Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты координации деятельности правоохранительных органов.



2019-11-20 3721 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты координации деятельности правоохранительных органов. 4.33 из 5.00 3 оценки




Что касается определения дефиниции «координация», то ее сущность также неоднократно была предметом исследования ученых разных отраслей права. Так, в административно-правовой литературе под координацией действий правоохранительных органов понимают деятельность, согласованную по цели, времени, месту, исполнителям и программам действий (мерам).

Например, P.H. Зинуров определяет координацию деятельности по борьбе с

преступностью как предусмотренную законом, объективно обусловленное, согласованное и постоянное взаимодействие с целью реализации участниками правоохранительной деятельности общих мероприятий на самых актуальных направлениях противодействия преступлениям и другим правонарушением, которое осуществляется под организационным руководством соответствующей территориальной прокуратуры.

Анализ приведенных выше определений позволяет определить координационную деятельность как предусмотренное законом, объективно обусловленное и постоянное согласование действий правоохранительных органов с целью реализации участниками правоохранительной деятельности общих мер по наиболее актуальным направлениям противодействия преступлениям и другим правонарушением, осуществляемое под организационным руководством соответствующего органа, в результате чего происходит реализация государственной политики противодействия преступности и обеспечения безопасности лица, общества и государства.

В теории управления координацию рассматривают как одну из составляющих (наряду с предвидением, организацией, распорядительством и контролем) единой административной функции.

В то же время отмечается, что управление в целом имеет координационную природу и что координация характерна для любой функции управления [Айвазян, 1980].

По мнению Б.М. Лазарева, координация принадлежит к функциям управления. Он считает, что координация может осуществляться, во-первых, в определенных пределах; во-вторых, с учетом обязательности факторов координатора без подчинения ему; в-третьих, на основании договора координированных лиц [Лазарев, 1988].

Б.П. Курашвили определяет координацию как управление, которое рассматривается из позиций обеспечения согласованности совместной деятельности объектов управления.

Существует группа ученых, которые координацию противопоставляют субординации.

Учитывая изложенное, отметим, что в теории управления, по мнению некоторых авторов, процесс координации (согласованность) строится на субординации управленческих отношений и приоритетов действий, что из нее выплывают, то есть имеет вертикальный иерархический характер.

Отличия между координацией и взаимодействием:

В частности, под координацией в органах внутренних дел понимается управленческая деятельность, направленная на согласование функционирования элементов системы органов внутренних дел в режиме, который обеспечивает достижение поставленных перед системой целей, то есть координация заключается в организации, в первую очередь правовыми средствами, взаимодействия.

Таким образом, координация – это основанное на законе и подзаконных актах управленческое влияние высшего уровня субъектов относительно низшего уровня, который осуществляется с целью направления деятельности взаимодействующих подсистем на выполнение общих заданий при самостоятельном, автономном решении.

Координация содержит в себе элементы подчинения взаимодействующих подразделений координирующему центру, который наделен властными полномочиями, решения которого являются обязательными для взаимодействующих сторон.

Взаимодействие используется тогда, когда одной координации для выполнения сложных задач недостаточно.

Существенным признаком этого является отсутствие отношений власти – подчинения, то есть субъекты взаимодействия находятся между собой на одном уровне. При координации усилий присутствуют отношения власти и подчинения, и субъект координации наделен административно-властными полномочиями относительно частей и элементов системы, которые выступают в конкретной ситуации объектами координации.

В данном контексте, на наш взгляд, необходимо отметить, что взаимодействие является процессом не стихийным, а управляемым и обеспечивает не только сохранение системных качеств, их стойкость, но и влияет на эффективность управления. В связи с этим возникает необходимость в координации таких усилий со стороны управления.

Представляет интерес позиция А. В. Загорного, который разницу между координацией и взаимодействием видит в том, что координация – это управленческая деятельность по обеспечению взаимодействия, а взаимодействие – сама деятельность, согласованная в результате координации по целям, месту времени применению сил и средств для достижения поставленных задач. Иными словами, координация является причиной взаимодействия, а взаимодействие является следствием координации. То есть координация и взаимодействие связаны между собой причинно-следственными связями.

Целью координации является создание соответствующего режима отношений между субъектами, при котором выполнение ими согласованных задач достигается с наименьшими расходами сил, средств и времени.

Целью же взаимодействия является осуществление определенных согласованных действий, направленных на достижение конкретного результата.

В частности, к координации относятся составление комплексных планов, подготовка управленческих решений, координационные совещания. А осуществление общих мер по задержанию преступника, проведения комплексных мероприятий по обеспечению пограничной безопасности является взаимодействием.

Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью")

Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе:

соблюдения законности;

равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Основные направления координационной деятельности

· совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

· выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

· разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

· подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;

· обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

· разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

· обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

· изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

· проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

· обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

· совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

· создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

· проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

· взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

· оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

· издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

· выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

· разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

 

Содержание и объем понятия «взаимодействие правоохранительных органов»

Важным аспектам организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, в т.ч. с различными надзорными и контрольными органами. Под "взаимодействием" в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи. Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание её деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественно безопасности и правопорядка, выявление устранение нарушений закона – лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в отношении с указанными органами хотя имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит сними по форме взаимодействия. Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в регионах и на уровне городов, районов, взаимодействие прокуроров преимущественного связано с органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Р Ф и органами местного самоуправления, а также контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровней, контрольно-счётными органами субъектов и муниципальных образований.

В широком смысле слова под взаимодействием понимается всякая согласованная деятельность государственных органов и общественных организаций по выполнению общих задач и достижению общих целей.

Можно выделить два вида взаимодействия:

а) комплексно-территориальное взаимодействие и б) ведомственно-отраслевое взаимодействие. Комплексно-территориальное взаимодействие в области охраны окружающей природной среды - это разработка, обсуждение и согласованное осуществление всей совокупности социально- экономических, идейно-воспитательных и государственно-правовых мер предупреждения и пресечения экологических правонарушений в пределах административно-территориальных единиц. Процесс взаимодействия складывается из нескольких этапов. На первом этапе вырабатываются единые задачи, решение которых в течение периода, намеченного планом, признается наиболее актуальным. Второй этап предполагает разграничение сфере ответственности за выполнение намеченных задач между территориальными представительными и исполнительными органами, правоохранительными органами, хозяйственными организациями и общественными объединениями. На третьем этапе определяются формы связи и контроля за выполнением намеченных мероприятий. Назначение ведомственно-отраслевого взаимодействия состоит:

а) в обеспечении планомерности взаимосвязи и целеустремленности специальных мер прокуратуры, МВД, других правоохранительных органов, а также суда;

б) в согласовании совместных действий правоохранительных органов с другими государственными органами и общественными объединениями при изучении и разработке мер предупреждения экологических правонарушений.

Из всей сферы взаимодействия можно вычленить взаимодействие правоохранительных органов между собой, а из последнего - координацию правоохранительных органов в области охраны окружающей природной среды.

 

Исходя из указанных признаков взаимодействия можно определить, что взаимодействие субъектов правоохранительной системы есть осуществление ими совместных согласованных действий по выполнению стоящих задач, достижению общих целей правоохранительной деятельности.

Другими словами, основным направлением взаимодействия субъектов правоохранительной системы является их совместная согласованная деятельность в сфере борьбы с преступностью.

С учетом сделанных выше выводов на предмет понятия и сущности взаимодействия можно сформулировать следующее определение. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы есть осуществляемые в рамках этой системы совместные согласованные по целям, а также методам и средствам их достижения действия органов внутренних дел с другими государственными структурами правоохранительного назначения по созданию благоприятных условий для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и предупреждения и пресечения правонарушений.



2019-11-20 3721 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты координации деятельности правоохранительных органов. 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты координации деятельности правоохранительных органов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3721)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)