Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности.
Социальное управление и его виды. Функции социального управления. В настоящее время общепризнанны следующие виды управляемых систем: - Механические (управление машинами, технологическими процессами и пр.). - Биологические (управление процессами в живых организмах). - Социальные (управление поведением людей и их коллективов). К числу систем социального характера обычно относят те, в которых проявляются связи между членами общества как такового, то есть его институтами, организациями и т.п. (например, государство, его органы, негосударственные коллективы граждан, государственные предприятия, учреждения и организации, иного рода социальные комплексы). Во всех этих и аналогичных вариантах управление peaлизуется через отношения людей. Общество, как и производство, нуждается в том упорядочении, ради которого осуществляется управление. Отсюда и возникает объективная необходимость в управлении, которое по своему основному содержанию сводится к упорядочению общественных отношений, к регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, функционирования социально-общественных объединений, к объединению усилий людей в единое целое к налаживанию совместной работы. Итак, управление обществом есть управление людьми, социальными отношениями людей. В этом смысле оно является условием нормального функционирования общества, одним из атрибутов общественной жизни. Во всех случаях, когда управление рассматривается в качестве общественно необходимой социальной категории, его объектом является поведение людей, их действия, поступки. В общественных связях, подвергаемых управляющему воздействию, активно проявляют себя воля, сознание человека. В силу этого объектом социального управления является волевое поведение людей. Для социального управления характерно, что в роли субъекта управления, равно как и в роли объекта, выступают люди, иначе говоря, люди управляют людьми. Как правило, субъект управления - это определенный коллектив людей, выступающий в роли государственного органа, либо должностное лицо. Это означает приоритет социального управления над волей управляемых, подчинение ее господствующей воле. Виды. Главный критерий - субъект управления, т.к. именно он реализует функции управления в различных сферах общественной жизни применительно к тем или иным объектам. Соответственно ему можно выделить следующие виды социального управления: - государственное управление, - общественное управление. Они различаются не только по субъекту, но и по используемым ими методам управления. Каждый из названных видов социального управления может быть подразделен на ряд подвидов в зависимости от объектов, характера, направленности и т.п. Например, государственное управление в широком смысле слова осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению государства. Функции. Социальное управление обладает рядом функций, т.е. направлений деятельности. Функции представляют собой самостоятельные и обособленные виды управленческих работ: а) сбор, обработка (анализ) социальной информации; б) прогнозирование - научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки; в) планирование- определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств их достижения; г) организация- формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.; д) распорядительство- установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и т.д.; е) координация и взаимодействие для достижения общих целей управления; ж) контроль и учет - становление соответствия (или несоответствия) фактическому состоянию объекта управления заданному. Следовательно, социальное управление как атрибут общественной жизни представляет собой такую общественно значимую деятельность, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей, их коллективов в интересах эффективного решения стоящих перед ними задач. Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности. Государственное управление - это целенаправленное организующее- регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Государственное управление - один из видов социального управления. Субъектом гос-ого управления являются не просто люди (народ), а государственные организации, государственный аппарат. Объект- люди, их действия, поведение, совместный труд. Гос-ое управление опирается и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество. Гос-ое управление обладает рядом особенностей: а) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства; б) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством; в) эти субъекты действуют по поручению государства; г) для осуществления своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно- властного характера; д) они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права. Государственное управление является одним из видов государственной деятельности. К другим видам относятся: законодательная деятельность, судебная деятельность, прокурорский надзор. Все они имеют общие черты и особенности. Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой государственных органов. Законодательная деятельность воплощается Национальным собранием, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Национальное собрание — единственный законодательный орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом Республики Беларусь. Судебная деятельность (правосудие)осуществляется системой судов (ст. 109 Конституции РБ). В такую систему входят общие (Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды), хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, хозяйственные суды областей и г. Минска), Конституционный Суд (образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов (ст. 116 Конституции РБ). Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры, в которую входят прокуратура РБ, возглавляемая Генеральным прокурором РБ, и нижестоящие органы - прокуратуры областей, г. Минска, прокуратуры районов городов, межрайонные прокуратуры. Государственное управление призваны осуществлять в первую очередь органы государственного управления (исполнительной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система государственных органов, центральным из которых является Совет Министров РБ, подотчетный Президенту РБ и ответственный перед Парламентом РБ. Государственное управление носит исполнительно-распорядительный характер. Таким качеством не обладает ни законодательная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. В процессе судебной и прокурорской деятельности фактически обеспечиваются условия исполнения законов и других нормативных актов. Управленческая деятельность может осуществляться и на основании административных актов, т.е. текущего нормотворчества. Для судебной и прокурорской, а тем более для законотворческой деятельности подобное исключается. Важной специфической особенностью государственного управления является также и то, что оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов. Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов — разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной. Последнее является не главной его задачей. Правоохрана - сопутствующее явление в государственном управлении. Таким образом, государственное управление - самостоятельный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |