Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преобразования системы управления в послевоенный период



2019-11-13 284 Обсуждений (0)
Преобразования системы управления в послевоенный период 0.00 из 5.00 0 оценок




Окончание Второй мировой и Великой Отечественной войны поставило перед системой государственной власти и управления новые задачи. Государственное управление перестраивалось на основе и в соответствии с пятилетним планом восстановления развития народного хозяйства СССР на 1945–1950 гг.

В плане были определены основные задачи, направления, методы работы властных и управленческих структур:

  • демилитаризация, отказ от законов, задач, функций военного времени, обновление личного состава управленческих кадров за счет квалифицированных специалистов;
  • упразднение чрезвычайных органов и методов неконституционного характера;
  • децентрализация и частичная демократизация управления;
  • восстановление и развитие конституционных основ государственного управления как по вертикали, так и по горизонтали;
  • извлечение уроков довоенного и военного опыта государственного управления, их творческое применение;
  • сохранение руководящей роли партии в государственном управлении.

Первые послевоенные годы были продолжением «мобилизационного социализма» 30-х гг., но с настроением победителей. Дискуссий о том, проводить ли восстановление форсированным темпом (а значит, сохраняя черты тоталитарного общества) или щадящим образом с либерализацией, не было. По сути, не было и выбора, поскольку энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее можно было лишь «переключить» на мирное строительство. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам просто немыслимо. Страшная засуха на значительной территории европейской части СССР в 1946 г. привела к голоду и гибели людей. Такой засухи не было в нашей стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход на «мирные рельсы» произошел в 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой.

Попытки модернизации системы управления были предприняты в марте 1946 г., когда была создана редакционная комиссия по внесению некоторых изменений в Конституцию страны. Так, 15 марта 1946 г. законом Верховного Совета СССР Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР. Совнаркомы союзных и автономных республик преобразовывались в Советы министров этих республик.

Наркоматы преобразованы в министерства. И. В. Сталин стал Председателем Совета министров и министром Вооруженных сил СССР, а наркомат Военно-морского флота был упразднен. Однако в феврале 1950 г. из Министерства Вооруженных сил снова выделены Военно-морские силы и образовано Военно-морское министерство СССР, а Министерство Вооруженных сил переименовано в Военное министерство СССР. Реорганизация коснулась наркомата внутренних дел и наркомата государственной безопасности. В июле 1941 г. они объединились, но в апреле 1943 г. вновь выделились в самостоятельные отрасли. В начале марта 1953 г. они снова объединились в одно Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Однако вскоре единое МВД СССР разукрупняется: 13 марта 1954 г. образуется Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР. Были упразднены ГКО, СВГК и другие, вызванные войной, органы гражданского и военного управления.

В конце 1947 г. Государственный плановый комитет Совета министров СССР (Госплан) был разделен на 3 самостоятельных органа, занимающихся планированием народного хозяйства, материально-техническим снабжением народного хозяйства и внедрением новой техники в народное хозяйство. В мае 1955 г. Госплан был разукрупнен. К ведению Госплана отнесена разработка только перспективных планов (на 10–15 лет), а к ведению Госэконкомиссии — разработка текущих планов (на основе пятилеток) и планов материально-технического снабжения.

Система управления сельским хозяйством также расширялась. В 1945 г. был создан наркомат технических культур СССР, на него возлагалось производство хлопка, каучуконосов, сахарной свеклы, льна, конопли, табака, чая, цитрусовых. В марте 1946 г. образуется союзно-республиканское Министерство животноводства СССР. Вопросами колхозного строительства наряду с министерствами занимался Совет по делам колхозов при Совете министров СССР, образованный 19 сентября 1946 г. для осуществления контроля за соблюдением устава сельскохозяйственной артели, правильным использованием неделимых фондов колхозов, укреплением дисциплины в колхозах.

Перестройке подверглась система местного управления. В 1947–1948 гг. повсеместно прошли выборы в Советы. К моменту первых послевоенных выборов в местные Советы в их составе оставалось всего 42,9 % ранее избранных депутатов. К середине 50-х гг. в стране насчитывалось 60 тыс. местных Советов: 50 443 — сельских; 2 464 — поселковых; 1 590 — городских; 4 188 — районных; 128 — областных.

