Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие антимонопольной политики и права конкуренции в ЕС.



2019-11-13 368 Обсуждений (0)
Понятие антимонопольной политики и права конкуренции в ЕС. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.

Монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок и общество, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах.

Проведение либерализации рыночных отношений осуществляется за счет создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в результате:

1. отмены или снижения таможенных пошлин и импортных ограничений;

2. улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов;

3. содействия диверсификации производства;

4. поддержки малого бизнеса и венчурных фирм;

5. оказания содействия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помогающих заменять товары фирм-монополистов.

Важно иметь в виду, что наиболее эфф-ное давление на гос. политику оказывают не потребители, а производители, которые стремятся защитить себя от законов конкуренции.

Кардинальная реформа правил конкуренции, проводимая в настоящее время Европ. комиссией, направлена на предоставление нац. судебным или антимоноп. органам права самим осуществлять большее количество полномочий в рамках единой антимонопольной политики.

Одним из важнейших направлений деятельности Европейского Сообщества, является создание системы мер, обеспечивающих свободу конкуренции на территории общего рынка. Необходимость поддержания «конкурентной среды» в рамках общего рынка обусловлена тем, что конкуренция – необходимый элемент эффективного функц-ния рыночной экономики. В одном из докладов Комиссии, посвященном проблемам конкуренции, было отмечено, что конкуренция и лучший стимулятор экономического роста: заставляет предприятия постоянно повышать эффективность производства и тем самым способствует повышению благосостояния граждан, лучшему удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей.

Проблемы правового регулирования конкуренции всегда занимали особое место в системе права Европ. Сообщества. К числу основных целей (задач) этой отрасли права ЕС относятся : достижение эконом. эфф-ти (благосостояния потребителя при оптимальном распределении ресурсов), что возможно, согласно современным эконом. теориям, только при условии сущ-ния системы свободной конкуренции; защита прав потребителей и малых предприятий от крупных экономических объединений, как то в форме предприятий монополистов или соглашений о совместной деятельности нескольких предприятий (соглашения об объединении); содействие созданию единого Европ. рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юр. лиц.

Запрещаются как несовместимые с целями и задачами общего рынка любые соглашения между предприятиями, принятие объединениями предприятий решений и согласованных действий, способных повлиять на торговлю между гос.-уч-ми и имеющими в качестве своей цели предотвращение, ограничение или препятствие конкуренции в пределах общего рынка, в частности те, которые: а) прямо или косвенно устанавливают покупные или продажные цены или иные торговые условия; б) ограничивают или контролируют производство, рынок (продажи), техническое развитие или инвестиции; в) осуществляют раздел рынка или источников обеспечения; г) применяют неравные условия к единым сделкам с иными участниками торговли, ставя их в дискриминационное положение с точки зрения конкуренции; д) порождают дополнительные обязательства, которые по своей природе или в соответствии с коммерческим предназначением не имеют никакой связи с предметом таких соглашений.

Чем выше конкуренция на рынке, тем лучше обеспечиваются права потребителей, которым, тем самым, предоставляется доступ к товарам и услугам на наиболее выгодных условиях. Основным субъектом права конкуренции ЕС является предприятие (англ. undertaking), легальное определение которого, однако, не содержится ни в учредительных договорах, ни во вторичном праве ЕС. Суд Европейских сообществ рассматривает понятие предприятия как экономическую общность, состоящую из совокупности человеческих, материальных и нематериальных ресурсов, способную нарушить законодательство о конкуренции ЕС.

Так, субъектами права конкуренции Суд Европ. сообществ в различных делах признавал гос. бюро занятости, пенсионные фонды, некоммерческие по своему статусу кооперативы, сертифицирующие органы и др.

Конкурентное право ЕС представляет собой совокупность норм, запрещающих атиконкурентные соглашения между предприятиями и злоупотребление предприятиями их доминирующим положением.

Для конкурентного права ЕС характерно сравнительно мягкое регулирование монопол. деятельности. Если старейшее современное антимонопольное право – американское – построено на принципе запрета монополизации рынка и любой деятельности, ведущей к такой монополизации (ст. 2 Закона Шермана 1890 г.), то нормы конкурентного права ЕС не предусматривают такого запрета. Конкурентное право ЕС сосредоточивает свое внимание преимущественно на рыночном поведении фирм. Контроль над структурой рынка, т.е. над тем, какие доли рынка имеют отдельные фирмы, играет в европейском праве меньшее значение.

Нормы антимоноп. права ЕС, строго иерархичны и должны толковаться системно.


 

26. Разграничение сферы действия европ. и нац. права гос.-членов, регулирующего вопросы конкуренции. Полномочия Европ. комиссии в сфере антимоноп. политики.

