Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Электронное таможенное декларирование в системе управления рисками



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Электронное таможенное декларирование в системе управления рисками 0.00 из 5.00 0 оценок




Принятие новой редакции Таможенного кодекса (далее - ТК) - одно из наиболее значимых событий, произошедших в сфере таможенного законодательства за последние несколько лет. Данный акт является результатом трехлетней законотворческой работы, его принятие напрашивалось достаточно давно, поскольку действующая редакция Таможенного кодекса во многом уже не отвечала требованиям времени в связи с изменившимися с момента ее принятия условиями осуществления внешнеэкономической деятельности.

К числу особенностей рассматриваемого Кодекса следует отнести наличие ряда новаторских норм, ранее не регулировавшихся на уровне законодательного акта. Речь идет о содержащихся в новом кодексе предписаниях, касающихся электронного декларирования, порядка определения страны происхождения товаров, особенностей таможенного оформления товаров в зависимости от способа их перемещения через таможенную границу. Полномочиями по утверждению формы электронной таможенной декларации наделено Правительство, если иное не определено Президентом Беларуси, а порядок ее формирования, представления и использования для таможенных целей устанавливается Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее – ГТК).

Электронное декларирование является пока экспериментом. Так, таможенное оформление с использованием декларирования товаров в электронной форме будет происходить только при помещении товаров под таможенный режим экспорта и в случае если товары не подлежат обложению вывозными таможенными пошлинами и только в случае, если таможенное оформление производится добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. В перспективе с накоплением отечественного опыта применения рассматриваемой технологии и анализа полученных результатов эксперимент будет распространен и на иные случаи таможенного оформления товаров.

Данный вывод базируется на том факте, что Таможенный кодекс вносит существенные изменения и в Инструкцию о порядке регистрации документов, отражающих операции таможенного оформления, утвержденную приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 249 – ОД. В частности, в новой редакции документа не указывается, что регистрация грузовых таможенных деклараций в виде электронного документа производится исключительно при помещении товаров под таможенный режим экспорта. Следовательно, данная корректировка нормативного правового акта является заделом на будущее. Кроме того, в новом Таможенном кодексе Республики Беларусь (от 1 июля 2007 года) во многих статьях оговорена возможность представления в таможенные органы электронных документов при осуществлении различных операций таможенного контроля.

Следует отметить, что правовой основой разработки постановления явился Закон РБ от 10.01.2000 № 357 – З «Об электронном документе»[3] (с изменениями, далее – Закон), где определены правовые основы применения электронных документов, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов. Законом также установлены требования, предъявляемые к электронному документу, которые в равной степени распространяются как на грузовую таможенную декларацию в виде электронного документа, так и на электронные документы, представляемые вместе с нею.

Электронный документ должен состоять из двух неотъемлемых частей – общей и особенной (общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа, при этом информация об адресате относится к общей части; особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей) и содержать реквизиты, позволяющие ее идентифицировать. Электронный документ должен создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств. Электронный документ должен быть представлен в форме, понятной для восприятия человеком.

Так, процедура декларирования товаров в электронной форме, где обмен информацией осуществляется только в электронном виде, выглядит следующим образом:

1. В Таможенный орган представляется в электронной форме посредством электронного обмена следующая информация: - грузовая таможенная декларация (далее – ЭГТД); - платежный документ об уплате таможенных сборов за таможенное оформление; - документы, подтверждающие выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер нетарифного регулирования внешней торговли;

2. Таможенный орган проверяет (с помощью специализированных программных средств) правильность заполнения полей и соответствие форматов полученных документов формату (далее – форматно–логический контроль) и подлинность электронной цифровой подписи лица, подписавшего данные документы.

3. При выявлении ошибки таможенный орган отказывает в принятии грузовой таможенной декларации в виде электронного документа к рассмотрению и возвращает ее декларанту. Если же ошибка не выявлена, то происходит регистрация ЭГТД в электронном журнале регистрации и передача декларанту ЭГТД, содержащей регистрационный номер и заверенной электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, не позднее 15 минут после завершения форматно-логического контроля.

4.Проверяется соответствия сведений, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимых для таможенных целей.

5. Выявляется факт несоответствия сведений о наименовании товара, количестве товара, заявленных в ЭГТД, сведениям, указанным в представленных документах, либо наличия информации, полученной в рамках системы анализа и управления рисками.

Таможенный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 июля 2007 г., дает следующее определение понятию «риск»: риск – это оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства. Система управления рисками применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и заключается в определении товаров, документов и лиц, в отношении которых подлежат применению установленные операции таможенного контроля. Стратегия и тактика системы управления рисками определяются Президентом Республики Беларусь или Совмином Республики Беларусь, а методика - ГТК Республики Беларусь.

Требования к форматам и структурам грузовой таможенной декларации в виде электронного документа определены в приложении 5 к постановлению ГТК РБ от 13.03.2007 № 22 «Об установлении требований к форматам и структурам электронных копий таможенных документов, электронных таможенных документов и сведений, предоставляемых в таможенные органы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями электронным способом», которое также вступило в силу с 15мая 2007 г. Этот документ определяет наименование полей таможенной декларации, а также типы данных, размеры и содержание соответствующих полей таможенной декларации.

Как при осуществлении процедуры электронного декларирования электронные документы заверяются декларантом электронной цифровой подписью и представляются им в таможенный орган посредством электронного обмена информацией. Согласно Закону электронная цифровая подпись – это набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи (т.е. программными и техническими средствами, обеспечивающими выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющими сертификат соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации) и являющийся неотъемлемой частью электронного документа. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в грузовой таможенной декларации в виде электронного документа, должны храниться декларантом либо заявителем таможенного режима в течении трех лет.

Еще одной особенностью электронного декларирования является то, что оригинал ЭГТД существует только на машинном носителе. При этом электронный документ на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу. Все экземпляры электронного документа, зафиксированные на машинном носители и идентичные один другому, являются оригинальными ( в отличие от бумажных носителей, где, как правило, оригинал документа один) и имеют одинаковую юридическую силу. Однако полностью отойти от безбумажного документооборота в рассматриваемом нормативном правовом акте пока еще окончательно не удалось. ЭГТД в одном экземпляре все же выводится на бумажный носитель и заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Этот экземпляр предназначен для передачи перевозчику в целях получения разрешения таможенных органов на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

В будущем не исключена возможность перехода на уплату таможенных платежей заявителем таможенного режима посредством электронных пластиковых карточек. При этом данные об уплате таможенных платежей в режиме реального времени будут автоматически поступать на компьютеры инспекторов таможенных органов, в обязанности которых входит выдача таможенных разрешений на помещение товаров под определенный таможенный режим.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы, что при введении электронного декларирования:

- существенно сократятся затраты времени и издержки субъектов хозяйствования, благодаря обмену информацией между заявителем таможенного режима и таможенным органом по электронным каналам связи в режиме реального времени, и отсутствия необходимости в личном присутствии представителя на пункте таможенного оформления;

- ускорится процесс таможенного оформления товаров, т.к. проверка таможенной декларации будет осуществляться с помощью программных средств;

- таможенное оформление будет прозрачным, т.к. будет отсутствовать человеческий фактор (контакт между инспектором таможни и представителем заявителя таможенного режима), а также будет прослеживаться прохождение ЭГТД от момента ее отправления в таможенный орган до выдачи таможенного разрешения.

- таможенный контроль производится экспортером без предоставления товара и декларации на бумажном носителе. Это поспособствует сокращению времени на оформление груза до 15 минут, исключит личный контакт декларанта и инспектора: все правильно заполненные декларации проверяет компьютер.

Говоря о практическом эффекте – можно сказать, что если при обычном таможенном оформлении полное таможенное оформление одного грузового автомобиля занимало у предприятия до одних суток времени, то с введением системы электронного декларирования процедура таможенного оформления занимает у предприятия от 40 минут до одного часа. Экономия денежных средств субъекта хозяйствования, от 60 до 100 тысяч рублей на одной машине.

В связи с постоянным увеличением внешнеторговой деятельности на 60%, числом перемещений через границу ежегодно на 30%, количеством свидетельств и разрешений, выдаваемых таможенными органами при практически неизменной численности сотрудников таможни, необходимо внедрять современные методы работы таможни.

Реальный эффект использования программных продуктов в таможенных органах можно оценить на примере использования АРМ «Декларант». Если раньше специалист по таможенному оформлению для обработки 1000 товарных позиций в инвойсе затрачивал порядка 33 часов, то с использование этого ПК операция занимает не более одной минуты. Раньше на формирование ГТД, включающей тысячу артикулов, уходило не менее 70 часов, сейчас эту процедуру таможенный агент может осуществить за 4 часа. Важно, что ПК позволяет точно определить код товаров в соответствии с ТН ВЭД РБ и безошибочно заполнить 31-ю графу ГТД (наименование товаров). Скорость выполнения данных операций обеспечивается благодаря наличию полного перечня кодов товаров и описаний к ним, включая все дополнения к данному перечню. Кроме того АРМ «Декларант» позволяет также оказывать дополнительные сервисные услуги. Например, он самостоятельно отслеживает товары, в отношении которых не представлены сертификаты, и автоматически формирует в установленной форме заявку на сертификат.

Одной из главных задач, стоящих перед таможенными органами на ближайшее время является введение таможенной службой электронного декларирования экспорта товаров по всей стране.

Так, в соответствии с Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 г.г. и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» таможенным органам поручено разработать единую автоматизированную систему таможенных органов, в том числе эскизный и технорабочий проект по созданию пилотной зоны национальной автоматизированной системы электронного декларирования с обеспечением защиты информации, включая применение электронной цифровой подписи, и концепцию ее взаимодействия с аналогичными зарубежными системами [4].

Государственный таможенный комитет уже приступил к введению электронного декларирования. 7 июля началось тестирование технологий таможенного оформления и контроля в электронном виде. В нем участвуют «Керамин» и «Минский моторный завод». К концу года к данной системе подключатся почти все добросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Ввод электронного декларирования экспорта по всей стране планируется в 2009 году.

Сначала система электронного декларирования будет применяться только в отношении экспортируемых товаров. В дальнейшем эта система распространится на импортируемые товары и на товары, ввозимые для переработки. Полное внедрение системы электронного декларирования предусматривает осуществление информационного обмена с министерствами и ведомствами, а также реализацию принципа «одного окна».

Рассмотрим преимущества и недостатки системы электронного декларирования:

1. Новый этап в развитии информационной системы таможенной службы, подразумевает решение задачи управления таможенной деятельностью на основе оперативного мониторинга всех процессов таможенного оформления и контроля. И с этой точки зрения переход к электронному декларированию играет очень важную роль. Электронная декларация может быть передана по каналам связи из любой точки страны, что значительно упрощает работу, как участников торговли, так и контролирующих органов. Электронное декларирование позволит эффективнее решать проблемы, связанные с не­достоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, коррупцией.

2. Создаются необходимые условия для реализации единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможен с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.

3. Значительно упрощается и ускоряется процесс таможенного оформления товаров, документооборот занимает минимальное время, хранение всей архивной информации осуществляется централизовано.

Основные проблемы при внедрении системы электронного декларирования связаны в первую очередь со сложностью, новизной, большим объемом задач, недостатками в осуществленных организационных мероприятиях, а также существенными материальными затратами. Из-за этого лишь ограниченное число таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронную форму декларирования.

Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах Республики Беларусь электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:

1. Непонимание частью руководителей субъектов хозяйствования возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов.

2. Нежелание предприятиями государственной формы собственности сокращать имеющиеся штаты специалистов, отделы, бюро и т.д.

3. Недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий, и использующих их при выполнении должностных обязанностей.

4. Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами.

5. Отсутствие внедренных либо экспериментальных информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур, а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.

Вместе с тем, упрощение таможенных процедур (отправка машины непосредственно с территории предприятия, наложение пломб и обеспечений сотрудниками предприятия а не сотрудниками таможни), предоставляет дополнительные возможность нарушения таможенного законодательства недобросовестным участником внешнеэкономической деятельности.

Учитывая вышеизложенное, ГТК Республики Беларусь принимается ряд мер, предполагающих недопущение ослабления контроля. Значительную роль в этом отводится системе управления рисками, а также подразделениям таможни, осуществляющим посттаможенный контроль, в том числе основанный на использовании системы управления рисками.



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Электронное таможенное декларирование в системе управления рисками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Электронное таможенное декларирование в системе управления рисками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)