При рассмотрении проекта 4-го пятилетнего плана в 1945–1946 гг., а также новой программы партии в 1947 г. в государственном и партийном аппарате выявились сторонники более и менее радикальных преобразований: А. А. Жданов — секретарь ЦК ВКП(б), Н. А. Вознесенский — председатель Госплана, М. И. Родионов — Председатель Совета министров РСФСР. Они исходили из своеобразной оценки перспектив мирового развития, рассчитывали на дальнейшее обострение межимпериалистических противоречий и отсутствие военной угрозы для СССР в ближайшей перспективе. Такие внешние условия, по их мнению, позволяли смягчить централизованные методы управления страной, не форсировать развитие тяжелой промышленности.

Сторонниками «жестких» методов управления, сформировавшихся в 30-е гг., были Л. П. Берия, Г. М. Маленков. В обстановке начавшейся «холодной войны» не следовало, как считали многие в правящей элите, отказываться от проверенных войной методов управления. Смерть А. А. Жданова в августе 1948 г. ослабила позиции его сторонников. Попыткой исключить саму возможность оппозиции стало так называемое «ленинградское дело». В августе 1949 г. без санкции прокурора были арестованы бывшие секретарь ЦК ВКП (б) и член ЦК А. А. Кузнецов, первый секретарь Ленинградского горкома и обкома П. С. Попков, Председатель Совмина РСФСР М. И. Родионов, председатель Госплана СССР и зам. Председателя Совета министров СССР Н. А. Вознесенский. Аналогичный характер имели громкие «дела» «Еврейского антифашистского комитета», «сотрудников МГБ», «кремлевских врачей». За каждым из этих дел явно ощущалась борьба за власть в высших эшелонах.

Опыт государственного строительства и управления страной в 1945–1953 гг. показал сложность проблемы выхода из мобилизационной программы, из общества тоталитарного типа. Впервые после 1921 г. вновь в теории и на практике встал вопрос: что такое советская система хозяйства?

До окончания войны жизнь ставила четкие и срочные задачи, поэтому многим казалось, что большой потребности в теории не существовало. Теперь надо было понять смысл и роль плана, товара, денег и рынка в экономике СССР. Реформирование сверхцентрализованной системы государственной власти и управления шло в условиях борьбы за власть, обострившейся после смерти И. В. Сталина в марте 1953 г. Борьба развернулась между элитными группами Г. М. Маленкова, Н. С. Хрущева и Л. П. Берии, пытавшихся обрести полноту власти.

Принципиальный характер имели попытки четко разграничить полномочия высших государственных и партийных учреждений. Так, 14 марта на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о нецелесообразности совмещения функций Председателя Совета министров СССР и секретаря ЦК КПСС. Предпринята попытка прекратить пропаганду культа личности в средствах массовой информации. На первомайской демонстрации было запрещено нести портреты «вождей». Уже в первые месяцы после смерти И. В. Сталина определилось соперничество между лидерами государственно-партийной элиты.

Весьма радикальный антисталинский вариант предложил Л. П. Берия. Он считал необходимым ликвидировать сложившуюся систему принудительного труда ввиду экономической неэффективности и бесперспективности. Л. П. Берия проявил инициативу в проведении всеобщей амнистии заключенных, срок изоляции которых не превышал 5 лет. Органы безопасности признали ошибочными последние политико-уголовные дела.

Г. М. Маленков предложил более умеренный вариант, стремился ослабить бюрократический централизм и на этой основе повысить эффективность управления, пробудить инициативу управленческого аппарата.

Победу во внутриполитической борьбе неожиданно одержал Н. С. Хрущев. В июле 1953 г. ему удалось отстранить от власти главу карательных ведомств Л. П. Берию. Возглавив партийную, а позднее государственную власть, Н. С. Хрущев реализовывал сталинский авторитарно-командный стиль управления, который после отстранения его от власти будет назван волюнтаристским.

 



2019-11-13 284 Обсуждений (0)
Преобразования системы управления в послевоенный период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преобразования системы управления в послевоенный период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)