Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новое политическое мышление» (Заглавный слайд).



2019-11-13 262 Обсуждений (0)
Новое политическое мышление» (Заглавный слайд). 0.00 из 5.00 0 оценок




Благоприятные условия для внутренних реформ создавал новый внешнеполитический курс советского руководства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название новое политическое мышление. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда выводилась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, основанный на приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. По существу, в высказанных Горбачевым мыслях было мало нового. Эти идеи в той или иной форме высказывались великими мыслителями, начиная от И. Канта и кончая М. Ганди, А. Эйнштейном и Б. Расселом. Заслуга советского руководства заключалась в том, что оно попыталось придать этим идеям вид философской основы новой внешнеполитической доктрины. Позволили и одновременно заставили это сделать осознание реальной угрозы ядерного самоуничтожения человечества, а также то обстоятельство, что экономика СССР не выдерживала колоссальных нагрузок «холодной войны». Тезис о невозможности победы в ядерной войне (впервые высказанный еще в начале 50-х гг. Маленковым) стал основой «нового политического мышления».

Смена внешеполитического курса советского руководства началась, как это бывало и прежде, со смены главы внешнеполитического ведомства. В июле 1985 г. вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром иностранных дел был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководства МИДа, было заменено 10 из 12 заместителей министра, большинство начальников управлений. При сохранявшейся системе партийного руководства всеми направлениями внешней и внутренней политики за международную деятельность в ЦК КПСС непосредственно отвечал А. Н. Яковлев, бывший ранее послом СССР в Канаде. Однако все ключевые решения принимал лично Горбачев.

Группой реформаторов были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений между Востоком и Западом путем разоружения, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами.

Начались регулярные советско-американские встречи на высшем уровне: Горбачев и Р. Рейган встречались в Женеве (ноябрь 1985г.), Рейкьявике (октябрь 1986г.), Вашингтоне (декабрь 1986 г.), Москве (июль 1988 г.). Результатом сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. исторического соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы приступили к ликвидации этого оружия. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений между СССР и США, а также другими западными странами. Сам климат международных отношений стал радикально меняться. Исчезла непосредственная угроза термоядерного конфликта. На Западе вспыхнули широкий интерес и симпатии к СССР, лично к Горбачеву.

В феврале 1988 г. Горбачев принял решение о выводе войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. последний советский солдат покинул афганскую землю. Усилиями советских и западных дипломатов удалось добиться результатов в урегулировании конфликтов в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, Юго-Восточной Азии. СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

Смена руководства в КНР и в СССР, а также разблокирование конфликтов в Юго-Восточной Азии и прекращение войны в Афганистане сделали возможным нормализацию отношений СССР с Китаем. Важный импульс этому дал визит Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

Под влиянием перемен в СССР набирало силу демократическое движение в странах Восточной Европы. В 1989 – 1990 гг. под давлением оппозиции, в ходе массовых выступлений пали коммунистические режимы в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Монголии. На путь рыночных реформ вступил Вьетнам. Начало набирать силу объединительное движение в Германии. В июле 1990 г. СССР неожиданно быстро дал согласие на объединение двух германских государств и воссоздание единой Германии. Прекратили существование Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи. За два-три года в Восточной Европе произошли неожиданные для советских реформаторов радикальные изменения, которые во многом определили процессы, проходившие в СССР. Эти перемены, с одной стороны, требовали более последовательных шагов в реформировании общества и показывали путь этих преобразований. Но с другой – усиливали консолидацию консервативных сил в стране, требовавших суда над «предателями» Горбачевым, Яковлевым, Шеварднадзе.

Однако, несмотря на поворот от конфронтации к сотрудничеству государств с различными социальными системами и отказ от идеи мировой революции, которая в трансформированном виде продержалась в стране 70 лет, во внешнеполитических акциях советского руководства прослеживалась порой прежняя тактика. Так, несмотря на заявление о необходимости деидеологизации международных отношений, СССР все еще следовал принципам социалистического интернационализма (порой даже в ущерб своим интересам). С 1986 по 1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составил почти 56 млрд инвалютных рублей, т. е. свыше 1% валового национального продукта; 67% этой помощи (22 млрд руб.) приходилось на долю Кубы. Некоторые инициативы (например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.) имели явную пропагандистскую направленность. И тем не менее в целом это была уже новая политика. С 1988–1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Более того, ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все большие, нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. Некоторые отрицательные последствия такой политики (например, необустроенность выводимых из Европы военнослужащих) страна чувствовала еще многие годы.



2019-11-13 262 Обсуждений (0)
Новое политическое мышление» (Заглавный слайд). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новое политическое мышление» (Заглавный слайд).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)