Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



2019-11-21 245 Обсуждений (0)
НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе реализации денежно-кредитной политики Национальный банк сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, ужесточением монетарной политики, направленной на снижение инфляции через уменьшение денежной массы в обращении, рядэкономистов объясняет снижение темпов экономического роста, посколькужесткая монетарная политика привела к сокращению объемов директивногокредитования реального сектора экономики.

Во-вторых, успешной реализации денежно-кредитной политики Беларуси также препятствует высокий уровень инфляционных ожиданий. Поданным проводимого Национальным банком опроса в ноябре 2018 года, доля респондентов, ожидающих такого же интенсивного роста цен в следующие 12 месяцев, составила 60,8 %. Согласно исследованиям экспертов, инфляционные ожидания определяют динамику инфляции в Республике Беларусь на 30 - 40 %. Таким образом, высокий уровень инфляционных ожиданий препятствует эффективной реализации денежно-кредитной политики [10, с. 56-57].

В-третьих, в нашей стране по-прежнему сохраняется крайне высокая импортоемкость отечественного ВВП. Только за январь-август 2018 годаотрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 3 035,1 млн. долларов США. Отрицательное сальдо оказывает давление на национальную валюту. Именно поэтому в экономике существует высокий уровень долларизации, что, соответственно, будет являться проблемой дляперехода ДКП к режиму инфляционного таргетирования. Поэтому Национальный банк Республики Беларусь на 2018 г. планировал снизитьуровень инфляции до 6 % годовых, чтобы увеличить деловую активность встране и тем самым стимулировать экспорт, чтобы уменьшить отрицательноесальдо платежного баланса.

В-четвертых, развитие белорусской экономики происходит в прямой зависимости от внешней конъюнктуры. Более всего белорусская экономиказависит от экономики Российской Федерации. На протяжении несколько летможно заметить существенное ослабление российского рубля, посколькуинвесторы уходят из данной страны (прежде всего, из-за увеличения торговых ограничений и политики санкций против России), следовательно,уходит и их капитал. Возможно, это станет фактором ускорения инфляции в России, а, значит, может сказаться и на инфляционных процессах в Республике Беларусь, так как наши валюты тесно связаны.

В перспективе развития монетарной политики в Беларуси к 2020 году ожидается переход с монетарного таргетирования на режим инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование предполагает установление определенной цели по инфляции – либо конкретного значения, либо егоузкого промежутка. Основным инструментом при его проведении являютсяпроцентные ставки, через изменение которых центральный банк влияет наставки межбанковского и депозитно-кредитного рынков. Таким образом, Национальный банк будет уделять большее внимание процентной ставке и меньшее – средней широкой денежной массе.

Фактически, использование процентной ставки в качестве операционного ориентира монетарной политики будет означать, что Национальный банк Республики Беларусь для выполнения промежуточнойцели управляет ценой денег в экономике. Цена денег является одним из основных факторов спроса на них, что обусловливает наличие способности у Национального банка воздействовать на динамику широкой денежной массычерез изменение процентных ставок финансового рынка.

Однако следует отметить, что, во-первых, на данный период в Республике Беларусь процентный канал трансмиссионного механизманедостаточно эффективен, что частично связано со значительной долларизацией экономики (именно поэтому Национальный банк совместно сПравительством Республики Беларусь предусматривает реализацию мер пот снижению уровня долларизации экономики), частично – с высокой долейнерыночных кредитов в портфелях банков. Недостаточная эффективностьпроцентного канала объясняется еще и тем, что в Республике Беларусь околополовины выдаваемых кредитов не зависят от ставки рефинансирования,поскольку есть, например, льготное и директивное кредитование экономики,а также льготные кредиты на жилье. Поэтому работа Национального банканаправлена на повышение эффективности процентной ставки как единойцены денег.

Во-вторых, в Беларуси присутствует высокий уровень инфляционных ожиданий, что препятствует переходу на инфляционное таргетирование.

В-третьих, при применении инфляционного таргетирования в республике может появиться вероятность удорожания кредитов, что особенно важно для нашей страны, так как удорожание кредитов может привести к спаду деловой активности в экономике.

