Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ



2019-11-13 248 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




28. СЫНОВЬЯ ЧИНГИС-ХАНА (НТ, § 23)

В отчете южносунского дипломата Чжао Хуна говорится: «У Чингиса весьма много сыновей. Старший сын Би-инь 324 был убит в бою при штурме западной столицы Юньчжуна во [250]время разгрома государства Цзинь. Ныне второй сын является старшим царевичем и зовут [его] Иоджи. Третьего царевича зовут Одэй. Четвертого царевича зовут Тянь-лоу и пятого царевича зовут Лун-сунь. Все они рождены от главной императрицы. Ниже их есть еще несколько человек, рожденных от наложниц» (Мэн-да бэй-лу, с. 56).

Брат Иоанн о сыновьях Чингис-хана сообщает следующее: «Имел он четырех сыновей. Одного звали Оккодай, второй звался Тоссук-хан, другого звали Чаадай, а имени четвертого мы не знаем. От этих четверых произошли все монгольские вожди» (LT, V. 20). Ниже каждому из отмеченных персонажей посвящается особая статья. Статьи имеют одинаковую структуру: сначала приводится та форма имени, которая засвидетельствована в донесениях францисканцев, на втором месте — монгольская или тюркская исходная форма, на третьем месте — ее модификация, утвердившаяся в отечественной востоковедной литературе. Остальную часть статьи занимает краткая биографическая справка, в которой указываются главным образом годы жизни (если они известны) и генеалогические сведения. В конце приводятся источники, из которых были взяты сведения.

Оккодай; лат. Occodai, монг. Ögödei, Угедей (1186 — 11. XII. 1241), третий сын Чингис-хана (китайское храмовое имя Тай-цзун). После смерти Чингис-хана унаследовал престол и получил титул хаган, правил с 1229 по 1241 гг. Подробные сведения об Угедее сохранились в персидских источниках (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 7-64), а также в «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци, где он назван Окта-хакан (Каракас Гандзакеци. 20) 325. Угедей завершил завоевание государства Цзинь (Северного Китая, 1234 г.), покорил Армению, Грузию, Азербайджан. При нем начались походы Батыя на Восточную Европу. Провел перепись населения по всей империи, организовал почтово-ямскую службу. При нем в столице империи Каракоруме велось активное строительство.

Тоссук-кан; лат. Tossuc-can, тюрк. Toši, монг. Jöči, Джучи (?-1225), старший сын Чингис-хана (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 64-79) 326. Как справедливо отмечал П. Пелльо, Tossucan состоит из двух элементов, в первом из которых угадывается искаженная персидская форма имени Туши (встречается у Джувейни), второй же представляет собой известный [251] тюрко-монгольский титул qan 327. Таким образом, источник формы Tossucan правильнее реконструировать как Jöči-qan. Наиболее вероятной датой рождения Джучи считается 1184 г. В 1211 г. он участвовал в завоевании Северного Китая (государства чжурчжэней Цзинь). Принимал также участие в походе отца в Среднюю Азию в 1219-1225 гг. В 1224 г. при разделе владений Чингис-ханом между сыновьями Джучи получил земли от Иртыша на запад до Уральских гор, и далее на запад все то, что будет завоевано в будущем. Рашид ад-Дин при описании событий осени 1226 г. сообщает, что Джучи уже скончался (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 230). Смерть Джучи выглядит загадочно. Полагают, что он был отравлен. В настоящее время в степях северного Казахстана известен каменный мавзолей, в котором по преданию похоронен Джучи.

Чаадай; лат. Chiaadai, монг. Ca’adai, Чагатай (?-1242), второй сын Чингис-хана (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. C. 88-102) 328. В 1224 г. Чингис-хан дал в удел Чагатаю западную часть завоеванной монголами Центральной Азии: «Ему было вверено управление территорией от [восточного] начала области Туркестана до устья реки Амуя» (Рашид ад-Дин Т. I. Кн. 2. С. 62). В улус Чагатая входил весь Восточный Туркестан (ныне китайская провинция Синьцзян) и Западный Туркестан до реки Аму-Дарьи 329.

Толуй, монг. Tolui, Толуй (1193-1232), четвертый сын Чингис-хана (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 102-113) 330. Его имя осталось неизвестным францисканцам в силу монгольского запрета называть и использовать имена умерших людей. После смерти Толуя его имя было табуировано. «Слово “тулуй” на монгольском языке значит зеркало. Когда Тулуй скончался вплоть до сего времени [слово] зеркало стало запретным», — пишет Рашид ад-Дин; монгольское название зеркала было заменено тюркским названием (Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 69). Толуй умер в 9-ю луну года жэнь-чэнь (16. IX-15. X. 1232) 331.

