Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная политика Российской Федерации



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Социальная политика Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Обеспечение успешного и устойчивого развития любой страны или региона, а также степень их конкурентоспособности во многом определяются количеством и ка­чеством человеческих ресурсов. В выгодном положении оказываются те территории, ко­торые поступательно двигаются по пути их наращивания и эффективного использова­ния, заботятся о развитии национального трудового потенциала. [16, с. 35]

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде­рации на период до 2020 г. в качестве страте­гической цели развития обозначается достижение уровня экономического и соци­ального развития, соответствующего стату­су России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобаль­ной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопас­ность и реализацию конституционных прав граждан. Выход России на стандарты бла­госостояния, соответствующие развитым странам мира (среднедушевой валовой внутренний продукт (ВВП) - 20-30 тыс. долл. США) представляется возможным в случае поддержания среднегодовых тем­пов экономического роста в диапазоне 5-7% на протяжении всего рассматриваемого пе­риода.

В принципе, для страны с ВВП по парите­ту покупательной способности в пределах 10-15 тыс. долл. в год на душу населения под­держание устойчивых ежегодных темпов роста на уровне 5—7% — вполне достижимая задача. Такие темпы роста в течение дли­тельных периодов демонстрировали многие страны Азии, государства Балтии, Чили. Но в мировой истории нет ни одного примера страны, которая свыше 15 лет подряд имела бы темпы роста в таком диапазоне при столь существенном ежегодном снижении числен­ности населения.

Нынешние параметры воспроизводства народонаселения откровенно негативны. На­чавшаяся в 90-е гг. минувшего столетия ес­тественная убыль населения приобрела ус­тойчивый и долговременный характер. К 2015г. число россиян может сократиться с нынешних 142 млн. до 136 млн. человек, а к 2025г. - до 125 млн. человек.

Стабилизация численности населения страны и создание условий для ее роста, уве­личение численности трудовых ресурсов, как это следует из утвержденной указом Президента Российской Федерации Концеп­ции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, является важней­шей целью государства на современном эта­пе.

В этих условиях актуализируется реше­ние таких первостепенных задач, как:

■ стимулирование рождаемости и сни­жение смертности;

■ оптимизация миграционных потоков;

■ наиболее полное использование каче­ственных резервов рабочей силы;

■ ускоренное наращивание производи­тельности труда;

■ трудовая адаптация населения пенси­онного возраста.

Одновременно возникает необходимость повышения эффективности механизмов обеспечения всем гражданам равных воз­можностей в реализации права на добро­вольный труд и свободный выбор занятости, создания условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека, поддержки трудовой и предпринимательс­кой инициативы граждан, поощрения рабо­тодателей, создающих дополнительные ра­бочие места, а также механизмы социальной защиты.

В настоящее время разработаны и приня­ты стратегические документы, затрагиваю­щие в той или иной мере вопросы социаль­ного развития в долгосрочной и среднесроч­ной перспективе.

В августе 2008г. Правительством была одобрена Концепция действий на рынке тру­да на 2008-2010 годы. Указом Президента ут­верждена Концепция демографической поли­тики Российской Федерации до 2025 года.

Кроме того, в принятых Концепции дол­госрочного социально-экономического раз­вития Российской Федерации до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года вопросы социального развития за­нимают базовое место, пронизывая практи­чески все их ключевые разделы.

Несмотря на очевидные трудности, пла­нируется сохранить и развить приоритетные национальные проекты, в том числе «Об­разование» и «Здравоохранение».

Разработка и принятие дополнительной программы в этой области вряд ли необхо­димы. Вместе с тем представляется важным в условиях мирового финансового кризиса выработать конкретные рекомендации от­ветственным исполнителям по реализации намеченных стратегических задач в этой сфере.

Основным ресурсом развития материаль­ной базы социального сектора были и оста­ются бюджетные расходы государства. В 2009 г. общий объем расходов федераль­ного бюджета превысит 9 трлн. руб. В том числе свыше 1 трлн. руб. — это средства, ко­торые предполагается направить на финан­сирование приоритетных направлений важ­нейших социальных обязательств — индек­сацию заработных плат, пенсий, пособий. [15, с. 43]

В 2009г. будет выполнена задача по повы­шению социальной пенсии до уровня прожи­точного минимума пенсионера. Кроме того, Председателем Правительства РФ В.В. Пу­тиным поставлена задача ее индексации к 1 декабря 2009г. на уровень инфляции. Средний размер назначенных пенсий составил в августе 2009г. 5410 российских рублей, что на 14,6% больше уровня пенсий за август 2008г., а реальный размер пенсий за этот же период был увеличен на 2,1% по сравнению с августом 2008г. Средний размер трудовой пенсии увеличит­ся, а в 2010г. он вырастет более чем в полто­ра раза по сравнению с 2008г. Будет завер­шено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели в федеральном бюджете 2009г. предусмотрено 18,9 млрд. руб.

Кроме того, 114 млрд. руб. выделяется на реформу оплаты труда федеральных бюд­жетников с увеличением фонда оплаты их тру­да на 30%. Расходы на образование в 2009г. будут увеличены на 26% и достигнут 423 млрд. руб., на здравоохранение - на 35% и достиг­нут 485 млрд. руб.

С 1 января 2009г. минимальный размер оплаты труда увеличен до 4330 руб. Эта мера в первую очередь позволила повысить дохо­ды наименее обеспеченных работников и значительно снизить численность бедного населения среди работающих. Значитель­ное повышение минимального размера оп­латы труда будет способствовать не только повышению средней заработной платы, но и росту фонда оплаты труда и соответству­ющих отчислений во внебюджетные фонды более быстрыми темпами. [12]

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника составила в августе 2009г. 18306 российских рублей и увеличилась по сравнению с августом 2008г. на 8,4%, а реальная заработная плата уменьшилась на 2,6%.

Следует подчеркнуть, что государство гарантирует исполнение всех социальных расходов в полном объеме с учетом их ин­дексаций, несмотря на мировой финансово-экономический кризис.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 6,8%, в январе-августе 2009г. - на 0,7%.

Численность экономически активного населения в августе 2009г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости 76,5 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 70,5 млн. человек, или 92,1% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,0 млн. человек (7,9%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн. человек. [14]

Необходимо на уровне субъекта Российс­кой Федерации проработать комплекс мер, направленных на оздоровление реального сектора экономики и стабилизацию ситуации на рынке труда.

В преддверии возможных осложнений на рынке труда эффективным сектором созда­ния новых рабочих мест может выступить малый бизнес. Он обеспечит трудоустрой­ство граждан, оставшихся не у дел после за­крытия предприятий или сокращения пер­сонала. Соответствующие полномочия по стимулированию развития малого бизне­са субъектам Российской Федерации пре­доставлены. В рамках упрощенной системы налогообложения они могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пре­делах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом следует иметь в виду, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходи­мо взвешенно подходить к предоставленной возможности, поскольку ее реализация вы­зовет выпадающие доходы территориаль­ных бюджетов. [16, с. 36]

 

Решение органов государственной власти о повышении пособия по безработице до 4900 руб., безусловно, является необходимой мерой социальной поддержки. Вместе с тем в целях эффективной ее реализации необхо­димо принять меры по повышению качества администрирования выделяемых на эти цели средств в части предупреждения коррупци­онной составляющей.

Кроме того, вследствие недостатка в бюд­жетах большинства субъектов Федерации и муниципальных образований финансовых средств, необходимых для финансирования расходов на реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации, таких как право на медицинскую помощь, право на получение бесплатного образования, право на жилище, уровни финансирования указанных расходов в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях значительно отличаются и за­висят от уровня бюджетной обеспеченнос­ти конкретного субъекта Российской Феде­рации или муниципального образования.

В целях обеспечения равных для всех граждан Российской Федерации прав неза­висимо от места их проживания необходимо рассмотреть возможность установления определенного минимального уровня фи­нансового обеспечения расходных обяза­тельств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в социаль­ной сфере, что является залогом укрепле­ния федеративного устройства Российской Федерации.

Необходим также тщательный анализ темпов роста тарифов на услуги естествен­ных монополий. Согласно ранее утвержден­ному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 гг., прирост уровня оплаты услуг на трехлетний период предусматривался в среднем на 25%.[16, с. 37]

В настоящее время одной из приоритет­ных задач является обеспечение более гиб­кой, в зависимости от экономической ситуа­ции, индексации тарифов. В результате при­нятия оперативных решений в области та­рифной политики в 2009 г. ожидается, что:

— среднегодовой рост тарифов на желез­нодорожные перевозки не превысит 12,4% (ранее планировалось 18,7%);

— среднегодовой рост тарифов на газ со­ставить 16,3% (ранее планировалось 25%);

— тарифы на теплоснабжение будут уве­личены на 18% (ранее планировалось 22%).

Кроме того, рассматривается законопро­ект, восстанавливающий право федерально­го центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ.

Действительно, стоимость материалов, ко­торые должны закупать монополии для осу­ществления своих инвестиционных про­грамм, в связи с происходящими в экономике событиями падает. Следовательно, должно быть как минимум соразмерное уменьшение стоимости услуг, предоставляемых в сфере ЖКХ.

Единый социальный налог (EGH), ставка которого составляет сегодня 26%, с 1 января 2010г. превратится в страховые взносы. Они в общей сумме составят 34%. Новая система распространится на все отрасли, однако на­логовая нагрузка распределится неравно­мерно — по определению она в наибольшей степени затронет те предприятия и органи­зации, в которых большая доля затрат па­дает на оплату труда. Поэтому в целях сни­жения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий представляется целесо­образным внести изменения в налоговое за­конодательство в части переноса сроков пе­ревода ЕСН в страховые взносы и отсрочки повышения ставки страховых взносов в со­циальные фонды до 2013г.

Вышеуказанные меры могли бы дополнить комплекс мероприятий по обеспечению ком­фортной среды обитания, созданию равных возможностей для граждан Российской Фе­дерации независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономи­ческих прав и удовлетворении потребностей.

 




2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Социальная политика Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная политика Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)