Раздел 8. Развитие форм устройства в семью детей-сирот
И детей, оставшихся без попечения родителей Обеспечение благополучного и защищенного детства – основные национальные приоритеты государства. Задачи государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р и другими документами. В Свердловской области проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пути их решения нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, программе «Пятилетка развития Свердловской области». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» в 2018 году стартовало Десятилетие детства, в рамках которого значительная часть проводимых мероприятий ориентирована на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практическое решение вопросов в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области осуществляется в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688, а также на основе государственных программ Свердловской области, межведомственных планов мероприятий, разработанных в соответствии с принципами и приоритетами государственной политики в сфере защиты прав детства, в том числе государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 480-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года»; государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области», и государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года». Принятые меры в целях реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволили в 2018 году достичь следующих результатов. По состоянию на 31 декабря 2018 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с учетом усыновленных), составила 20 316 человек, что на 1,32% меньше, чем 2017 году (на 31 декабря 2017 года – 20 588 человек). В 2018 году сокращение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Свердловской области по сравнению с 2017 годом составило 4,7% (на 31 декабря 2017 года – 2027 человек, на 31 декабря 2018 года – 1930 человек). Численность впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году составила 1800 человек, что на 3,22% меньше, чем в 2017 году (на 31 декабря 2017 года – 1860 человек). В 2018 году по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 11,69% снизилась численность детей, родители которых лишены родительских прав. На 31 декабря 2018 года численность детей, родители которых лишены родительских прав, составила 1186 человек, на 31 декабря 2017 года – 1343 человека. Число детей, отобранных у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых они находятся, в порядке, установленном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, в 2018 году сохранилось на уровне 2017 года (на 31 декабря 2017 года – 2 человека, на 31 декабря 2018 года – 2 человека). В 2018 году доля детей, воспитывающихся в семьях граждан, от общей численности несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, по сравнению с 2017 годом возросла на 0,35% и составила 90,5% (на 31 декабря 2017 года – 90,15%). Учитывая высокий уровень заинтересованности граждан в принятии По состоянию на 31 декабря 2018 года на территории Свердловской области подготовку граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, осуществляло 83 организации, в том числе 76 организаций социального обслуживания, 4 образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 общественные организации (далее – школы приемных родителей). В Свердловской области обеспечена территориальная доступность организаций, осуществляющих подготовку граждан, для лиц, желающих принять детей на воспитание в свою семью, по месту их проживания. Численность специалистов организаций, осуществлявших подготовку граждан, по состоянию на 31 декабря 2018 года составляла 370 человек, в том числе 109 психологов, 55 юристов, 54 медицинских работника, 55 социальных педагогов. Ежегодно школы приемных родителей подготавливают порядка 2000 граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, из них В 2018 году численность граждан, прошедших психодиагностическое обследование, составила 1621 человек, из них заключения по результатам обследования переданы в органы опеки и попечительства в отношении 1059 человек, получены рекомендации для граждан и (или) органов опеки и попечительства в отношении 885 человек. Представлены сведения о неготовности граждан к принятию детей в органы опеки и попечительства в отношении 24 человек. В целях улучшения качества и эффективности деятельности школ приемных родителей осуществляется повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и уполномоченных организаций, методическое сопровождение их деятельности, а также контроль за исполнением возложенных на них полномочий. Ежеквартально на основе данных мониторинга проводится оценка эффективности деятельности по подготовке граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определение рейтинга школ приемных родителей. Приняты меры в целях развития системы профессионального сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основанной на межведомственном взаимодействии с организациями социального обслуживания, организациями здравоохранения, образовательными организациями и некоммерческими общественными объединениями. Процесс организации и осуществления сопровождения семьи, принимающей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, включает в себя проведение следующих мероприятий: 1) на этапе подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, – разъяснение необходимости профессионального сопровождения замещающей семьи, принципов и порядка организации и осуществления сопровождения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области о социальном обслуживании граждан; 2) на этапе передачи несовершеннолетнего в семью ‒ заключение договоров об осуществлении опеки и попечительства с опекунами и попечителями, предусматривающих в том числе обязанность законных представителей по обеспечению сопровождения процессов воспитания, обучения, оздоровления ребенка; 3) в период проживания ребенка в семье – осуществление сопровождения либо предоставления социального обслуживания семье и ребенку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области. В деятельность организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внедрена модель сопровождения замещающих семей, направленная на создание в семьях условий для безопасного и стабильного пребывания приемных детей. Модель сопровождения замещающих семей предусматривает проведение психологами, социальными педагогами в ходе плановых (внеплановых) проверок условий жизни детей анкетирования несовершеннолетних подопечных и членов замещающей семьи для оценки состояния замещающей семьи и ее ресурсов для полноценного обеспечения потребностей ребенка. На социальном сопровождении находилось 9797 замещающих семей. Количество отмененных решений органов опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание в семью в 2018 году сохранилось на уровне 2017 года и составило 94 решения (в 2017 году ‒ 95 решений). Каждый случай отмены решения о передаче ребенка на воспитание в семью анализируется Министерством социальной политики Свердловской области, рассматривается на ежемесячных семинарах-совещаниях с руководителями органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2018 году продолжилось активное развитие деятельности клубов и иных объединений, замещающих родителей, оказывающих эффективную помощь семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении сложных психолого-педагогических ситуаций, предотвращении отказов опекунов (попечителей) от несовершеннолетних подопечных, а также проведение разъяснительной работы с законными представителями несовершеннолетних подопечных. По данным управлений социальной политики Свердловской области, в 2018 году на территории Свердловской области функционировало около 70 различных объединений замещающих родителей (советов, клубов). Существенным вкладом в развитие системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих детей данной категории, является сотрудничество с некоммерческими организациями. В 2018 году на территории Свердловской области реализовано 12 социально значимых проектов на общую сумму порядка 8 млн. рублей, направленных на профилактику социального сиротства, развитие негосударственной системы социального сопровождения замещающих семей, пропаганду семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Традиционно в рамках реализации социально значимых проектов проведены: региональный этап Всероссийского конкурса творчества детей-воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Созвездие» и Форум приемных семей. В рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по исполнению подпунктов «а» и «б» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 осуществлялся комплекс мер, направленных на совершенствование работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных «семейных групп», наличие постоянных воспитателей в группах). Активное развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меры по профилактике социального сиротства позволили сократить на 1,89% по сравнению с 2017 годом число воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 31 декабря 2017 года – 1479 человек, на 31 декабря 2018 года – 1451 человек). Количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году на территории Свердловской области составило 83 организации, в том числе 8 образовательных организаций (4 детских В каждой организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются планы мероприятий («дорожные карты») по приведению их деятельности в соответствие постановлению Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». В отношении каждого ребенка, находящегося в организации для В целях осуществления надзора за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 2018 года управлениями социальной политики Свердловской области, осуществляющими на территории Свердловской области полномочия по опеке и попечительству, проведено 35 154 проверки соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, в том числе 1015 внеплановых проверок; 4337 проверок условий жизни и воспитания детей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 370 внеплановых проверок; 922 проверки условий жизни и воспитания усыновленных детей, в том числе 23 внеплановые проверки. В целях обеспечения безопасного пребывания несовершеннолетних подопечных в семьях граждан, предупреждения совершения преступлений в отношении несовершеннолетних подопечных в 2018 году организованы совместные посещения приемных семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста, с участием представителей городских, районных, межрайонных следственных органов, в том числе следственных отделов на транспорте, военных следственных отделов. В 2018 году органами опеки и попечительства с участием представителей следственных органов посещено 1295 замещающих семей. В 2018 году продолжена практика взаимодействия органов опеки и попечительства с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части проведения совместных проверок пожарной безопасности частных домовладений семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе многодетных замещающих семьей. В течение 2018 года проведено обследование условий жизни 661 замещающей семьи. В 2018 году в Свердловской области удалось сохранить положительные тенденции в сфере устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых: сокращение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сокращение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Свердловской области; сокращение численности впервые выявленных детей в качестве оставшихся без попечения родителей; снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав; увеличение доли детей, воспитывающихся в семьях граждан, в общей численности несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства; активное развитие деятельности клубов и иных объединений замещающих родителей; сокращение численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |