Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты административного права: понятие и общая характеристика



2019-11-13 247 Обсуждений (0)
Субъекты административного права: понятие и общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 4 Субъекты административного права

 

  Направление подготовки   40.03.01 Юриспруденция

Донецк 2019


План

 

Введение

1. Субъекты административного права: понятие и общая характеристика.

2.  Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

4. Административно-правовой статус других органов публичной администрации

Заключение

 

 

Литература

1. Конституция Донецкой Народной Республики принята Народным Советом ДНР 14.05.2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/

2. Закон О местных выборах Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 28.10.2014 [Электронный ресурс]. –http://vida.ucoz.ua/index/o_mestnykh_vyborakh/0-21

3. Закон о министерстве государственной безопасности № 02-IHC Принят Постановлением Народного Совета 12.12.2014 года, действующая редакция по состоянию на 14.01.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-dnr-o-mgb/

4. Закон о статусе военнослужащих № 09-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-statuse-voennosluzhashhih/

5. Закон о воинской обязанности и военной службе № 08-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-voinskoj-obyazanosti-i-voinskoj-sluzhbe/

6. Закон об обращениях граждан № 13-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 20.02.2015, действующая редакция по состоянию на 27.02.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-ob-obrashheniyah-grazhdan/

7. Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности № 25-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 20.03.2015, действующая редакция по состоянию на 17.03.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-advokature/

8. Закон о системе государственной службы Донецкой Народной Республики № 32-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 3 апреля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 17.05.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-gos-sluzhbe/

9. Закон о прокуратуре Донецкой Народной Республики № 122-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 15 апреля 2016 года, действующая редакция по состоянию на 17.05.2016 [Электронный ресурс]-http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-prokurature-donetskoj-narodnoj-respubliki/

10. Закон о системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики № 35-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 24 апреля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-sisteme-organov-ispolnitelnoj-vlasti/

11. Закон о гражданской обороне № 07-IHC Принят Постановлением Народного Совета 17 мая 2015 года, действующая редакция по состоянию на 17.05.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-grazhdanskoj-oborone/

12. Закон о здравоохранении № 42-IHC Принят Постановлением Народного Совета 24.04.2015, действующая редакция по состоянию на 04.06.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zdravohranenii/

13. Закон об образовании № 55-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

14. Закон о нотариате № 142-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 24 июня 2016 года, действующая редакция по состоянию на 04.08.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-notariate/

15. Закон о нормативных правовых актах № 72-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 7 августа 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] -http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-normativnyh-pravovyh-aktah/

16. Закон о полиции № 85-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 07.08.2015, действующая редакция по состоянию на 08.12.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-politsii-donetskoj-narodnoj-respubliki/

17. Закон о культуре № 98-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 25.12.2015, действующая редакция по состоянию на 19.01.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-o-kulture-donetskoj-narodnoj-respubliki/

18. Закон об обороне № 84-ihc закон об обороне № 84-IHC от 14.08.2015, действующая редакция по состоянию на 19.01.2016, действующая редакция по состоянию на 19.01.2016 [Электронный ресурс ] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-ob-oborone/

19. Закон о таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике № 116-IHC , Принят Постановлением Народного Совета 25 марта 2016 года, действующая редакция по состоянию на 25.04.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-tamozhennom-regulirovanii-v-donetskoj-narodnoj-respublike/

20. Кодекс Украины об административных нарушениях от 07.12.1984 № 8073-X [Электронный ресурс]- http://kodeksy.com.ua/ka/kodeks_ukrainy_ob_administrativnyh_narusheniyah.htm

21. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» [Электронный ресурс] - http://old.dnr-online.ru/doc/dokumenty-soveta-ministrov/postanovlenie-9-1-ot-02-06-2014g-o-primenenii-zakonov-na-territorii-dnr-v-perexodnyj-period/

22. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 г. № 40-2 «О судебной системе». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/40-2.pdf

23. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.10.2014 г. № 41-6 «О подготовке проектов нормативных правовых актов Совета Министров Донецкой Народной Республики». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/41-6.pdf

24. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 г. № 1-2 «Об утверждении Правил делопроизводства в органах исполнительной власти». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/1-2.pdf

25. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 г. № 1-16 «Об утверждении Порядка ведения Государственного реестра нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики и предоставления сведений, содержащихся в нем». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/03/1-16.pdf

26. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 г. № 1-17 «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики и осуществления систематизации нормативных правовых актов, содержащихся в ней». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/03/1-17.pdf

 

27. Бахрах Д.Н. "Административное право" : Учебник - М., 1993 г.

28. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997.

29. Кивалов С.В., Белая Л.Р. Административное право: учебное пособие/ изд. вторых, перераб . и доп. – Одесса., 2002.- 312

30. Колпаков В.К., Кузбменко О.В. Административное право: учебник.- К.: Юринком интер , 2003.-544 с.

31. Административное право Украины: Учебник / Ю. П. Битяк, В. М. Гаращук, О. В. Дьяченко и др .; Под ред. Ю. П. Битяк. - М .: Интер, 2007. - 544 с.

32. Аверьянов В.Б. Административное право Украины: учебник/ Аверьянов В. Б, Стеценко С. Г. - К.: Атика, 2007. - 624 с.

33. Стеценко С. Г. Административное право Украины: учеб. пособ. / С. Г. Стеценко. - К.: Атика, 2007. - 624 с.

34. Учебник / Ю. П. Битяк (рук. Авт. Колл.), В. М. Гаращук, В. В. Богуцкий и др .; под общ. ред. Ю. П. Битяк, В. М. Гаращука, В. В. Зуй. - Х.: Право, 2010. - 624 с.

35. Административное право: учебник для студентов вузов / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. - М.: Норма, 2010. - 992 с

36. Агапов, А.Б. Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов. - 4-е изд. и пераб и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 435 с.

37. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.

38. Кононов П. И. Административное право: учебник / П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 648 с.

39. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 574 с.

40. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 649 с.

41. Административное право: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.

42. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с. Зеленцов А. Б.

43. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2009. —869 с.

44. Демьян Николаевич Бахрах. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

45. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. — 4-е изд., пересмотр. и доп. -— М.: Норма, 2009. — 928 с.

46. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. — 608 с.

47. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 447 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

48. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - 697 с.

49. Административное право: для студентов вузов. / Смоленский М.Б. Ростов н/ Д:Феникс,2010.-253 с.

50. Административное право Учеб. для вузов издание 5-е переработанное и дополненное. /Бахрах Д.Н. М.: Эксмо, 2008

51.  Административное право: учебник для бакалавров и студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция", спец.: "Юриспруденция", "Правоохранительная деятельность". /Агапов А.Б М.:Юрайт, 2011.-821 с.

52. Административное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Юриспруденция"./Акопов Л.В. М. ; Ростов н/Д:Дашков и К ; Наука-Пресс,2007.-352 с.

 

 

Введение

 

Существование государства невозможно без слаженно действующего государственного аппарата.

Важная роль в реализации задач, стоящих перед административным законодательством отводится субъектам административного права.

Необходимо различать понятие «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».

Субъекты административного права определяются в нормах права общим (родовым) образом, как вообще граждане, общественные объединения, государственные органы, негосударственные организации, предприятия, учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течении длительного времени не вступать в административные правоотношения, то есть не быть их субъектами.

Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделенные обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные практически применять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если есть на лицо три условия:

1. Административно-правовая норма, которая содержит права или обязанности субъекта.

2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта.

3.Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт)

Очевидно, что эти общие условия для каждого субъекта административного права разные.


Субъекты административного права: понятие и общая характеристика

 

Субъект административного права – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей в сфере государственного управления, предусмотренных административно-правовыми нормами, и имеющее способность данные права реализовывать, а возложенные обязанности выполнять.

Обязательным условием признания лица (юридического или физического) субъектом административного права является наличие в нём элементов административной правосубъектности. Подавляющее большинство источников указывает на выделение таких элементов правосубъектности, как правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность при этом понимается, как способность быть носителем прав и обязанностей в сфере государственного управления и возникает у граждан с момента рождения и прекращается с их смертью.