 

Правила конкуренции ЕС изложенные в ДФЕС. Ст. ДФЕС четко определяет, что ЕС наделен искл-ной компетенцией в сфере установления правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка (п. 1 (б)). Глава 1 «Правила конкуренции» Раздела «Общие положения о конкуренции, налогообложении и сближении законодательства» ДФЕС (ст.ст. 101 109, бывшие ст.ст. 81-89) посвящена правовому регулированию конкуренции в Евросоюзе. Формально за юридическими нормами положения ДФЕС распределяются на две секции: положения, применяемые к предприятиям (ст.ст. 101-106); и государственная помощь (ст.ст. 107-109).

Ст. 103 ДФЕС уполномочивает Совет ЕС утверждать соответствующие регламенты и директивы, которые необходимы для реализации принципов, изложенных в ст.ст. 101 и 102, решением квалифиц. большинства по предложению Комиссии ЕС и после консультаций с Европ. парламентом. Ст. 105 ДФЕС уполномочивает Комиссию на предложение гос.-члена или по собственной инициативе в сотрудничестве и при поддержке нац. компетентных органов гос.-членов проводить расследования случаев возможного нарушения принципов, предусмотренных в Ст. 101 и 102, В случае, если подобные нарушения имеют место, Комиссия ЕС предлагает соответствующие меры с целью их прекращения. Кроме того, Комиссия ЕС имеет право регистрировать такие нарушения (мотивированное решение Комиссии ЕС), обнародовать такие решения и уполномочивать гос.-члены принимать соответствующие меры для исправления ситуации, условия и средства реализации которых она определяет. Кроме того, Комиссия получила право принимать регламенты в отношении тех категорий сделок, в отношении которых Советом был принят регламент или директива в соответствии с п. "б" пункта 2 ст. 103.

Ст. 109 ДФЕС уполномочивает Совет по предложению Комиссии и после консультаций с Европ. парламентом утверждать соответ-щие регламенты по решению квалифицированного большинства относительно применения положений относительно государственной помощи (ст.ст. 107 и 108), в том числе определять условия применения. Из ст. 108, а также категории помощи, которые не подпадают под действие этой процедуры.

Источниками правового рег-ния правил конкуренции также являются акты вторичного законодательства, которые регулируют процедуры имплементации принципов, содержащихся в положениях ДФЕС. Кроме регламентов и директив, до источников конкурентного права ЕС относятся справочные и информационные сообщения Комиссии ЕС, Руководящие указания Комиссии ЕС (Guidelines) и другие документы Комиссии ЕС. Следует подчеркнуть, что такие документы Комиссии ЕС, хотя и не являются обязательными к исполнению и носят рекомендательный характер, однако играют важную практическую роль в применении правил конкуренции Судом ЕС, национальными судами и национальными антитрастовим и органами. Такие акты являются обязательными для Комиссии ЕС во время совершения ею административных процедур.

При харак-ке источников антимонопольного права ЕС нельзя не остановиться на судебных решениях. Решение Суда ЕС играют чрезвычайно важную роль в становлении и развитии конкурентного права ЕС.

Правила конкуренции, изложенные в ДФЕС, а именно соглашения и согласованные действия субъектов хоз-ния, подпадающие под юрисдикцию Сообщества только в случае влияния таких действий на торговлю между государствами-членами. Именно такой критерий определяет пределы применения правил конкуренции ЕС от юрисдикции нац. антитрастовых органов государств-членов. На практике вопрос влияния на торговлю между государствами-членами ЕС толкуется Комиссией ЕС и Судом ЕС очень широко. Из этого следует, что сосуществование норм права Евросоюза и норм национальных законодательств государств-членов влечет за собой одновременность их применения. Общим требованием о применении норм права Евросоюза по вопросам конкурентной политики к субъектам хозяйствования третьих стран также является влияние на торговлю между государствами-членами. Европейское конкурентное право может быть применено к соглашениям или деяний (действий/бездействия) за пределами Евросоюза в случаях, если такие действия ограничивают конкуренцию на внутреннем рынке и оказывают влияние на торговлю между государствами-членами.

Полномочия комиссии:

I. (Инициативная функция);

1. Право законодательной инициативы;

2. Законодательные («делегированное законодательство»);

3. Внешнеполитические;

II. (Охранительная функция);

1. Проведение расследований и привлечение к Суду государств-нарушителей;

2. Штрафы на предприятия;

3. Санкционирование определенных действий (предварительный контроль);

4. Сбор информации (мониторинг, инспекции, получение докладов);

III. Финансовые:

А) подготовка проекта «Общего бюджета ЕС»;

Б) исполнение бюджета;

В) управление «структурными фондами»;

IV. Формирование органов и назначение должностных лиц.


 



2019-11-13 368 Обсуждений (0)
Понятие антимонопольной политики и права конкуренции в ЕС. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие антимонопольной политики и права конкуренции в ЕС.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)