Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема составлена автором.



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Схема составлена автором. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы формально-правовой проверки документов заключаются в проверке соблюдения правил составления и подлинности оформления документов, а также в проверке документов на предмет их фальсификации. Данная группа методов направлена навыявление схем нарушений таможенного законодательства, связанных с подделкой документов, искажением информации в оригинальных документах, представлением факсовых копий документов вместо их подлинников, созданием и использованием новых несуществующих документов и т.д.

К методам «перекрестной» проверки достоверности отраженных в документах сведений относят взаимную сверку разных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций. Применение данных методов направлено на пресечение нарушений таможенного законодательства, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, недостоверным заявлением кода товара, нарушением требований валютного законодательства и т.д.

Методы проверки бухгалтерского учета и отчетности состоят в проверке правильности отражения на счетах и в регистрах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу или иной деятельностью, контроль за которой возложен на таможенные органы. Применение данных методов актуально при проверке участников ВЭД, применяющих традиционную систему налогообложения.

Представляется, что система управления рисками должно являться связующим звеном с функциями обратной связи между операциями таможенного контроля непосредственно при таможенном оформлении и операциями таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение (постконтролем).

Рисунок 3 – роль СУР

         
 

 


Преимущества применения системы управления рисками для таможенных органов могут быть охарактеризованы как:

Более рациональное использование существующих ресурсов или потенциала при работе с ограниченным объемом ресурсов;

Направленность ресурсов на области повышенного риска;

Углубление содействия развитию торговли, потоку товаров и инвестиций в страну.

Таможенные органы, осуществляющие свою деятельность в условиях глобализации экономики, сталкиваются с рядом важных задач. Главными из них остаются обеспечение поступлений в государственный бюджет и защита населения, но такие задачи должны решаться эффективно и действенно, одновременно обеспечивая поддержку потоку легитимных товаров. Таможенные руководители старшего звена должны удовлетворять все возрастающие требования к таможенным органам, располагая теми же или даже меньшими ресурсами. Такие изменения требуют освоения совершенно нового подхода к организации таможенного контроля и к разработке новых стратегий. Традиционные методы контроля, основанные на тотальной проверке или на критерии случайного отбора, на данный момент не могут обеспечить реализацию поставленных задач и ожидаемых результатов от деятельности таможенных органов.

Нельзя не согласиться с тем, что существует объективная необходимость в постепенном внедрении системы «интеллектуальных механизмов контроля», при которых риски оцениваются количественно и качественно и соответствующие ресурсы направляются для решения текущих задач. Для таможенных администраций, делающих свои первые шаги в направлении внедрения СУР, процесс может показаться слишком сложной и трудноосуществимой задачей, но ее выполнение имеет значительные преимущества и содействует таможенным органам в осуществлении ими задач, поставленных правительством.

В свете вышесказанного, очевидно, что концепция управления рисками носит универсальный и широкоприменимый характер и в настоящее время находит себе качественно новое применение, проецируясь на таможенный контроль и таможенное администрирование в целом.

Система управления рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет рационально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Основы и принципы организации таможенного контроля на основе применения СУР закреплены в Главе 6 Генерального приложения Киотской Конвенции:

таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

Система управления рисками - это современная система таможенного администрирования, обеспечивающая эффективный таможенный контроль, базирующийся на принципе выборочности, позволяющая оптимально распределять ресурсы таможенных органов, концентрировать их на наиболее важных и приоритетных направлениях в целях предотвращения нарушений таможенного законодательства, особенно тех, которые:

имеют устойчивый характер;

связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов в значительных размерах;

подрывают конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Для обеспечения взаимопонимания между таможенными органами разных государств и однозначного толкования действий представителей таможенных органов при проведении таможенного контроля в отдельном разделе Киотской конвенции разработан единый категорийный аппарат СУР . С учетом определений, оговоренных в данном разделе, таможенные органы Республики Беларусь в ходе внедрения СУР  оперируют следующими основными понятиями:

Риск- вероятность несоблюдения законодательства.

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства. При этом риски подразделяются на выявленные и потенциальные. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск – это риск, который не проявил себя, но существуют условия для его возникновения.

Товары риска – товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых риски либо выявлены, либо потенциальны.

Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.

Объекты анализа:

товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории;

транспортные средства, используемые для международных перевозок;

сведения, содержащиеся в транспортно-сопроводительных, коммерческих, таможенных документах;

сведения, содержащиеся в международных договорах купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок;

деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном, в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством, для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

деятельность таможенных агентов, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

результаты таможенного контроля.

Область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля, либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

Оценка риска – систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также необходимых мерах по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона, профиль риска подразделяется на общегосударственный или региональный.

Управление риском – систематическая деятельность по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности применения мер, а также контролю за применением таможенных процедур, предусматривающих непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Система управления рисками базируется на принципах анализа рисков, профилирования и выборочности таможенного контроля.