Таким образом, Национальный банк предусматривает совершенствование монетарной политики, которое будет предусматривать переход к режиму инфляционного таргетирования. Динамика данного совершенствования продолжит формироваться под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов.

Сейчас Правительством и Национальным банком актуализируется Антиинфляционная программа, в которой, прежде всего, усиливается блокмероприятий, направленных на ликвидацию существующих диспропорций вценообразовании и уменьшение темпов роста административно регулируемых цен и тарифов, а также развитие конкуренции и снижениемонополизации экономики. Что касается дальнейшей динамики инфляции, тово второй половине 2019 г. ожидается некоторое увеличение ее годовогопоказателя с учетом влияния регулируемых цен и других факторов. По итогам 2018 г. инфляция сложится около 5,5%, что соответствует установленной цели на текущий год. В режиме инфляционного таргетирования особую значимость будут иметь инфляционные ожидания, которые постепенно снижаются. Кроме того, сохраняется разрыв междуощущаемой и ожидаемой населением инфляцией и ее фактическим уровнем.

Учитывая относительно высокий уровень ожиданий, работа по их снижению становится исключительно важным направлением. Важно зафиксироватьожидания на уровне, близком к целевому. В обновленной Антиинфляционной программе предусматривается ряд мер, направленныхименно на управление инфляционными ожиданиями. В частности, предстоитвыстраивать по новому коммуникационную политику с рынком и обществом. Более открыто и на регулярной основе информироватьобщественность о принимаемых решениях и мерах политики.

Другаяважнейшая задача, которая в течение первого полугодия успешно решалась, – это обеспечение финансовой стабильности. В стране сохраняется устойчивость к наиболее значимым рискам. Финансовый сектор, включаябанки, небанковские кредитно-финансовые и некредитные финансовые организации, платежную систему, функционировал надлежащим образом.

Ключевые показатели финансовой стабильности находились в приемлемых диапазонах.

В Республике Беларусь в настоящее время формирование бюджета используется на основе постатейного бюджетирования. Данная модель бюджетирования, несмотря на ее многочисленные преимущества, не способствует дальнейшему повышению эффективности управления государственными финансами. Эффективность использования бюджетныхсредств может быть обеспечена программно-целевым бюджетированием,посредством чего оправдана связь между расходами государственного бюджета и запланированными результатами от использования финансовыхресурсов.

Таким образом, с помощью использования бюджетирования, ориентированного на конкретные результаты, увеличивается деятельность всех участников бюджетного процесса относительно повышения отдачи от использованиябюджетных средств. Программно-целевое управление государственнымирасходами и соответствующее ему бюджетирование, принятое в ряде развитых стран, способно повысить эффективность государственных расходов из-за концентрации ресурсов в областях, которые действительноважны для общества. Позитивный потенциал программно-целевогобюджетирования определяется тесной связью государственных расходов сдостижением конкретных результатов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджет – план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых соответственно органами государственнойвласти, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.Доходами бюджетов можно считать объективное экономическое явление, связанное с совокупностью экономических отношений по поводу распределенияи перераспределения ВВП с целью формирования основного централизованного фондаденежных средств государства. Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного государства состоит из двух частей: республиканский бюджет и местные бюджеты.

Доходы консолидированного бюджета имеют тенденцию к росту и увеличились с 20 598,4 млн. руб. в 2016 году до 24 825 млн. руб. в 2018 году. Темп роста составил 120,5%. Наибольший вклад в рост консолидированного бюджета Республики Беларусь внесли вклады местных бюджетов, по которым отмечается рост с 11 959,6 млн. руб. в 2016 году до 14 087,8 млн. руб. в 2018 году. Темп роста составил 117,79%.Доходы республиканского бюджета увеличились с 8638,8 млн. руб. в 2016 году до 10 737,3 млн. руб. в 2018 году. Темп роста составил 124,3%.Наибольший вклад в консолидированный бюджет Республики Беларусь внес г. Минск. Консолидированные бюджетные доходы по г. Минску увеличились с 9992,4 млн. руб. в 2016 году до 12 592,8 млн. руб. в 2018 году.

Порядка 87,30% представлены налоговыми доходами, которые увеличились с 17 251,5 млн. руб. в 2016 году до 21 666,2 млн. руб. в 2018 году, а их удельный вес увеличился на 3,5%.

