Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики



2019-12-29 402 Обсуждений (0)
Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Социальная политика государства: содержание, направления, модели и перераспределение доходов……………………………………………………...5

1.1 Социальная политика: содержание, направления и принципы……………5

1.2_Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики…………………………………………………………………………...9

1.3_Государственное перераспределение доходов и система социальной защиты……………………………………………………………………………12

2 Социальная политика Российской Федерации………………………………16

3 Социальная политика Республики Беларусь………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...30


Реферат

 

 

Курсовая работа: 31 с., 1 рис., 16  источников.

 

равенство, Социальная политика, равенство, социальная справедливость, социальная защита, социальная политика.

 

Объект исследования – социальная политика государства.

Предмет исследования – социальная политика Республики Беларусь.

Цель работы: изучить социальную политику Республики Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математический.

   Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

_______________

                                                                                                                                                (подпись студента)

 


Введение

 

Центральное место в развитии цивилизации, ее социальном компоненте занимают права и свободы человека. Последова­тельное осуществление прав и свобод на практике — основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности общества. Права человека на жизнь, на свободу и неприкосно­венность, на труд являются необходимыми условиями полно­ценной жизни каждого человека.

Основным гарантом всего комплекса прав и свобод челове­ка — гражданских, политических, экономических, социаль­ных и культурных — выступает государство. Без создания со­циального государства декларируемые права и свободы челове­ка остаются идеалом, не реализуемым в действительности.

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией прин­ципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствова­ние в этом направлении системы социально-экономических от­ношений, повышение качества человеческого потенциала от­крывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совер­шенствование системы здравоохранения и образования, умень­шение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в соци­альной сфере.

Выбранная тема является особенно актуальной для Республики Беларусь, так как до 1991г. она входила в состав СССР и как следствие после его распада начала строить экономику с выраженной социальной направленностью.

Для достижения цели данной курсовой работы следует решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание, направления, модели и перераспределение доходов социальной политики государства.

2. Изучить социальную политику Российской Федерации.

3. Изучить социальную политику Республики Беларусь.

Для написания данной курсовой работы использовались книги, учебные пособия, периодические издания как отечественных, так и зарубежных авторов: Усачева В.В., Суховского А., Плотницкого М.И., Вечканова Г.С.,

Агаповой Т.А. и других. В качестве источника также использовалась глобальная сеть Интернет.

 


1_Социальная политика государства: содержание, направления, модели и перераспределение доходов

1.1 Социальная политика: содержание, направления и принципы

 

 

Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с по­вышением общественного благосостояния, улучшением каче­ства жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связя­ми и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто актив­но взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной поли­тики и реализует ее. К ним относятся государственные ведом­ства и учреждения, органы местного самоуправления, различ­ные негосударственные объединения, коммерческие структу­ры, профессиональные работники, а также отдельные гражда­не, действующие в рамках гражданской инициативы. [9, с. 235]

В любом обществе большинство людей способны самостоя­тельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благо­приятной обстановки для трудовой и предпринимательской де­ятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содей­ствии процессу формирования рациональной структуры дохо­дов и совершенствования отношений занятости. Это предпола­гает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации ра­ботников к высокоэффективному труду, учет доли каждого ра­ботающего в созданном продукте.

Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объектив­ных причин не имеющие возможности удовлетворять свои по­требности путем приложения собственных усилий (дети, инва­лиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспре­деление доходов, развитие системы социальной защиты и со­циальных гарантий как для населения в целом, так и для каж­дой из его социальных групп. Упор при этом делается на вы­плату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, без­работным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.

Взаимодействие указанных функций предполагает необхо­димость постоянного поддержания их баланса. Ослабление сти­мулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспече­ния социальной политики, уменьшению возможностей для фи­нансирования социальных программ. Нарушение стабилизиру­ющей функции обусловливает неоправданное нарастание соци­альных дифференциации и напряженности в обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

• микроуровень — социальная политика фирмы (корпора­ции) в отношении ее работников;

• макроуровень — региональная и государственная социаль­ная политика в отношении регионов;

• интеруровень — межгосударственная социальная поли­тика, связанная с решением глобальных экономических проб­лем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.

С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфра­структурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приори­теты социального развития и способы их достижения по отно­шению ко всему обществу; утверждаются нормативно-право­вые акты, регулирующие общие принципы социальной полити­ки в стране; устанавливаются минимальные социальные гаран­тии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипен­дий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем насе­ления. Именно на данном уровне легче оценить реальные пот­ребности и возможности человека, проверить степень эффек­тивности оказываемых социальных услуг. Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и обще­государственных социальных программ.

Социальная политика базируется на ряде принципов — ос­новных исходных положений, на которых строится деятель­ность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.

Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны — это вознаграждение за лич­ный труд и успех, или распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). С другой стороны — обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравни­тельный тип справедливости (обоснованное равенство).

Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием про­грессивного формирования общества, стимулом для формиро­вания личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффек­тивности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятель­ность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и нера­венства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа спра­ведливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стар­товых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и ра­ботоспособные члены общества должны иметь возможность по­лучать за свой труд больший объем благ и услуг.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан при­лагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обес­печить удовлетворение своих потребностей. Государство долж­но оказывать помощь своим гражданам только в крайнем слу­чае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип соли­дарности предполагает, что общество должно решать возника­ющие проблемы как единая система, внутри которой посред­ством механизма налогов и трансфертов осуществляется пере­распределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспе­ченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Реализация принципа социальной компенсации обеспечива­ет правовую и социальную защищенность граждан, которая вы­ражается в получении ими льгот и социальном обслуживании.

Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума соци­альных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку лич­ности к самостоятельной жизни.

Осуществление социальной политики также основано на ре­ализации принципа всеобщности, предполагающего, что со­циальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним. [9, с. 237]

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необ­ходимо обеспечить условия для развития общественного про­изводства, в процессе которого создаются ресурсы, способствую­щие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресур­сная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них — человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих все­стороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества.

Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.

Бисмарковский тип социальной политики в большей сте­пени реализует распределительный тип социальной справедли­вости, так как в нем делается упор на жесткую связь социаль­ных выплат с длительностью и результативностью профессио­нальной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получа­ют помощь по муниципальной линии.

Бевериджский тип социальной политики основан на прин­ципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социаль­ных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифферен­циация населения по уровню жизни, поскольку здесь реализо­ван уравнительный принцип социальной справедливости, или обоснованное равенство.

Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение типов социальной политики с целью выделения ос­новополагающих характеристик социального государства.

Социальное государство — качественно новая ступень в развитии конституционного демократического государства, обусловленная вы­соким уровнем развития экономики и активной социальной политикой государства в интересах широких слоев населения. Идея построения социаль­ного государства возникла в древности, а практика социальной государствен­ности имела место еще в Древнем Риме, где народу обещалось бесплатное предоставление «хлеба и зрелищ». Религиозные заповеди и идеи Просвеще­ния также стимулировали развитие идей социальной государственности. Са­мо понятие «социальное государство» должно способствовать экономическо­му и общественному прогрессу всех граждан, поскольку в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого.

В своей деятельности социальное государство опирается на ряд осново­полагающих принципов:

• экономическая свобода человека и признание прав предпринимателей и их объединений, наемных работников и их профсоюзов на тарифную автоно­мию на основе социального партнерства;

• внедрение государства в «игру рыночных сил» и создание благоприят­ных условий для обеспечения благоденствия своих граждан на основе регули­рующей роли рынка;

• социальная справедливость и социальная солидарность общества;

• участие работников в управлении производством и распределении до­ходов, в общественной и государственной жизни.

Общие характеристики цепей, задач и функций социального государства определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом: Всеоб­щей Декларации прав человека (ООН (1948 г.) конвенции и рекомендации МОТ, декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском соци­альном саммите (1995 г.), и др.

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных на­правлений: политика доходов населения; политика в сфере тру­да и трудовых отношений; социальная поддержка и защита не­трудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; разви­тие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социаль­ная защита отдельных групп населения; экологическая, демо­графическая и миграционная политика. Все направления свя­заны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.

 

 

Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики

На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедно­сти; осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан; создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекват­ную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой дея­тельности; улучшение медицинского обслуживания граждан; обеспечение эффективной занятости. При этом по отношению к большей части населения стоят задачи, с одной стороны, достижения соответствия материальной обес­печенности людей приемлемому прожиточному стандарту; с другой - спо­собствования активной жизненной позиции людей путем создания условий для более полной реализации их стремления к самоутверждению и достиже­нию большего материального достатка. [6, с. 256]

Таким образом, социальная политика решает проблему сочетания тре­бований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достиже­ния. Вопросы экономической эффективности во многом могут быть решены путем формирования и использования рыночных принципов и рычагов. Од­нако социальная сфера в силу ее особой значимости не может быть полно­стью подчинена требованиям рынка и его механизмов. В социальной сфере воспроизводится главный потенциал страны - квалификация, здоровье и луховный настрой ее населения. Поэтому она является сложным объектом госу­дарственного регулирования. Основная проблема здесь состоит в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, кото­рые не могут без нее выжить, и при этом поддержать те направления, без кото­рых невозможно будущее развитие любого государства - образование, науку, культуру, доступную медицинскую помощь, информационное обеспечение.

Безусловно, в условиях ограниченных возможностей бюджета на ре­шение всех этих проблем государственных средств не хватает. В связи с этим весьма актуальной является проблема финансового обеспечения социальной сферы. Без такого обеспечения социальная политика останется нереализо­ванной. У этой проблемы есть два аспекта: необходимость увеличения госу­дарственных ассигнований и такая же настоятельная необходимость более рационального их использования. Это обусловлено тем, что социальная сфе­ра, с одной стороны, выступает важным фактором развития экономики, а с другой - чем больше расходы на социальные нужды, тем сложнее обеспе­чить экономический рост.

Эффективная социальная политика в современных условиях предполагает создание принципиально новых механизмов функционирования социально-трудовых отношений: перераспределение доходов населения; сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей; реструктуризацию рынка труда; проведение реформы оплаты труда; создание благоприятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества.

В зависимости от целей социальных преобразований, объема расходов государства на социальные нужды, методов управления социальной сферой можно выделить несколько типов моделей социальной политики. В их осно­ве лежат различные подходы к обеспечению перераспределительных процес­сов и роли государства в социальном развитии.

Наиболее известная попытка классификации социальной политики свя­зана с именем английского исследователя Р. Титмуса, которым выделено три модели.

В основе первой модели лежит положение о преобладающем значении двух «естественных» каналов, через которые удовлетворяются потребности индивида. К ним относятся частный рынок и семья. И только в том случае, если эти институты перестают выполнять свои социальные функции адекват­ным образом, в действие вступают государственные институты и то лишь на временной основе - пока «естественные» каналы не станут действовать эф­фективно. В такой модели основной акцент социальной политики делается на благотворительность, общественное вспомоществование, а социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждаю­щимся».

В качестве целевого принципа во второй модели присутствует пере­распределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным. Особенность данной модели заключается в том, что во главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилак­тики случаев утраты индивидом социальной стабильности. Это активный и конструктивный тип социальной политики. Объектом социальной политики в этой модели выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная за­щита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта.

Объектом третьей модели выступает занятая на производстве часть трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются в этой модели главным образом через страхование работников. Утрата зара­ботка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает утраченный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государствен­ные (бюджетные и внебюджетные) фонды. Эта модель имеет более широкий диапазон социальной политики, чем первая, но в отличие от второй модели является преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на профилакти­ку социальных болезней.

Классификацией социальной политики занимались многие исследова­тели. Среди них в частности, шведский ученый Г. Эспинг-Андсрсен.

Основу классификации этого исследователя составляют концептуаль­ные подходы к роли государства в социальной сфере. Так, например, Эспинг выделяет три «чистых» типа государства благосостояния, осуществляющих различную социальную политику.

Первый - либеральный. При таком типе государства доминирующее зна­чение придается логике рынка. Выплачиваемые пособия очень незначительны по своим размерам, поскольку их предоставление в соответствии с осуществ­ляемой социальной политикой не должно подавлять «склонность» к труду.

Второй - консервативно-корпоратистский. При этом типе государства система благосостояния играет важную роль в обеспечении социальных га­рантий. Частичное страхование и предоставление социальных услуг являют­ся «минимальными», поэтому перераспределительный эффект государства незначителен, а социальные права основаны на существующих социальных и статусных различиях.

Третий тип - социал-демократический. Он характеризуется отрицанием рынка в социальной сфере. Государство выступает важным инструментом реализации социальных прав граждан, оно рассматривается как наиболее эффективное орудие «создания равенства по наивысшим стандартам, а не ра­венства по минимальным потребностям». [6, с. 258]

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики ока­зывают материальные основы общественной жизни. Так, например, разные страны имеют различную демографическую структуру населения, которая определяет коэффициент нагрузки. При этом нагрузка на трудоспособное на­селение может увеличиваться как со стороны детей, так и со стороны пожи­лых людей. За счет этих факторов расходы на социальные программы будут иметь разную структуру. Существенное влияние на социальные программы оказывает экономическая и политическая обстановка (например, войны, бло­кады, эмбарго). Для формирования социальной политики нужно ясно пред­ставлять как социальную стратификацию общества, так и цели социально-экономических преобразований.

Наряду с этим большое значение имеет и характеристика субъектного фактора. Поскольку поведение людей, обладающих определенными интере­сами, возможностями, социальной активностью, мобильностью, типом куль­туры, формирует социальную сферу, поэтому для социального управления, выбора модели социальной политики необходимо иметь четкое представле­ние о стимулах, предпочтениях, особенностях различных социальных групп, традициях населения страны.

Социальная политика государства представляет собой управление общественным выбором с целью сбалансирования противоречивых интере­сов представителей различных социальных групп, недопущения социальных конфликтов, достижения согласия в обществе.

 

 



2019-12-29 402 Обсуждений (0)
Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)