В «Юань ши» перечислено шесть сыновей Чингиса: Джöчи, Чахатай, Öгöдэй, Толуй, Уручи и Кöлгэн. Царевич Уручи не упоминается в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина. Кöлгэн (Рашид ад-Дин называет его Кулкан) был смертельно ранен стрелой при осаде Коломны в январе 1238 г., после чего город был разграблен (ПСРЛ. Т. II. С. 71. О нем см. также: Мэн-да бэй-лу, с. 145). [252]

29. ВНУКИ ЧИНГИС-ХАНА (НТ, § 23)

Параллельное место в «Книге о Тартарах» брата Иоанна выглядит так: «У первого, то есть Оккодай-кана, были сыновья: первый — Куйук, который сейчас является императором, Коктен и Сиреней. Были ли у него другие сыновья, нам неизвестно. Сии же сыновья Тоссук-хана: Баты (он самый богатый и могущественный после императора), Орду (он старший из всех вождей), Сибан, Бора, Берка, Танухт; имена других сыновей Тоссук-кана нам неизвестны. Сыновьям Чаадая являются: Бурин, Кадан; имена других сыновей его мы не знаем. Имена сыновей того сына Чингиз-хана, имени которого мы не знаем, следующие: один зовется Менгу (его мать — Сероктан; эта женщина более всего славится среди всех тартар, за исключением матери императора, и могущественнее всех, за исключением Баты); другой именуется Бечак; у него было много сыновей, но их имена нам неизвестны» (LT, V. 20).

Сыновья Угедей-хана.

Куйук; лат. Cuyuc, монг. Güyüg, Гуюк (1205-1248), старший сын Угедея (китайское храмовое имя Дин-цзун), правил Монгольской империей в 1246-1248 гг. (см.: Рашид ад-Дин, Т. II. С. 114-122) 332.

Коктен; лат. Cocten, монг. Köden, Годан (1206-1251), второй сын Угедея. Рашид ад-Дин называет его Кутан (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 11, 112-113, 115-117). Он получил в удел земли государства Си Ся (область Тангут).

Сиренен; лат. Sirenen, монг. Siremün, Ширемун (? — ок. 1252), не сын, а внук Угедея от его третьего сына Küšü, Кучу (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 9, 11-12, 80, 112, 118-119, 133-135, 138-139) 333. Ошибка францисканцев объясняется тем, что Кучу, любимый сын Угедея, умер еще при жизни отца, а Ширемун с детства воспитывался в ставке своего деда, который планировал сделать его своим преемником. В литературе давно уже утвердилось мнение, что Siremün является искаженной формой христианского имени Соломон, проникшего в Центральную Азию с распространением несторианства 334.

Кадан; лат. Cadan, монг. Qadan, Кадан. Вопреки сведениям францисканцев, Кадан сын не Чагатая, а Угедея, шестой по старшинству, согласно «Юань ши» 335 и Рашид ад-Дину [253] (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 37-39, 45, 132-133, 158) 336. Кадан возглавлял одну из армий в венгерском походе. Фома Сплитский ошибочно пишет, что Бату и Кадан — братья (Фома Сплитский. XXXVI) 337.

Сыновья Джучи-хана (Тоссук-кана). У Джучи было семь сыновей (по другим сведениям — четырнадцать сыновей): Орду-Ичэн, Бату (Батый русских летописей), Берке (Беркай русских летописей), Беркерчар, Шейбан, Тангкут, Богал, Джилаукун, Шингкур. На курултай 1229 г. из Кипчака прибыли следующие сыновья Джучи-хана: Урадэ, Бату, Шейбан, Берке, Беркечар, Бука-Тимур (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 19).

Бати; лат. Bati, монг. Batu, Бату (1208-1256), второй сын Джучи, основатель и первый хан улуса Джучи (1242-1256). В 1236-1243 гг. командовал походами на Русь, Булгар и Восточную Европу. При нем был основан город Сарай-Бату в низовьях Волги (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 36-39, 44-47, 71-72, 79-81). Передача монгольского имени Batu в донесениях францисканцев (Bathi, Bati, Batu) составляет непростую проблему. «История Тартар» повсеместно дает Bati. Здесь могло сыграть свою роль посредство как рус. Баты-, так и аналогичного тюрк. (типа Batї). Брат Иоанн, по крайней мере в двух случаях, использует форму Batu.

Орду; лат. Ordu, монг. Ordu, старший сын Джучи (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 37-38, 45, 66, 81, 118-119, 130) 338. После смерти отца получил во владение часть улуса Джучи — области Сибири. Дважды участвовал в походах на запад, воевал в Польше и Венгрии. Позже его улусом, Ханством белых юрт, правили его сыновья и внуки.

Сибан; лат. Siban, монг. Šiban, Шейбан, пятый сын Джучи (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 19, 37, 39, 74, 118, 130). Имя Siban, по-видимому, представляет собой монгольскую трансформацию христианского Στέφανοζ «Степан» 339. Участвовал в венгерском походе, командовал авангардом в войске Бату; впоследствии стал владетелем степей северного Казахстана и Сибири вплоть до Оби (Утемиш-хаджи, с. 92, 95-96).

Берка; лат. Berca, монг. Berke, Берке, (ок. 1210-1266), третий сын Джучи, хан улуса Джучи хан Золотой Орды (1257-1266), положил начало политике самостоятельности Золотой Орды и отделения ее от Монголии (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 19, 38-39, 73, 80-82, 118, 130-133) 340. [254]

Танухт; лат. Tanuht, монг. Tangrut, Тангут, шестой сын Джучи, участвовал в западном походе (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 37, 47, 75, 118) 341.

Бора; лат. Bora. Монгольское имя Bora значит ‘Серый’, однако в перечне сыновей Джучи и у Рашид ад-Дина, и в «Юань-ши» носитель такого имени не значится. Возможно, Борак (кит. Ба-ла), внук Чагатая 342.

Сыновья Чагатая. У Чагатая, согласно сведениям «Юань-ши», было несколько сыновей: Мутугэн, Байдар, Байджу, Йиссу-Мункэ и др. Мутугэн (Mö’ätügän) погиб во время хорезмской кампании (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 219). Бартольд на основании ираноязычных летописей считает, что у Чагатая было три сына: Есу-Мункэ, Бури и Байдар 343.

Бури; лат Burin, монг. Büri, Бури (?-1251), не сын, а внук Чагатая от его старшего сына Мутугэна, погибшего в юности (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 37-39, 45, 89-90, 118, 130, 137). Это отождествление принимают большинство исследователей 344.

Сыновья Толуя.

Менгу; лат. Mengu, монг. Möngke, Мункэ (10.1.1209 — 11.VIII.1259), старший сын Толуя, (китайское храмовое имя Сань-цзун), монгольский ка’ан (VII.1251 — 11.VIII. 1259). К 1258 г. завоевал Иран, начал военные действия за окончательное завоевание Китая (Южной Сун). В одном из сражений этой войны был убит камнем, выпущенным из камнемета. За время царствования укрепил аппарат управления, поощрял торговлю и ремесла 345.

Сероктан; лат. Seroctan, монг. *Sorqaqtani, Соркуктани (?-1252), жена младшего сына Чингис-хана Толуя, мать двух великих ханов: Мункэ и Хубилая, другие ее сыновья: Ариг-бука и Хулагу, основатель монгольской династии в Иране. Она была дочью Джака-гамбу кереитского (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 80-81, 103, 111-113, 118, 120-122, 128-131). Ее упоминает Марко Поло: братья Поло должны были принести из Иерусалима масла «из христовой лампады для великого хана» Хубилая, потому что его мать была христианкой-несторианкой (Марко Поло, с. 49). Соркуктани-беги была властной и очень влиятельной женщиной, так как, по словам Рашид ад-Дина, «она была раковиной четырех крупных жемчужин чистой воды, матерью четырех славных сыновей <...>» (Рашид ад-Дин. [255] Т. I. Кн. 2. С. 72). По мнению Пелльо, форма Seroctan в донесении брата Иоанна имела своим источником монг. *Sorqaqtani, букв, ‘имеющая родимое пятно’ (дериват от тюркского слова sorqaq ~ soryaq ‘родимое пятно’) 346.

Бечак; лат. Bechac, монг. Büjek, Бучек, седьмой (согласно Рашид ад-Дину) или восьмой (согласно «Юань-ши») сын Толуя (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 37-39, 45, 72, 106, 132) 347.

Хубилай; лат. Hubilai, монг. Qubilai, Хубилай (23.XI.1215 — 18.11.1294), четвертый сын Толуя (монгольский титул Sečenqayan, китайское храмовое имя Ши-цзу), монгольский ка’ан (5.V.1260 — 18.II.1294), основатель династии Юань в Китае. В 1251-1259 гг. командовал войсками при завоевании Китая. Завладев властью, перенес столицу империи из Каракорума в Чжунду, Китай (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 105, 144, 146-148, 152-196) 348.

30. ИМЕНА МОНГОЛЬСКИХ ВОЖДЕЙ (НТ, § 23)

Параллельный текст у брата Иоанна выглядит так: «Вот имена вождей: Орду (он был в Польше и Венгрии), Баты, Бурин, Кадан, Сибан, Буйгет (эти все были в Венгрии), Хирподан (этот до сих пор находится за морем и [воюет] с султаном Дамаска); есть и другие, которые также находятся за морем. А следующие остались в стране: Менгу, Коктен, Сиреней, Хубилай, Сиренум, Синекур, Туатемыр, Карагай, старик Сибедей, который среди них зовется воином, Бора, Берка, Моуцы, Хоранка (но этот среди прочих наименьший). Есть также множество других вождей много, но их имена нам неизвестны» (LT, V. 21). Согласно сведениям Рашид ад-Дина, картина предводителей западного похода выглядела так: «Царевичи, которые были назначены на завоевание Кипчакской степи и тех краев, [были следующие]: из детей Тулуй-хана — старший сын, Менгу-хан, и его брат Бучек; из рода Угедей-каана — старший сын, Гуюк-хан, и брат его Кадан; из детей Чагатая — Бури и Байдар и брат каана, Кулкан; сыновья Джучи: Бату, Орда, Шайбан и Тангут; из почтенных эмиров: Субэдай-бахадур и несколько других эмиров» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 37).

Хирподан; лат. Chirpodan, монг. Čormaqan, Чормаган (?-1242), монгольский полководец из этнической группы сунит [256] (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 98-99; Т. II. С. 21, 30, 33-34). Чормаган-нойон участвовал в походах Чингис-хана на Среднюю Азию, покоритель Грузии и Армении в 1232-1233 гг., где был затем наместником. Киракос Гандзакеци пишет о нем: «Вот главнейшие и знатнейшие из них: первый и великий, глава и повелитель всех войск [в Армении] Чармагун-нойон, человек, обладающий судебной властью и судивший» (Гандзакеци Гандзакеци. 32). Григор Акнерци рассказывает, что Чингис-хан в знак особого расположения к Чормагану уступил ему в жены Элтина-хатун — свою «добродетельную и милостивую жену» (Григор Акнерци, с. 11). После того как мужа ее постигло несчастье, она правила вместо него. Элтина-хатун была христианкой. В 1242 г. Бачу-хурчи сменил разбитого параличом Чормагана и стал по жребию главнокомандующим на Востоке. Бачу-хурчи — Байджу-нойон, сын Мутугэна сына Чагатая. Неосведомленность информаторов францисканцев по этому поводу кажется удивительной.

Сибедей; лат. Sibedei, монг. Sübe’etei, Субедей (1176-1248), знаменитый монгольский полководец из этнической группы урянкат. Ребенком был отдан в нукеры к Чингис-хану. Прошел путь от сотника до командующего армией. Участвовал в походах на Северный Китай, кипчаков, булгар, русских, венгров. Дошел со своими войсками до берегов Адриатического моря. В 1242 г. вернулся в Монголию, где и скончался через несколько лет на берегах р. Толы (см.: Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 158-159, 194-195; Кн. 2. С. 177, 204, 207, 209-212, 220, 226-229, 255-256; Т. II. С. 21, 37-38, 72, 120). В династийной истории «Юань-ши» сохранилась биография Субедея 349.

Кадан (подробнее см. коммент. 29), один из предводителей венгерского похода. Его имя в форме Caydan упоминает Фома Сплитский, полагая, что Кадан и Батый братья, на которых было возложено командование войском (Фома Сплитский. XXXVI, XXXVII, XXXIX).

Бури (подробнее см. коммент. 29). Касаясь событий русского похода, Рашид ад-Дин пишет: «Бату подошел к городу Козельску и, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им. Потом прибыли Кадан и Бури и взяли его в три дня» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 39).

Сыбан (подробнее см. коммент. 29). После вторжения на Русь, «Шибан, Бучек и Бури выступили в поход в страну Крым [257] и у племени чинчакан (кипчаки?) захватили Таткару» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 39). Участвовал в венгерском походе, командовал авангардом в войске Бату.

Буйгет; лат. Buyget, другая латинская передача имени Büjek, Бучек, сын Толуя. Рашид ад-Дин пишет о событиях 1239 г.: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа черных шапок» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 44-45). Сведения русских летописей о монгольских «вождях» см. в коммент. 37.

Сиренум; лат. Sirenum. По-видимому, в данном случае мы имеем дело с lapsus calami: одно и то же лицо, сын Угедея Ширемун, было включено в список вождей дважды, под именами Sirenen и Sirenum.

Синокур; лат. Sinocur, монг. Šingqor, Шинкур, девятый сын Джучи (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С.45, 66, 76) 350.

Туатемыр; лат. Thuatemyr, монг. *To’a-Temür, Тука-Тимур, тринадцатый сын Джучи (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 66, 77, 118, 140).

Карагай; лат. Caragai. По-видимому, Qaračar, Карачар, четвертый сын Угедея (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 12) 351.

Моуцы; лат. Moucy. По-видимому, *Ma’uči (Муджи Яя, по Рашид ад-Дину), второй сын Чагатая (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 88). Источник приведенной у Рашид ад-Дина формы Муджи Яя Амбис реконструирует как парное словосочетание Moči-*Yäbä, первый компонент которого — монгольское слово moči ‘плотник’ 352. На наш взгляд, наличие дифтонга в форме Моисусвидетельствует в пользу ее производности от среднемонг. ma’u ‘плохой’. Что же касается второго компонента имени Муджи Яя, мы склонны усматривать в нем монгольский термин родства je’e ‘ребенок дочери; ребенок брата матери’. Впрочем, данное отождествление предлагается нами лишь на гипотетической основе.

Хоранка; лат. Choranca, вар. Choranza, в реляции брата Бенедикта — Cureniza; монг. Qurumsi, Куремса, третий сын Орду (см.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 66, 70). В русских летописях он известен как Коуремес (ПСРЛ. Т. II. Стб. 806). Улус Куремсы располагался в западной части владений Бату, соприкасаясь с территорией русских княжеств. [258]

31. ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ ХАНА УГЕДЕЯ (НТ, § 24)

Параллельный отрывок у брата Иоанна гласит: «После того как император умер, [как сказано выше], собрались вожди и выбрали императором Оккодая, сына вышеназванного Чингис-хана. Он, созвав совет своих вождей, разделил войска. Баты, который был вторым после него [в иерархии], он послал против земли Альтисольдана и против земли бисерминов; ведь они — сарацены, хотя говорят по-комански» (LT, V. 25). В сведениях брата Иоанна и брата Бенедикта слились в единую картину разные военные походы времени правления хана Угедея. Следует различать события 1229 и 1235 гг. Решения о военных кампаниях принимались, соответственно, на двух курултаях 1229 и 1235 гг. Не добавляет ясности в общую картину и то обстоятельство, что события, описанные в анализируемой главе, на самом деле относятся к войне Чингис-хана с хорезмшахом. Подробные и точные сведения францисканцев об осаде городов Барчин и Янгикент подтверждаются параллельными известиями Джувейни и однозначно связаны с походом Чингис-хана 353. Современники вполне осознавали временной масштаб событий; например, ан-Насави, описывая осаду Хорезма, говорит об участии в ней Угедея, сына Чингис-хана, «который в наши дни является ал-хаканом» (ан-Насави. 41). Необходимости в повторной осаде этих городов во времена Угедея не было. Таким образом, путаница событий и имен в донесениях францисканцев лишает эти пассажи всякой исторической достоверности. Показательны разногласия между исследователями, связанные с трактовкой термина «Альтисольдан» 354; в целом понятно, что речь идет о правителе Хорезма. Если отнести эти события к 1220 г., то можно говорить о последнем хорезмшахе — Мухаммаде Ала ад-Дине 355, если же ко временам Угедея, то о султане Джалал ад-Дине Манкбурны, сыне и наследнике хорезмшаха 356. Пелльо считает, что имя этого султана, зафиксированное в «Сокровенном сказании» (§ 257, 264) в форме Jalaldin-soltan, отразилось в донесении брата Иоанна в форме Altisoldan.

Почему францисканцам не удалось нарисовать ясную картину военных кампаний Угедея? Их современник, Киракос [259] Гандзакеци, излагает близкие по содержанию сведения об организации Угедеем трех войск. И в том, и в другом случае передается имперский миф, почти не имеющий точек соприкосновения с реальностью. Киракос пишет об Угедее: «Отец возложил на него корону и умер. А он, как только получил царскую власть, собрал большое войско, неисчислимое по величине, подобно песку морскому, из своего собственного племени, которое называлось мугал-татарами, из хазар, из гуннов, из гатийцев, из анкитанов и множества других варварских племен, [явившихся] с имуществом своим и станом, женами, детьми и кибитками. Он разделил их на три части: одну послал на юг, назначив главным распорядителем одного из своих верных и любимых [людей]; другую — на запад, а вместе с ними и сына своего, [этих он послал также] и на север; третью он послал на северо-восток, назначив над ними одного из вельмож своих, по имени Чармагун, мужа мыслящего и мудрого, удачливого в военном деле, поручив им разорять и разрушать все страны и царства по всей вселенной и не возвращаться к нему, пока не захватят весь мир и не подчинят его своей власти. А сам он остался в той стране, не заботясь ни о чем, предавшись еде и питью, удовольствиям и строительству» (Киракос Гандзакеци. 20; ср.: Рашид ад-Дин. Т. II. С. 35). Сведения Киракоса интересны и в другом отношении. Легендарная история о разделении войска Угедея на три части и приказ разорить все страны и царства во всей вселенной и не возвращаться, пока они не захватят весь мир, в точности соответствует аналогичному приказу Чингис-хана в романе (см. коммент. 18 и 54). Факт фиксации этих сведений Киракосом означает, что подобного рода легендарные известия имели широкое хождение и поэтому могли быть использованы автором романа, который строит свои сюжеты, отталкиваясь от «имперского материала».

Другой армянский автор, Стефан Орбелиани, митрополит Сюнийский, писавший в конце XIII в., рассказывает о событиях времени правления Угедея следующую историю. «Они разделились на три армии: первая направилась на северо-восток в страну хазаров, сутагов, русских, черкесов, булгар и забрала земли до пределов алеманов и унгаров, т. е. франков. Во главе этой армии стоял Бату-хан. Другая армия, под [260] предводительством Огота-хана, пошла по направлению к Индии и покорила большую часть ее. Татары этого отряда подчинили себе уйгуров, угузов, хоразмийцев, дилемиков, взяли Алмалех, Бешбалех и все земли, находившиеся в тех странах. Наконец третья армия, приняв направление посреди их, перешла великую реку Джаган, которую они на своем языке называют Аму-Моран. Войска этого отряда, подобно бурному вихрю, вторглись в страну нашу, в короткое время подчинили себе всю вселенную, попрали и опустошили все царства» (История монголов, с. 32). В армянских известиях, как и в донесениях францисканцев, подробности различных монгольских походов стерты, события носят панорамный характер и предстают в завершенном виде.

В «Сокровенном сказании» так описываются события 1229 г.: «Будучи, в качестве младшего брата, возведен на престол и поставлен государем над тьмою императорской гвардии кешиктенов и Центральною частью государства, Огодай, по предварительному соглашению со своим старшим братом Чаадаем, отправил Оготура и Мункету в помощь Чормахену, который продолжал военные действия против Халибо-Солтана, не законченные еще при его родителе, Чингис-хане. Точно так же он отправил в поход Бату, Бури, Мунке и многих других царевичей на помощь Субеетаю, так как Субеетай-Баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингис-хане, а именно народов Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Орусут, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях, как то: Мекетмен, Кермен-кеибе и прочих. При этом на царевича Бури было возложено начальствование над всеми этими царевичами, отправленными в поход, а на Гуюка — начальствование над выступившими в поход частями из Центрального улуса» (Сокровенное сказание. § 270).

В «Сокровенном сказании» говорится об отправке Бату вместе с другими царевичами в поход против народов, живущих за реками Адил и Чжаях (Итиль и Яик); тогда как францисканцы пишут о походе на запад «против церкви Божией». Командование походом не было поручено исключительно Бату. Другое войско, по распоряжению Угедея, выступило [261] против султана Джалал ад-Дина. В имени правителя, против которого был послан Чормагун (Чормахен), слились два титула — «халиф» и «султан» (Халибо-Солтан).

По словам Рашид ад-Дина, Угедей, вступив на престол в 1229 г., на основании ясы Чингис-хана заставил смолкнуть всех претендентов, а потом во все пограничные места и окраины своих владений назначил войска для охраны границ и областей. «В Иранской земле еще не успокоились волнения и смуты, и султан Джалал ад-Дин все еще проявлял высокомерие. [Каан] отправил против него Джурмагун-нойона с несколькими эмирами и тридцатью тысячами всадников, а Кокошая и Субэдай-бахадура послал с таким же войском в сторону же Кипчака, Саксина и Булгара. В Хитай, Тибет, Солангэ, Джурджэ и их пределы отправил с войском в качестве передовой рати знатных нойонов, а сам со своим старшим братом Екэ-нойоном направился следом за тем войском в сторону Хитая, который еще не покорился, и государь которого по-прежнему господствовал в тех пределах» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 20-21).

На курултае 1229 г., провозгласившем кааном Угедея, присутствовали со стороны Кипчака сыновья Джучи — Хорду, Бату, Шибакан, Тангут, Берке, Беркечар, Туга-Тимур (Сборник материалов. Т. I. С. 144). По сведениям Джувейни, Угедей отправил армию против хорезмийского султана Джалал ад-Дина, вернувшегося из Индии и вновь захватившего часть своих прежних владений. Во главе этого похода находился военачальник Чормагун, а не Бату-хан, как указывает брат Иоанн. По сведениям брата Иоанна, Чормагун был отправлен покорять киргизов (LT, V. 32), затем Армению и Грузию (LT, V. 33), а также владения султанов Рума и Халеба (см. коммент. 49). Сообщение Джувейни, без сомнения, является более достоверным.

И в «Сокровенном сказании», и в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина не акцентируется внимание на числе армий, хотя и говорится о посылке войск в трех направлениях: против хорезмийского султана Джалал ад-Дина и вплоть до земель халифа; и в сторону Кипчака, Саксина и Булгара; в 1231 г. Угедей лично возглавил поход на юг против государства Цзинь. Тогда как Киракос, Стефан Орбелиани и брат [262] Бенедикт определенно говорят о трех войсках. Другими словами, в восприятии внешних наблюдателей походы разных лет превращаются в эпическое число трех походов — трех армий, призванных покорить весь мир.

