго фиксировались в письменных договорах. Все способы вмешательства во внутреннюю жизнь Новгорода были для него закрыты. Князь пользовался властью только до тех пор, пока город сохранял за ним полномочия. Наряду с этим новгородская община создала и другие органы власти. Это были посадник, тысяцкий, вечевые канцелярия и архив. Высшим органом Новгородской республики оставалось вече. Оно представляло собой сход всех членов городской общины. Через вече горожане имели доступ к верховной власти, решали вопросы войны и мира, отношений с князьями, а также контролировали выборную администрацию, решавшую текущие вопросы. Очевидно, вопросы местного управления также решались на вечевых сходках – кончанских и уличанских, то есть собирающихся в «концах» – районах города и на отдельных улицах. Решения вече были обязательны для «пригородов» (младших городов), не имевших своего представительства и жителей пятин – административных единиц Новгородской земли. После монгольского нашествия вечевая традиция пресеклась практически повсеместно, кроме Северо-Западной Руси. Многие крупные города, имевшие вечевые традиции, были разрушены, а их население частью перебито, частью угнано в плен, частью разбежалось. После этого вечевые организации сохранились лишь в Новгороде, где все более проявлялась тенденция к нарастанию аристократического правления, и во Пскове, где с 1460-х гг. фактической властью обладал наместник московского великого князя, а вече постепенно теряло свою власть и к моменту присоединения Пскова к Московскому государству в 1510 г. стало чистой декорацией.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |