Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы взаимодействия правоохранительных органов в выявлении, расследовании, предупреждении преступлений и иных правонарушений



2019-11-20 943 Обсуждений (0)
Формы взаимодействия правоохранительных органов в выявлении, расследовании, предупреждении преступлений и иных правонарушений 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросам взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений посвящена обширная литература. Анализ этой литературы свидетельствует, что взаимодействие рассматривается в основном в двух аспектах: как взаимодействие субъектов уголовно-процессуальной деятельности при выявлении и расследовании преступлений и как взаимодействие на уровне локальных отношений между следователем, оперативным работником, экспертом и т.д. при рассмотрении конкретных категорий дел. Несколько реже встречается рассмотрение взаимодействия на уровне деятельности органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений.

В первом случае, говоря о взаимодействии, имеют в виду взаимодействие в "узком" смысле этого понятия. Во втором – понимают взаимодействие как бы в "широком" аспекте.

Что касается определений понятий взаимодействия, то в криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности их имеется достаточно много. Не вдаваясь в обсуждение, отметим, что на наш взгляд, одним из наиболее удачных являются определения, в которых под взаимодействием понимается основанная на законе и согласованная деятельность лиц и органов, направленная на выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.

В процессе взаимодействия органов и должностных лиц при раскрытии и расследовании преступлений необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Четко разделять функции и компетенцию участников взаимодействия. Следователи и оперативные работники должны самостоятельно определять тактику проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, согласуя свою деятельность друг с другом и иными субъектами взаимодействия.

2. Определять зависимость видов и форм взаимодействия от конкретной следственной ситуации.

3. Взаимный обмен информацией, это обмен процессуальными сведениями и оперативной информацией, строгое соблюдение при этом режима секретности.

4. Обобщение и анализ всей комплексной информации (процессуальной, не процессуальной и иной), особенно при раскрытии латентных преступлений.

Основные принципы взаимодействия должны быть направлены на:

- соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;

- усиление персональной ответственности следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе гласных и негласных методов и средств деятельности в рамках действующего законодательства;

- согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.

В настоящее время известны следующие виды взаимодействия:

1. Взаимодействие следователя и оперативных работников при раскрытии и расследовании отдельных преступлений.

2. Взаимодействие следователя с экспертами имеет место при ознакомлении с материалами уголовного дела, относящихся к предмету судебной экспертизы; предоставлении эксперту дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; при участии следователя в -процессе производства экспертизы и получении им пояснений у эксперта в отношении интересующих его обстоятельств; постановке вопросов, относящихся к предмету экспертизы; получении консультаций у эксперта.

3. Взаимодействие следователя со специалистами (ст.ст.58, 168 УПК). Специалисты привлекаются к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применения технических средств, в исследовании материалов уголовного дела, в подготовке вопросов эксперту.

4. Взаимодействие следователя (оперативного работника) с работниками контрольно-ревизионных аппаратов, счетными палатами, комитетами по финансовому мониторингу, а также с общественностью. Такое взаимодействие возникает, как правило, до или в момент возбуждения уголовного дела. Сотрудники данных учреждений оказывают помощь следователю в выявлении новых фактов преступных действий, сборе доказательств, криминалистической и иной значимой для уголовного дела информации, дают консультации по интересующим вопросам, представляют различные акты, справки, отчеты.

5. Взаимодействие органов предварительного расследования со средствами массовой информации (СМИ). Наиболее часто к средствам массовой информации правоохранительные органы обращаются с просьбой об оказании помощи в розыске преступников, похищенного имущества, либо в поиске очевидцев преступлений. Используя СМИ, целесообразно сообщать приметы разыскиваемых преступников, похищенного имущества, показывать по телевидению фотографии и фотороботы находящихся в розыске лиц. В некоторых ситуациях средства массовой информации используются для целенаправленной дезинформации преступников.

1.2 Классификация форм взаимодействия

Все формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания можно условно разделить на две большие группы. Процессуально-правовые формы, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом и организационно-тактические, которые хотя и не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат, ни одной его норме.

1. Процессуально-правовые формы взаимодействия следователя с работниками органов дознания (оперативных аппаратов), возникающие на основе поручения следователя о производстве следственных действий (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ). Дача таких поручений возможна в тех ситуациях, когда следователь по каким-либо причинам не может своевременно провести следственное действие, например ввиду загруженности (возникновение необходимости срочно провести несколько обысков в разных местах). Однако следует свести к минимуму дачу поручений органам дознания в отношении наиболее важных и ответственных следственных действий, так как это может подорвать деловое сотрудничество следователя и органов дознания, отвлечь оперативных работников от выполнения своих специфических функций. Такие поручения даются в письменном виде. Кроме поручений о производстве отдельных следственных действий, орган дознания исполняет постановления о задержании, приводе, аресте и производстве иных процессуальных действийПечников Н.П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию,раскрытию и предупреждению преступлений. Там-бов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 64 с. .

2. Следователь в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о производстве оперативно-розыскных мероприятий. При этом следователь в поручении ставит только задачу, а какие именно оперативно-розыскные мероприятия и средства должен использовать орган дознания, в нем не указывает, поскольку это уже будет вмешательством в их компетенцию. Вместе с тем в поручении следователя должны быть указания на ожидаемые результаты и примерные сроки исполнения.

3. Содействие следователю при производстве отдельных следственных действий (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ).

Содержанием этой формы является содействие работников органов дознания в подготовке и проведении отдельных, следственных действий, которое выражается в непосредственной помощи в основном тактического и организационно-технического характера, оказываемой следователю. Необходимость получения содействия обусловливается сложностью следственного действия, например, значительной площадью исследуемой местности, комплексом организационных и иных мероприятий, большим объемом работы, требованием обеспечения безопасности всех участников следственного действия, решением множества тактических задач и т.д.

4. Взаимодействие органов дознания и следователя по розыску подозреваемого, обвиняемого (ст.210 УПК РФ).

В ситуациях, когда место нахождения обвиняемого неизвестно, либо он умышленно скрывается, следователь поручает его розыск органам дознания. Следователь выносит постановление, в котором излагает обстоятельства совершенного преступления, доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого, данные о том, что он скрылся, и нет сведений о его месте нахождения, указывает избранную меру пресечения. Кроме того, он составляет справку о личности разыскиваемого и прилагает к ней весь перечень документов, необходимых для объявления в розыск.

5. Взаимодействие следователей с органами дознания по делам, приостановленным в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ), когда преступление не раскрыто. До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия, которые возможны в отсутствие обвиняемого. Кроме того, он должен принять все меры по установлению лица, совершившего преступление. Поскольку следственные действия производить по приостановленному уголовному делу запрещено, следователь должен направить запросы в различные учреждения, организации, провести проверки отдельных лиц по информационным и справочным учетам МВД, а также направить конкретные поручения оперативно-розыскным аппаратам.

6. Создание следственных групп, в состав которых входят должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч.2 ст.163 УПК РФ). Следственная группа создается в соответствии с постановлением прокурора или постановлением начальника следственного отдела, назначается ее руководитель, определяется состав следователей, а также оперативных работников органов дознания, привлекаемых к работе в ней. В постановлении перечисляются все следователи и оперативные работники, и затем оно утверждается прокурором. Создание следственной группы целесообразно при раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами, а также по много эпизодным уголовным делам либо по делам с большим числом подозреваемых (обвиняемых), совершивших преступления в различных регионах страны. Создание следственной группы с включением в их состав оперативных работников особенно целесообразно для расследования нераскрытых преступлений.

К организационно-тактической форме взаимодействия относят следующие виды совместной деятельности:

- совместное планирование расследования в целом или отдельных следственных действий;

- систематический обмен информацией, получаемой субъектами взаимодействия;

- совместное обсуждение хода и результатов работы по уголовному делу.

Совместное или согласованное планирование расследования. Эта форма является, наиболее распространенной формой организационно-тактического взаимодействия создает оптимальные предпосылки для сотрудничества и согласованной (совместной) деятельности органов следствия и дознания по уголовному делу. Совместный план расследования - это форма группового тактического решения, которое обуславливает организационные, управленческие, тактические и информационные предпосылки повышения эффективности расследования, обеспечивает процесс построения перспективных следственных поисковых, оперативно-розыскных и комплексных версий. План всегда содержит программу действий участников взаимодействия. Он включает в себя как цель проведения действий с учетом сложившейся ситуации, так и промежуточные задачи расследования, а также рациональный порядок производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Необходимо отметить, что совместное и согласованное планирование способствует эффективности процессуальных действий и тактических операций как процессуального, так и оперативно-розыскного характepa. Совместные планы утверждаются руководителями следственного подразделения или прокурором, а также начальником органа дознания.

Возникновению сложных следственных ситуаций нередко способствуют многочисленные организационно-управленческие трудности. К ним чаще всего относятся такие негативные факторы, как значительный дефицит времени, большая трудоемкость некоторых процессуальных действий, отсутствие рациональной последовательности в их проведении, неравномерность в нагрузке следователей, необходимость выполнения большой по объему работы в крайне сжатые сроки, низкий уровень взаимодействия участников расследования, существенные недостатки в управлении и надзоре за следствием со стороны руководства и другие организационно-управленческие причины. Если в производстве у следователя находятся нераскрытые или много эпизодные делa, то организационные трудности значительно увеличиваются и для их успешного преодоления необходимо принимать решения, связанные, прежде всего, с привлечением дополнительных сил, средств и оптимизацией взаимодействия. В принятии и осуществлении этих решений должны участвовать не только следователи, но и руководители следственных подразделений, соответствующие прокуроры и начальники органов внутренних дел. Следует особо подчеркнуть, что в подобных сложных комплексных ситуациях возникают повышенные трудности их преодоления, поскольку проблемная и организационно-неупорядоченная ситуации, негативно воздействуя друг на друга, значительно усложняют их разрешение.

Для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы создаются следственно-оперативные группы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, федеральной службы безопасности

Взаимодействие при выявлении налоговых преступлений можно рассматривать как частный случай общего взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов в раскрытии и расследовании преступлений. В таком понимании это взаимодействие имеет как общие черты, свойственные любому виду взаимодействия и взаимодействию правоохранительных органов при выявлении любых преступлений, так и особенности, обусловленные спецификой выявления налоговых преступлений.

Особенностью взаимодействия на уровне органов, т.е. в "широком" смысле, при выявлении налоговых преступлений является то, что в сфере такого взаимодействия оказывается согласованная деятельность широкого круга правоохранительных и контролирующих органов. К числу этих органов относятся: Генеральная прокуратура РФ,МВД России, ФПС России,Минфин России, ФНС России, Центральный банк РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Государственная регистрационная палата и несколько внебюджетных фондов, куда перечисляются сборы (пенсионный, обязательного медицинского страхования и т.д.). Все эти органы между собой взаимодействуют как на уровне передачи информации, так и на уровне проведения координационных совещаний, советов федерального, регионального и местного уровней. В ряде случаев необходимость этого взаимодействия предусматривается прямыми указаниями нормативных актов. Кроме того, необходимость взаимодействия государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны, обусловливается такими обстоятельствами, как: объективная необходимость комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о степени криминогенности обстановки в сфере экономики, так как ни один из органов в должном объеме ввиду сложности объекта не обладает о нем всей полнотой информации и высокой латентности экономических преступлений, в том числе и налоговых, расширением сферы экономической и налоговой преступности с превращением ее в транснациональную преступность, необходимостью максимально полного поступления налоговых платежей в бюджет, поскольку содержание аппаратов самих ведомств производится из этого источника, необходимостью использования для пополнения в борьбе с уклонениями от уплаты налогов и страховых взносов, сил оперативно-розыскных аппаратов всех органов.

Можно выделить несколько основных форм взаимодействия этих двух органов в выявлении налоговых преступлений:

• проведение совместных проверок налогоплательщиков по согласованным планам ежеквартальной работы;

• проведение совместных рейдов и тематических налоговых операций по выявлению уклонений от уплаты налогов в определенных сферах хозяйственной деятельности (реализация спиртосодержащей продукции, торговля автомобилями, нефтебизнес и т.д.);

• проведение совместных налоговых расследований по неуплатам налогов в особо крупных размерах или на предприятиях, являющихся крупными налогоплательщиками;

• обмен оперативной и аналитической информацией по результатам проведенных проверок и оперативных мероприятий;

• разработка совместных методических рекомендаций по выявлению налоговых преступлений, совместные совещания, координационные советы и т.д.

Наконец, взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов в выявлении налоговых преступлений должно быть многоплановым и разносторонним. Взаимодействие при производстве оперативно-розыскных и проверочных мероприятий повышает результативность выявления налоговых преступлений, документирования криминальных действий виновных лиц, оперативного и информационного сопровождения расследуемых уголовных дел по факту уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

(Координация в отличие от взаимодействия реализуется в рамках вертикального соподчинения и при осуществлении внутриорганизационной деятельности. )

42. Направления и формы координационной деятельности.

Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, как одно из напр….

Под координацией понимают согласованность, соотношение, а под координированием – установление правильных соотношений между участниками деятельности по достижению общих целей.

Правоохранительная система – это органы МВД, ФСБ, таможенных и иных органов. Именно на эти органы возложена непосредственная борьба с преступностью и, в первую очередь, выявлять и пресекать преступные действия, привлекать виновных к ответственности.

Согласованность действий этих органов, координация их деятельности помогает устранить разнобой и параллелизм в работе, создать в необходимых случаях концентрацию сил, осуществлять борьбу единым фронтом, используя различные методы.

Координация не означает подчинение одних органов, другим. Суть координации в том, чтобы каждый орган в пределах своих полномочий и задач, присущими ему методами и средствами решал общую задачу эффективной борьбы с преступными проявлениями.

Взаимоотношения прокуратуры с правоохранительными органами строятся на принципах: законности; равенства всех участников координационной деятельности; самостоятельности каждого правоохранительного органа; гласности; ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных мероприятий.

Формы координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Основными формами координации являются:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок, оказания помощи местным п/о;

 

создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведение конкретных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений;

издание совместных приказов и оказание помощи в обеспечение совместной безопасности;

повышение квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

издание указаний, информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Этот перечень не исчерпывающий, могут применяться и иные формы. Наиболее распространенная форма – это

координационные совещания. Совещания созываются не реже 4 раз в год, на них приглашаются все члены

совещания, которые равны при обсуждении вопросов.

 



2019-11-20 943 Обсуждений (0)
Формы взаимодействия правоохранительных органов в выявлении, расследовании, предупреждении преступлений и иных правонарушений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы взаимодействия правоохранительных органов в выявлении, расследовании, предупреждении преступлений и иных правонарушений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)