Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.



2019-11-20 290 Обсуждений (0)
Место административного права в правовой системе Республики Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок




В правовой системе Республики Беларусь административное право занимает одно из ведущих мест. Оно не только самостоятель­ная отрасль, но по своему характеру и фундаментальное право.

Как часть правовой системы административное право тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты. Административное право для ряда отраслей или отдельных институтов является основой, фундамен­том их функционирования, в первую очередь, для финансового, трудового, природоохранного.

Особенно тесно административное право взаимодействует с конституционным правом.. КП охватывает общест­венные отношения в области охраны прав и свобод человека (отно­шения между человеком и государством) и в области устройства государства и государственной власти. КП содержит нормы основополагающего характера, а АП детализирует и конкретизирует их, определяет механизм реализации этих прав и свобод.

КП закрепляет общие принципы организации и деятельности для всех государственных органов, их место в системе государства и взаимоотношения. АП, руководствуясь этими принципами, детализирует их применительно к государственно- управленческим системам, устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отноше­ний и административно-правовые средства его защиты, опре­деляет формы и методы управленческой деятельности.

Близка связь административного права с финансовым пра­вом. Финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. Это, в первую очередь, отношения, которые возникают в процессе образования (мобилизации), распределения и использования де­нежных средств (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления. Поэтому административное право регулирует управленческие отношения в области финансов. Организация, полномочия и деятельность финансово-кредитных органов регулируются нормами административного права так же, как и любых других управленческих органов.

Административное право тесно соприкасается с трудовым пра­вом. Основным предметом последнего являются трудовые отноше­ния, которые возникают, как правило, на основе односторонних административных актов, свидетельствующих о юридическом оформлении на работу. Этому, конечно, предшествует заключе­ние трудового договора (соглашения), в том числе и контракта об условиях будущей работы. Издание правового акта требуется и в случаях применения дисциплинарных взысканий (ч. 4 ст. 199 ТК), реализации права на отпуск (ст. 152 ТК), при выходе на пенсию, при поощрении, направлении в командировку и т.д. Нормами адми­нистративного права регламентируются полномочия администрации в названных областях, а также процесс руководства ею произ­водством и деятельностью государственных служащих, ибо это представляет собой проявление управленческих полномочий. Наи­более тесно взаимодействуют нормы административного и трудово­го права при регулировании государственно-служебных отношений (см. ст. 5 ТК). Административное право определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чинов, классов, рангов и т.д. В государствен­но-служебных отношениях, нормы административного и трудового права часто настолько тесно взаимосвязаны, что не всегда между ними можно провести грань.

Административное право также тесно связано с гражданским правом. Ст.1 ГК, в которой подчеркивается, что гражданское законодательство регулирует главным образом имущественные отношения. В то же время Гражданский кодекс Республики Беларусь признает наличие иму­щественных отношений, регулируемых административным правом. Так, в пункте 4 статьи 1 ГК записано, что к имущественным отно­шениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется. Следовательно, можно утверждать, что управлен­ческая деятельность может быть связанной с имуществом. Так, в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь», а также в нормативных актах, определяющих правовой статус иных государ­ственных органов, содержится немало административных норм, предоставляющих Совету Министров, министерствам, государ­ственным комитетам, комитетам и другим государственным органам управления полномочия по распоряжению имуществом в пределах подведомственных им сфер (отраслей). Тесное взаимодействие норм гражданского и административного права видно из статьи 47 ГК, регламентирующей вопросы государственной регистрации юридических лиц, из статьи 103, закрепляющей организацию управления акционерным обществом и т.д.

Итак, имущественные отношения могут являться предметом регулирования как гражданского, так и административного права. Однако для гражданско-правового регулирования характерно юридическое равенство сторон (гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны). При указанных отношениях широко применяются договоры.

Административно-правовой метод применяется при отсут­ствии равенства сторон общественных отношений. Здесь воля одной стороны чаще всего господствует над волей другой. В адми­нистративно-правовых отношениях одна сторона, как правило, наделена государственно-властными полномочиями по отноше­нию к другой. По этой причине первая сторона имеет возмож­ность принимать акты управленческого характера, осуществлять контроль за деятельностью другой, и даже, в предусмотренных законодательством случаях, применять к ней меры принуждения.



2019-11-20 290 Обсуждений (0)
Место административного права в правовой системе Республики Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)