Рашид ад-Дин сообщает об устройстве Угедеем курултая в 1235 г. и о назначении царевичей и эмиров на окраины и границы владений. «Благословенный взгляд каана остановился на том, чтобы царевичи Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан вместе с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских, булар [поляков], маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевали; и они занялись приготовлением [к этому походу]» (Рашид ад-Дин. Т. II. С. 36). По свидетельству Джувейни, «когда каан [Угедей] воссел на престол царства, он [Бату] подчинил и покорил сплошь все те края, которые были по соседству его: остальную часть [земли] кипчаков, аланов, асов, русов и другие страны, как то: Булгар, М.к.с. и другие» (Сборник материалов. Т. II. С. 21). Бату как старший по возрасту был назначен и старшим среди князей, участвовавших в западном походе, начавшемся в 1235 г. Сведения брата Иоанна о первенстве Бату в западном походе подтверждаются сведениями Джувейни. На курултае 1235 г. обсуждался и вопрос о вторжении в Южный Китай. Также были посланы войска в Кашмир и Хиндустан.

Из сравнения сообщений Рашид ад-Дина и францисканцев видно, что информаторы францисканцев не обладали в полной мере достоверными сведениями; вернее, в этих описаниях смешаны решения курултаев 1229 и 1235 гг. На курултае 1229 г. были намечены походы против султана Джелал ад-Дина в Хорасан; в сторону кипчаков, Саксина и Булгара; в сторону Тибета и Солангэ (Кореи) и другие места. Поход на бисерминов (искаженное название мусульмане) был вторжением и захватом мусульманского Хорезма еще при жизни Чингис-хана. События, описываемые братом Иоанном в V. 26, относятся к покорению Чингис-ханом государства хорезмшаха в 1221 г. Отсутствие реальной картины походов Чингисхана в донесениях францисканцев объясняется тем обстоятельством, что они восприняли «Роман о Чингис-хане» как хронику деяний основателя империи, что помешало им [263] разобраться с историей падения державы хорезмшаха. Так, события, описанные в § 20 «Истории Тартар», носят характер вставки (или «реального комментария» переводчиков) в живую ткань романа и повествуют о войне Чингис-хана с хорезмшахом, заключительным аккордом которой был знаменитый разведывательный рейд Субедея, закончившийся битвой при Калке. Ни Джучи, ни тем более Бату к этим событиям отношения не имеют.

32. ЗЕМЛЯ БИСЕРМИНОВ (НТ, § 24)

Страну бисерминов из донесений францисканцев принято отождествлять с Хорезмом, на что, помимо общей географии его книги, указывают названия городов lanicint, Barchin, Ornas и титул главы государства Altisoldan. В российской историографической традиции это отождествление восходит еще к H. M. Карамзину 357.

В bisermini следует видеть искаженное тюрк. *busurman / *bьsьrmen, происходящее из перс. musulman < араб, ‘мусульмане’ (мн. ч.). Возникновение b-на месте *т-объясняется обычным тюркским чередованием b-/ т-, а в данном случае имеет еще и дополнительное объяснение как результат диссимиляции начального *т-с *-т-в середине слова. Переход *l > r несколько более необычен, но, в общем-то, нередок в тюркских языках среднеазиатского ареала: ср., например, диалектные формы типа туркм. musyrman, уйгур., казах., кирг. musurman —‘мусульманин’ 358. По-видимому, к какому-то среднеазиатскому источнику восходят в конечном счете и формы турец. (диал.) musurman 359, кумык., балкар. busurman 360. Положение о среднеазиатских истоках рассматриваемой формы согласуется с традиционным отождествлением земли Бисерминов с Хорезмом.

В русских источниках ХШ-XV вв. встречаются этнонимы бесермены / бесурмены, что, в принципе, может указывать на русский источник сведений францисканцев 361. В записке купца Федора Котова о Персии (1624 г.) сообщается: «А персы и кизылбаши зовутца бусорманы, потому что у мужсково полу обрезывают срамные уды их попы» 362. [264]

Не исключено, впрочем, и другое объяснение, так как распространение данного слова не ограничено тюркскими и русским языками: праформе слова Bisermini почти точно соответствует венгерское (устар.) böszörmeny — ‘мусульманин’, которое было зафиксировано в форме bezermen еще в XIII в. и поэтому не может рассматриваться как заимствованное из турецкого языка, а считается хазарским или печенежским заимствованием (с праформой типа *besermen / *büsürmän) 363.

Кроме того, это слово, согласно исследованию В. В. Напольских, в той же огласовке присутствует сегодня в качестве этнонима в Предуралье, являясь названием (в том числе и самоназванием) говорящих на удмуртском языке бесермян (удм. beserman), живущих в северных районах Удмуртии. Диалект удмуртского языка, на котором говорят бесермяне, стоит особняком в системе современных удмуртских диалектов, сближаясь по разным признакам с северными, южными и периферийно-южными диалектами 364. Особенности материальной культуры бесермян (прежде всего традиционная одежда) указывает на их чрезвычайно тесные связи в прошлом с чувашами 365. В русских источниках XIV-XV вв., касающихся территории бывшей Волжской Булгарии, бесермены неоднократно упоминаются как определенная, отличная от татар, черемисов (марийцев), мордвы группа местного населения, в особенности некоторых городов (Булгар, Казань, Джукетау) 366. Поскольку под татарами русские источники этого времени имеют в виду безусловно мусульманское население, в бесерменах(=‘мусульмане’) следует, по предположению В. В. Напольских, видеть не конфессиональную, а этническую группу, скорее всего каких-то потомков булгар. Постепенное исчезновение этого этнонима, вероятно, связано с кипчакизацией населения бывшей Волжской Булгарии, происходившей в XIV-XV вв. 367, в ходе которой в Казанском Поволжье распространение получили такие названия, как мусульмане (по конфессиональному признаку), тюрки (по этноязыковому признаку) и татары — первоначально экзоэтноним, принесенный вместе с монгольским нашествием и служивший с XIII в. (прежде всего у русских) для обозначения разнообразного по происхождению тюркского (кипчакоязычного) населения Золотой Орды, затем — Казанского [265] ханства. Характерно, что еще в первой половине XVI в. татары предпочитали называться besermeni, а не turki, что свидетельствует о длительном сохранении высокого статуса у рассматриваемого здесь этникона. Герберштейн пишет: татары разделяются на орды (Заволжская, Перекопская, Ногайская и другие): «все исповедуют магометанскую веру; однако, если их называют турками (turcae), они бывают недовольны, почитая это за бесчестье. Название же “бесермены” (besermeni) их радует, а этим именем любят себя называть и турки».

Таким образом, имеющиеся материалы подтверждают возможность существования в X-XIII вв. в Хорезме какой-то конфессиональной или этноконфессиональной группы, называвшейся *besermen — ‘мусульмане’. К этому названию могут восходить слово Bisermini в донесениях францисканской миссии 1245 г., венгерское (уст.) böszörmeny — ‘мусульманин’ (при печенежском или ином посредстве), русское бесермен / бесурман — название этносоциальной группы населения бывшей Волжской Булгарии и самоназвание бесермян (beserman; оба последних слова — через булгарское посредство).

33. ГОРОД БАРЧИН (НТ, § 24)

33.1. В параллельном пассаже у брата Иоанна говорится только о войне монголов с хорезмшахом: «После того, как император умер, как сказано выше, собрались вожди и выбрали императором Оккодая, сына вышеназванного Чингисхана. Он, созвав совет своих вождей, разделил войска. Баты, который был вторым после него [в иерархии], он послал против земли Альтисольдана и против земли бисерминов; ведь они — сарацены, хотя говорят по-комански. И, когда он вошел в их землю, бился с ними и в войне их себе покорил. И некий город по названию Бархин долго ему сопротивлялся, потому что они вырыли много ям и прикрыли их. И когда тартары подходили к городу, они падали в ямы. Поэтому они не могли взять этот город, пока ямы небыли засыпаны» (LT, V. 25).

События, которые францисканцы или их информатор, ошибочно относят ко времени правления хана Угедея, в реальности происходили при жизни Чингис-хана. Город [266] Барчин был взят Джучи-ханом, отцом Бату (тогда как оба донесения относят это событие к деяниям самого Бату). Ср. с описанием Рашид ад-Дином событий 1221 г., связанных с завоеванием Средней Азии: «Чингис-хан в этом году расположился у Бухары и взял [ее]. В этом же году он взял Самарканд и города, имеющиеся в тех окрестностях. Царевичи, взяв Отрар, прибыли к нему. Джочи-хан, захватив Янгикент, Барчин и его окрестности, вернулся назад. [Чингис-хан] послал Джэбэ-нойона и Субэдай-нойона в погоню за султаном Мухаммедом Хорезмшахом в Хорасан, Ирак и Азербайджан. Он отправил Джочи, Чагатая и Угедея на осаду Хорезма, а сам пошел к пределам Нахшеба» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 256-257). В § 20 НТ, напротив, говорится о том, что Чингис-хан отправил Тоссук-хана (Джучи) против туркмен, бисерминов, кангитов и команов, а закончился поход битвой на Калке. Ни те, ни другие сведения, зафиксированные францисканцами, не соответствуют реальности. Во время войны Чингис-хана с хорезмшахом Бату было тринадцать лет. Путаница в донесениях францисканцев выглядит удивительно. Пейнтер, отметив это обстоятельство, пытался объяснить его тем, что походы разных лет были приписаны Бату по той причине, что с его именем связывалось завершение окончательного покорения этих территорий 368. Эта гипотеза ничего не объясняет. Выяснить истинное положение дел францисканцам труда не составляло.

33.2. Для засыпания рвов осаждаемых городов монголы использовали местное население. Южносунский дипломат Чжао Хун писал в 1221



2019-11-13 248 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)