Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доходы государственного бюджета, их сущность и классификация



2019-11-21 238 Обсуждений (0)
Доходы государственного бюджета, их сущность и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеризуя сущность доходов бюджета, целесообразно раскрыть ихвзаимосвязи и отличительные черты доходов общества, государственных доходов и доходов государства. Так, доходы общества охватывают государственные доходы, доходы субъектовхозяйствования негосударственной (частной, акционерной, совместной, коллективной и т. д) формы собственности и доходы домохозяйств. Важнейшим отличием между ними является форма собственности [12, с. 56].

Государственные доходы, которые распространяются на государственную форму собственности, учитывая уровень централизации, делятся на две группы: доходы государства (централизованные) и доходы субъектов хозяйствования государственной формысобственности (децентрализованные). В доходы государства зачисляют доходы бюджетов, фондов государственного социального страхования.

Таким образом, доходы бюджета охватывают только ту часть доходов общества, которая связана с формирование основного централизованного фонда денежных средств – бюджета государства. Доходами бюджетов можно считать объективное экономическое явление, связанное с совокупностью экономических отношений по поводу распределения и перераспределения ВВП с целью формирования основного централизованного фондаденежных средств государства. По своей сути доходы бюджета, с одной стороны,является результатом распределительных процессов, а с другой –объектом дальнейшегораспределения средств централизованного денежного фонда на отдельные целевые фондысогласно функциям государства. Итак, объем доходов бюджета непосредственнозависит от объема функций и полномочий государства в лице органов государственнойвласти, государственного управления и местного самоуправления, определенныхКонституцией и законами Республики Беларусь, а также объема ВВП и уровня его централизации.

Если бюджет государства по содержанию – это централизованный фонд денежных средств, то доходы бюджета по содержанию является конкретным объемом бюджетных средств, накопленным в общем и специальном фондах. Поэтому по форме доходами бюджета считают сумму бюджетных средств, мобилизованную государством в виде налоговых и неналоговых поступлений,доходов от операций с капиталом и межбюджетных трансфертов в объемах, необходимых ей для выполнения своих конституционных полномочий и функций [19, с. 104].

При исследовании бюджета по его организационному построению доходы бюджета выступают в виде собственных, закрепленных, регулирующих доходов имежбюджетных трансфертов. В правовом отношении процесс формированиядоходов регулируется действующими законами и нормативными актами. Именно благодарязаконодательному и нормативному обеспечению доходы бюджета из невидимыхэкономических отношений превращаются в конкретные формы и виды, а именно:налоговые поступления, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, межбюджетные трансферты.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, сложилась соответствующая система доходов государственного и местных бюджетов, классификация которых осуществляется по следующимпризнакам:

- по содержанию: доходы общего фонда и доходы специального фонда бюджета;

- по группам: налоговые поступления, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, целевые фонды, межбюджетные трансферты;

- по видам: налоги, платежи, сборы, отчисления, дивиденды, доходы от собственности, административные сборы и платежи, доходы некоммерческого и побочного характера, доходы от государственного имущества, собственные поступления бюджетных учреждений, поступленияот продажи основного капитала, земли, нематериальных активов, официальные трансферты и т. д.;

- относительно отношения к бюджетной системе: доходы, поступающие в государственный бюджет, доходы, поступающие в местные бюджеты, смешанные доходы, поступления в государственные целевые фонды;

- относительно организационного построения и результатов распределения между звеньями бюджетной системы: собственные, закрепленные, регулирующие;

- о полноте зачисления в бюджеты: доходы, которые зачисляются полностью, и доходы, зачисляемые частично;

- относительно методов привлечения: доходы, привлекаемые налоговым методом, неналоговым методом и методом межбюджетных трансфертов;

- по источникам: доходы, источниками которых являются цена, себестоимость, прибыль, доход;

- по периодичности зачисления: систематические доходы, разовые доходы;

- по объекту взимания: доходы, объектом взимания которых является добавленная стоимость, доходы, прибыль, имущество, земля, природные ресурсы, услугии т. д;

- по субъектам взимания: доходы от юридических лиц, доходы от физических лиц;

- о гражданстве субъектов: доходы, уплачиваемые резидентами и нерезидентами [11, с. 358].

Доходы бюджета классифицируются за такими разделами:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) трансферты [11, с. 361].

Налоговыми поступлениями признаются установленные законами Республики Беларусь о налогообложении общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) и местные налоги и сборы (обязательные платежи).

Неналоговыми поступлениями признаются: доходы от собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности;другие неналоговые поступления.

Трансферты – средства, полученные от других органов государственной власти, органов других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе

Доходы бюджета формируются в процессе функционирования и динамичногоразвития экономических отношений на второй стадии расширенного общественноговоспроизводства – распределении, и именно через распределение влияют на другие стадии, в частности, производство, обмен и потребление. Формирование доходов бюджета являетсяпрерогативой государства, поэтому обеспечиваются соответствующими государственнымиорганами на основе финансового права.

Финансовая теория и практика различают семь основных методов формирования доходов бюджета государства: продуктивная деятельность (предпринимательская, государственные услуги); от имущества и имущественных прав; от государственных угодий; налоговый; трансфертный; заемный; эмиссионный [17, с. 100].

В процессе использования метода формирования доходов от производительной деятельности (предпринимательская, государственные услуги) в бюджет мобилизуютсятакие виды доходов, как часть прибыли государственных предприятий, государственные пошлины, компенсационные доходы. С помощью метода формирования доходов от имущества и имущественных прав обеспечивается наполнение бюджета постоянными поступлениями от сдачив аренду государственного имущества и корпоративных прав государства, а также разовыепоступления от реализации государственного и приравненного к нему имущества. Метод формирования доходов от государственных угодий дает возможность обеспечить мобилизацию в бюджет платежей за ресурсы и концессий. Используя налоговый метод, государство наполняет бюджет налогами и налоговыми платежами, которые составляют % доходов бюджета.

Необходимость сбалансирования бюджетов в условиях межбюджетных отношений обусловила использование трансфертного метода формирования доходов бюджета, за счет которого мобилизуются до централизованного фонда денежныхсредств государства трансферты от правительств зарубежных стран и международныхорганизаций, трансферты от органов государственного управления трансферты издругой части бюджета.

Специфическим является заемный метод формирования доходов, который дает возможность наполнить государственную казну с помощью внутренних и внешних займов, которые, в отличие от всех других видов доходов, являются лишь временнымипоступлениями. Методология развитых стран мира предусматривает зачислениезаймов не к доходам бюджета, а к источникам его финансирования, а именно кпокрытию дефицита бюджета.

Последний эмиссионный метод пополнения доходной части бюджета состоитв дополнительном привлечении эмиссионных денег (дополнительно выпущенных в обращение) дляпокрытия государственных расходов в связи с недостаточным объемом мобилизованныхвсеми предыдущими методами доходов. Такой метод имеет большие недостатки, поскольку вызывает инфляцию. Поэтому его используют очень редко и в особых условиях.



2019-11-21 238 Обсуждений (0)
Доходы государственного бюджета, их сущность и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доходы государственного бюджета, их сущность и классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)