Административная дееспособность понимается как способность своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение, она наступает у физических лиц с достижением определенного возраста.

 Административная право - и дееспособность юридических лиц возникает и теряется одновременно в тоже время, можно привести ряд примеров, когда подобные определения применить к субъектам административного права оказывается невозможным.

Так, например, специфика административных правоотношений заключается в том, что одной из сторон всегда является государство, и они возникают в сфере государственного управления. Следовательно, указанные особенности правоотношений обуславливают особые характеристики потенциальных субъектов административного права, наличие специфических (управленческих) прав и обязанностей, по поводу которых, собственно, и могут возникнуть эти правоотношения. На наш взгляд, нецелесообразно считать, например, трехлетнего ребенка способным иметь право (быть правоспособным) выдвигать свою кандидатуру на пост Президента, даже при условии, что дееспособным он будет лишь при наличии ряда факторов (возрастных, гражданских и др).

Проанализируем теперь момент возникновения правосубъектности юридического лица на следующем примере: Торговое предприятие (юридическое лицо) реализует ряд товаров, среди которых: кондитерские изделия, безалкогольные напитки и ликероводочные изделия. Предполагается, что юридическое лицо обладает правом и дееспособностью, которые возникли одномоментно при регистрации предприятия. Поскольку для реализации последней категории товара необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) в соответствии с законом, представим, что срок действия такой лицензии у предприятия истек. Возникает вопрос: можем ли мы говорить, что в данном случае предприятие теряет дееспособность (и, автоматически, правосубъектность), а потому должно прекратить свою деятельность? Конечно, нет, поскольку, во первых, указанное предприятие может продолжать реализовывать другие категории продукции, для которых не требуется специального разрешения, а во вторых право на реализацию ликеро-водочных изделий у него остается (поскольку такая деятельность закреплена уставом предприятия), а вот способность реализовать это право предприятие теряет, вплоть до возобновления лицензии. Следовательно, и в случае с юридическим лицом устоявшееся понимание правосубъектности и ее элементов не может быть применено.

Сфера государственного управления требует режима строгого соблюдения прав субъектов правоотношений, а, следовательно, должны быть учтены все особенности момента возникновения как самих прав, так и обязанностей.

Для удовлетворения такого требования необходимо выделять общую правосубъектность и специальную правосубъектность, владение которыми и будет определять, во-первых, условия появления самих субъектов, и во-вторых, особенности тех правоотношений, в которые они будут поступать.

Общая правосубъектность – наличие у субъекта типовых прав, обязанностей и возможности их использования и исполнения, независимо от внешних факторов. Объем общей правосубъектности одинаков в пределах следующих категорий субъектов: физические и юридические лица.

Специальная правосубъектность - наличие у субъекта специфических прав, обязанностей и возможности их использования и исполнения, в зависимости от ряда внешних факторов. Объем специальной правосубъектности не является одинаковым или постоянным, он зависит от воли субъекта, его вида, характеристик и тому подобное.

Общая и специальная правосубъектность, в свою очередь имеют следующие элементы – правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь субъективные права и обязанности, предусмотренные нормами административного права.

Субъективные права в сфере государственного управления - это предоставленная и гарантированная государством, а также закрепленная в административно-правовых нормах мера возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченная корреспондирующим обязательством другого субъекта правоотношений.

Субъективные юридические обязанности неразрывно связаны и не могут существовать один без другого, поскольку право одного субъекта не может быть реализовано отдельно от выполнения обязательства другим субъектом.

Правоспособность может возникать с момента рождения (право на медицинскую помощь, на судебную защиту своих прав и тому подобное), или же с появлением определенных факторов - право избирать и быть избранным в органы государственного управления; воинский долг, возникновение которого зависит от пола, возраста, гражданства, состояния здоровья и даже от вероисповедания (право на альтернативную (невоенную) службу). Правоспособность субъектов не является одинаковой и зависит от вида правосубъектности (общая или специальная) и особенностей субъектов в пределах одного вида правосубъектности.



2019-11-13 247 Обсуждений (0)
Субъекты административного права: понятие и общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты административного права: понятие и общая характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)