Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности.



2019-11-20 313 Обсуждений (0)
Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальное управление и его виды. Функции социального управления.

В настоящее время общепризнанны следующие виды управляемых систем:

- Механические (управление машинами, технологическими процессами и пр.).

- Биологические (управление процессами в живых организмах).

- Социальные (управление поведением людей и их коллективов).

К числу систем социального характера обычно относят те, в которых проявляются связи между членами общества как такового, то есть его институтами, организациями и т.п. (например, государство, его органы, негосу­дарственные коллективы граждан, государственные предприятия, учреждения и организации, иного рода социальные комплексы).

Во всех этих и аналогичных вариантах управление peaлизуется через отношения людей. Общество, как и производство, нуждается в том упорядочении, ради которого осуществляется управление. Отсюда и возникает объективная необходимость в управлении, которое по своему основному содержанию сводится к упорядочению общественных отношений, к регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, функционирования социально-общественных объединений, к объединению усилий людей в единое целое к налаживанию совместной работы.

Итак, управление обществом есть управление людьми, социальными отношениями людей. В этом смысле оно является условием нормального функционирования общества, одним из атрибутов общественной жизни. Во всех случаях, когда управление рассматривается в качестве общественно необходимой социальной категории, его объектом является поведение людей, их действия, поступки. В общественных связях, подвергаемых управляющему воздействию, активно проявляют себя воля, сознание человека. В силу этого объектом социального управления является волевое поведение людей.

Для социального управления характерно, что в роли субъекта управления, равно как и в роли объекта, выступают люди, иначе говоря, люди управляют людьми. Как правило, субъект управления - это определенный коллектив людей, выступающий в роли государственного органа, либо должностное лицо. Это означает приоритет социального управления над волей управляемых, подчинение ее господствующей воле.

Виды. Главный критерий - субъект управления, т.к. именно он реализует функции управления в различных сферах общественной жизни применительно к тем или иным объектам. Соответственно ему можно выделить следующие виды социального управления:

- государственное управление,

- общественное управление.

Они различаются не только по субъекту, но и по используемым ими методам управления.

Каждый из названных видов социального управления может быть подразделен на ряд подвидов в зависимости от объектов, характера, направленности и т.п. Например, государственное управление в широком смысле слова осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению государства.

Функции. Социальное управление обладает рядом функций, т.е. направлений деятельности. Функции представляют собой самостоятельные и обособленные виды управленческих работ:

а) сбор, обработка (анализ) социальной информации;

б) прогнозирование - научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;

в) планирование- определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств их достижения;

г) организация- формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;

д) распорядительство- установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и т.д.;

е) координация и взаимодействие для достижения общих целей управления;

ж) контроль и учет - становление соответствия (или несоответствия) фактическому состоянию объекта управления заданному.

Следовательно, социальное управление как атрибут общественной жизни представляет собой такую общественно значимую деятельность, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей, их коллективов в интересах эффективного решения стоящих перед ними задач.

Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности.

Государственное управление - это целенаправленное организующее- регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление - один из видов социального управления.

Субъектом гос-ого управления являются не просто люди (народ), а государственные организации, государственный аппарат. Объект- люди, их действия, поведение, совместный труд. Гос-ое управление опирается и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество. Гос-ое управление обладает рядом особенностей:

а) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства;

б) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством;

в) эти субъекты действуют по поручению государства;

г) для осуществления своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно- властного характера;

д) они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.

Государственное управление является одним из видов госу­дарственной деятельности. К другим видам относятся: законода­тельная деятельность, судебная деятельность, прокурорский над­зор. Все они имеют общие черты и особенности.

Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой государственных органов. Зако­нодательная деятельность воплощается Национальным собрани­ем, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Национальное собрание — единственный законодательный орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом Респуб­лики Беларусь.

Судебная деятельность (правосудие)осуществляется систе­мой судов (ст. 109 Конституции РБ). В такую систему входят общие (Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды), хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, хозяйственные суды областей и г. Минска), Конституционный Суд (образован не для реализации право­судия, а для контроля за конституционностью нормативных актов (ст. 116 Конституции РБ).

Прокурорский надзор осуществляется системой органов про­куратуры, в которую входят прокуратура РБ, возглавляемая Генеральным прокурором РБ, и нижестоящие органы - прокуратуры областей, г. Минска, проку­ратуры районов городов, межрайонные прокуратуры.

Государственное управление призваны осуществлять в пер­вую очередь органы государственного управления (исполнитель­ной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система государственных органов, центральным из которых является Совет Министров РБ, подотчетный Президенту РБ и ответственный перед Парламентом РБ.

Государственное управление носит исполнительно-распоря­дительный характер. Таким качеством не обладает ни законода­тельная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. В процессе судебной и прокурорской деятельности фактически обеспечива­ются условия исполнения законов и других нормативных актов. Управленческая деятельность может осуществляться и на основа­нии административных актов, т.е. текущего нормотворчества. Для судебной и прокурорской, а тем более для законотворческой дея­тельности подобное исключается.

Важной специфической особенностью государственного управ­ления является также и то, что оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-поли­тической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов.

Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохран­ную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов — разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной. Последнее является не главной его задачей. Правоохрана - сопутствующее явление в государственном управлении.

Таким образом, государственное управление - самостоятель­ный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов.

 



2019-11-20 313 Обсуждений (0)
Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)