Наибольший вклад в формирование консолидированного бюджета приходится на НДС (36,4%). На втором месте идет подоходный налог (18,1%). На третьем месте идут ввозные и вывозные таможенные пошлины, удельный вес которых составил 12,9%.

Республиканский бюджет сформирован с профицитом в сумме 733,9 млн. рублей, который будет направлен на погашение части государственного долга. Значительный объем консолидированного бюджета сконцентрирован в регионах. Это обусловлено тем, что именно местные бюджеты несут на себе основную нагрузку финансирования социально значимых услуг государства, оказываемых населению – обеспечение функционирования организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и физической культуры, удешевления услуг ЖКХ и пассажирского транспорта.

Оборона и работа правоохранительных органов практически полностью финансируется за счет республиканского бюджета.

Социальные расходы бюджета остаются самыми значительными. В числе важнейших социальных расходных статей – расходы на финансирование учреждений социальной сферы, образования, здравоохранения и физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной политики – составляют около 14,1 млрд. рублей, или 44,3 % общего объема расходов консолидированного бюджета, что позволяет в полной мере реализовать права граждан на бесплатное образование, здравоохранение и социальные гарантии.

В дополнение к этому, фонду социальной защиты населения для обеспечения выплаты пенсий и пособий отдельным категориям граждан, а также трудовых пенсий предусматривается передача субвенции в сумме 1,4 млрд. рублей. В рамках расходов на национальную экономику, которые составляют 11,9 % от всех расходов, финансируются сельское, лесное, дорожное хозяйство, отрасли промышленности, транспорта, связи, топлива и энергетики.

На финансирование общегосударственной деятельности предусмотрено 9,3 млрд. рублей – это расходы на обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ, оказание поддержки Фонду социальной защиты населения, обеспечение функционирования государственных органов, расходы государства, связанные с международной деятельностью, которые включают в себя уплату взносов в международные организации, проведение выставок и конференций, культурных мероприятий, научно-техническое сотрудничество, а также содержание и открытие дипломатических представительств Республики Беларусь за рубежом, и другие.

Расходы государства в сфере жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, занимающие 3,8 % в общем объеме расходов, будут направлены на строительство социального и коммерческого жилья, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к жилью, благоустройство населенных пунктов, а также обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом жилье. Кроме того, значительные средства бюджета направляются организациям на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению.

В функциональной структуре расходов республиканского бюджета на 2018 год предусмотрены расходы на: общегосударственную деятельность, национальную экономику, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности, социальную политику, национальную оборону, здравоохранение, образование, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, охрану окружающей среды, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.

Для устранения существующих проблем наполнения доходной части Государственного бюджета предлагаются следующие мероприятия: осуществлениемониторинга с применением аудита, анализа и постоянного контроля за взысканием налогов и мобилизацией доходов бюджета; обеспечение стабильности, простоты и однозначности в трактовке налогового законодательства; проведение инвентаризации действующих льгот и льготных режимов с целью оценки их эффективности и целесообразности;переориентация налоговой политики с чисто фискальных целей на стимулирование экономического роста и т. д.. К ощутимому увеличениюабсолютного объема поступлений в бюджет положительно повлияет внедрение стратегического бюджетного планирования, среди основных направлений которого можно выделить: повышение благосостояния и стабильностисоциальной защиты населения, рост инвестиций в реальный сектор экономики, повышения конкурентоспособности экономики государства, модернизацию базовых отраслей экономики государства и тому подобное.

Все вышеприведенные предложения, в условиях их тщательного соблюдения и выполнения, положительно повлияют на формирование доходной части Государственного бюджета и приведут к ощутимому увеличению доходов.

С помощью использования бюджетирования, ориентированного на конкретные результаты, увеличивается деятельность всех участников бюджетного процесса относительно повышения отдачи от использования бюджетных средств. Программно-целевое управление государственными расходами и соответствующее ему бюджетирование, принятое в ряде развитых стран, способно повысить эффективность государственных расходов из-за концентрации ресурсов в областях, которые действительноважны для общества. Позитивный потенциал программно-целевого бюджетирования определяется тесной связью государственных расходов с достижением конкретных результатов.




2019-11-21 245 Обсуждений (0)
НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)