Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель анализа проблемы



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Модель анализа проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Объектом исследования является ПС-система на основе модели фонда государственного бюджета (ФГБ). Проблемой данной системы является отсутствие баланса между доходами и расходами бюджета.

В процессе анализа ПС-системы нужно формализовать проблему, выделив ряд неудовлетворённостей в системе, порождённых данной проблемой. Эти неудовлетворённости разбиваются на три группы:

1) нежелательные свойства системы: дефицит средств, профицит средств;

2) критические свойства системы: низкий уровень непрямых налогов (НДС, акцизный сбор, пошлина), низкий уровень прямых налогов (налог на прибыль, подоходный с граждан, налог на собственность, земельный налог, платежи по ресурсам и другие платежи), низкий уровень неналоговых поступлений, высокий уровень расходов на обслуживание государственного долга (внешнего и внутреннего);

3) желаемые свойства системы: баланс доходов и расходов, увеличение выплат на социальную защиту населения, на социально-культурную сферу, на фундаментальные исследования, на экономическую деятельность государства, на национальную оборону, стабилизация выплат на управление.

Проведем анализ неудовлетворенностейпутем построения иерархической модели:

1-ый уровень (фокус модели) – неудовлетворенности.

2-ой уровень – классификация неудовлетворенностей.

3-ий уровень – характеристики компонентов, влияющих на ФГБ.

 


Рисунок 1.8. Иерархическая модель процесса анализа неудовлетворенностей

 

Анализ вектора приоритетов первого уровня показал, что наиболее значительными оказались желательные качества (W1=0.561), следующие – нежелательные (W2=0.251), затем критические (W3=0.188). Ниже приведем диаграмму приоритетов (рисунок 1.9).

 

Рисунок 1.9. Диаграмма приоритетов по критерию сравнения «неудовлетворенности»


Наибольшее собственное значение матрицы суждений равно λmax=3,1632. Индекс согласованности равен ИС=0,081617 и отношение согласованности ОС=0,16683.

Анализ предпочтительности каждой из рассматриваемых неудовлетворенностей по отношению к каждому качеству первого уровня выявил приоритеты по критериям сравнения «нежелаемые качества», «критические качества», «желаемые качества». Результаты представлены на рисунке 1.10.

 

а)                     б)                            в)

Рисунок 1.10. Диаграммы приоритетов по критериям сравнения: (а) «нежелаемые качества», (б) «критические качества», (в) «желаемые качества»

 

Отношение согласованности для матриц данной задачи можно считать приемлемым: индекс согласованности равен ИС=0,097429 и отношение согласованности ОС=0,10608.

Осуществим синтез локальных приоритетов, т.е. оценку обобщенных приоритетов. Для этого следует получить вектор глобальных приоритетов неудовлетворенностей, по отношению к цели верхнего уровня.

В результате получаем следующую диаграмму (рисунок 1.11).

 


Рисунок 1.11. Диаграмма глобальных приоритетов

 

Воспользуемся принципом Парето для понижения размерности. Для этого выберем из диаграммы все неудовлетворенности, сумма которых равна 0.9 и сразу произведем перенормировку. В результате выделяем самые значимые из них:

1) баланс доходов и расходов (W1=0.351);

2) низкий уровень непрямых налогов (W2=0.188);

3) профицит средств (W3=0.148);

4) увеличение выплат (W4=0.134);

5) дефицит средств (W5=0.103);

6) стабилизация выплат на управление (W6=0.077).

Из проведенного нами анализа неудовлетворенностей делаем вывод, что при решении указанной проблемы усилия будут направлены на достижение желаемой цели, сформулированной в терминах приближения к какому-то идеалу, т.е. к созданию у ПС-системы новых желаемых свойств. Такое решение проблемы, называемое перспективным, уменьшит вероятность просчета в возможных последствиях.

Получив такие результаты, можно сформулировать несколько возможных логических исходов (контрастных сценариев), состояния ФГБ.

Сценарий «Статус-кво» Если существующие проблемоориентированные факторы в течение рассматриваемого отрезка времени не изменяются, то будет продолжаться (хотя и с меньшей интенсивностью) дисбалансировка доходов и расходов, т.е. появление таких показателей, как дефицит или профицит.

Сценарий «Программа лояльности к населению».Согласно этому сценарию проводится повышение социальных выплат, улучшение социально-культурной сферы, снижение прямых налогов и рост непрямых налогов.

Сценарий «Улучшение экономической ситуации». Согласно этому сценарию, повышаются выплаты на фундаментальные исследования, экономическую деятельность, национальную оборону, управление, но при этом неизбежен рост неналоговых поступлений, подоходного с граждан.

Построим калибровочную таблицу, в которой по психометрической шкале Т. Саати для каждого сценария экспертным путем определены приращения рассматриваемых показателей.

 

Таблица 1.1 – Концептуальные сценарии

Показатели состояния системы СЦ1 (0,226) СЦ2 (0,465) СЦ3 (0,309) Обобщенный сценарий
1 Устранение дефицита средств +1 -1 +3 +0,688
2 Устранение профицита средств -1 +7 -3 +2,102
3 Низкий уровень непрямых налогов +2 +5 -1 +2,468
4 Низкий уровень прямых налогов +1 -2 +6 +1,15
5 Низкий уровень неналоговых поступлений +2 +4 +5 +3,857
6 Высокий уровень расходов на обслуживание государственного долга +3 +2 +1 +1,917
7 Баланс доходов и расходов -4 -3 -2 -2,917
8 Увеличение выплат -1 +7 -2 +2,411
9 стабилизация выплат на управление +1 -1 +5 +1,306

 




2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Модель анализа проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель анализа проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)