Главная цель применения анализа рисков, профилирования и выборочности в таможенном контроле – это выявление товаров (грузов) и физических лиц с высокой и невысокой степенью риска, с тем, чтобы упростить таможенные процедуры для тех, кому присваивается низкая степень риска. В связи с этим, требуется определить, что означает «высокая степень риска».

После того, как риски определены, используется так называемое профилирование, с тем, чтобы выявить общие черты или методы, используемые в целях нарушения таможенного законодательства. Самым эффективным источником информации для определения профилей риска являются стандартизированные отчеты о нарушениях. Профилирование помогает классифицировать грузы, физических лиц по общим характеристикам, увязанным с возможностью нарушения таможенного законодательства на том или ином направлении. Однако их количество может быть слишком большим для того, чтобы осуществить более глубокий контроль. В этой ситуации применяется выборочность контроля, т.е. определяются дополнительные индикаторы риска, позволяющие выявить товары с высокой степенью риска. Например, профилирование импорта коммерческих грузов может производиться по стране происхождения и способу перевозки, в то время как дополнительными индикаторами риска могут служить декларируемая стоимость товара или репутация импортера.

В то же время к процессу разработки профилей рисков следует подходить очень внимательно. К примеру, таможенная служба Швеции оформляет 93 % деклараций в электронном виде (ЭГТД), при этом 82 % из них обрабатывается в автоматическом режиме, сотрудник таможенных органов даже не подходит к таким поставкам и не проводит контрольных мероприятий. Тестирование разработанных профилей происходит не на реальных грузах, а по архиву деклараций. Если при этом виртуальная матрица реагирует только на долю процента деклараций — такой профиль признается пригодным к работе. Если в группу риска попадает сравнительно большая часть поставок - данный профиль риска неприменим, он не подходит для практической работы.

Анализ рисков, профилирование и выборочность контроля могут применяться на стадии, предшествующей основному оформлению, при основном оформлении и после выпуска товаров (постконтроль).

До начала проведения процедур таможенного оформления и таможенного контроля пассажирские и грузовые таможенные декларации изучаются с целью определения тех, которые отвечают требованиям профилей и содержат индикаторы риска. Индикаторами риска могут быть, например, страна происхождения или способ транспортировки.

На стадии основного таможенного оформления происходит изучение отгрузочных документов, фирмы-импортера (экспортера) и груза, что дает информацию для профилирования и дополнительных индикаторов риска. Индикаторами риска могут быть, например, декларируемая стоимость или количество товаров, способ транспортировки или репутация импортера.

В качестве постконтроля применяется проверка финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае система анализа рисков, профилирование и выборочность контроля применяются для определения фирм-импортеров с высокой степенью риска, которые и становятся объектами проверки финансово-хозяйственной деятельности. Индикаторами риска здесь могут служить, например, вид или стоимость импортируемого товара, ставка таможенной пошлины, применяемой к импортируемому товару, добросовестность фирмы-импортера. На данной стадии, исходя из индикаторов риска (стоимости или вида импортируемых товаров), определяется тип проверки: проверка финансово-хозяйственной деятельности отдельной операции по импорту или проверка ряда операций.

Как следует из основных принципов, заложенных в СУР , таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, форм и степени такой проверки. Если организация, с точки зрения таможенных органов, «непрозрачна» на 10%, то и уровень таможенного контроля должен соответствовать уровню риска. Если к организации возникает много вопросов со стороны таможенных органов, то по отношении к ней будет осуществляться более строгий контроль, вплоть до стопроцентного досмотра грузов. Т.е., если абстрагироваться от всех нюансов системы, то можно сказать, что для сотрудника таможенных органов низшего звена процесс управления рисками сводится к принятию решения о проведении или непроведении таможенного досмотра. У развитых таможенных администраций процент фактического досмотра составляет 3-5 %, максимум — 7 %. Такой переход от тотального досмотра к выборочному представлялся возможным только при изменении технологий контроля, и система анализа и управления рисками стал ключом к решению данной задачи.

Любая система управления рисками для получения достаточных и эффективных результатов применения должна иметь механизмы проверки оценок степени риска, быть гибкой при оценке рисков, которые определены или выявлены впервые. Оценка эффективности управления риском должна быть непрерывной и выполняться на всех этапах функционирования системы. Другими словами, СУР  должна на промежуточных этапах ее применения давать таможенным органам данные для выбора целесообразных направлений достижения конечной цели — выявления потенциального несоблюдения таможенного законодательства (Приложение 1).

Итак, ознакомившись с основными принципами функционирования СУР, можно сказать, что она в полной мере соответствует требованиям современного таможенного контроля и более того непосредственно направлена на реализацию таких требований. Внедрение данной системы в процесс осуществления таможенного контроля создаст благоприятные условия для добросовестных импортеров, экспортеров и перевозчиков, обеспечит достижение оптимального сочетания затрачиваемого на проведение таможенного контроля времени и эффективности его проведения и позволит максимально снизить роль субъективного фактора при принятии решений сотрудниками таможенных органов [20].



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Схема составлена автором. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема составлена автором.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)