Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная политика Республики Беларусь



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Социальная политика Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. [10]

В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

К базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

На социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование (35% от фонда оплаты труда для нанимателей и 1% от индивидуальной заработной платы работающих граждан).

В январе-июле 2009 г. объем денежных доходов населения составил 49,1 трлн. рублей и по сравнению с январем-июлем 2008 г. увеличился на 18,4% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,4%. В результате как реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен), так и реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов) увеличились на 3,5%.[11]

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-июле 2009 г. составили 725,7 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с январем-июлем 2008 г. в реальном выражении на 3,7%.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-июле 2009 г. составил 76,2%.

Структура денежных доходов населения Республики Беларусь за январь-июль 2009 и 2008 годов представлена на рисунке 1:

Рисунок 1 – Структура денежных доходов населения

                     Примечание - Источник: [11]

 

Денежные расходы и сбережения населения в январе-июле 2009 г. составили 49,9 трлн. рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 38,7 трлн. рублей (77,5% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на оплату налогов, взносов и других платежей - 9,8 трлн. рублей (19,7%), на сбережения - 3,4 трлн. рублей (6,8%).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-июле 2009 г. составила 968.6 тыс. рублей, в том числе в июле - 1035,2 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июнем 2009 г. на 2%, или на 20,4 тыс. рублей.

Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских иен на товары и услуги) в июле 2009 г. по сравнению с июлем 2008 г. уменьшилась на 0,9%, в июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009 г. - увеличилась на 1,6%.

В бюджетных организациях номинальная начисленная средняя заработная плата в июле 2009 г. составила 811,8 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с июнем 2009 г. на 1,1%, реальная начисленная заработная плата за аналогичный период уменьшилась па 1,5%.

В августе 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 392,6 тыс. рублей (114% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 409,7 тыс. рублей, по инвалидности - 363,3 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 247,2 тыс. рублей, социальной пенсии - 185,7 тыс. рублей.

Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в августе 2009 г. по сравнению с августом 2008 г. уменьшился на 10,4%, по сравнению с июлем 2009 г. увеличился на 0,6%.

Объем валового внутреннего продукта в январе-августе 2009 г. составил в текущих ценах 86 трлн. рублей и снизился по сравнению с январем-августом 2008 г. в сопоставимых ценах на 0,5%. Прогнозом на 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%.

Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 27%, сельского хозяйства - 6,8%, строительства - 11,1%, транспорта и связи -8,7%, торговли и общественного питания-9,9%.

В январе-июле 2009 г. в экономике республики было занято 4582,5 тыс. человек, что на 0,01% больше, чем в январе-июле 2008 г. В общей численности занятого в экономике населения 3535 тыс. человек, или 77,1%, составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринима­тельства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 138,1 тыс. человек. [11]

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2009 г. составила 44,6 тыс. человек, что на 5,4% больше, чем в августе 2008 г. и на 4,8% больше, чем в июле 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1% от экономически активного населения (на конец августа 2008 г. - 0,9%).

В январе-августе 2009 г. на учет было поставлено 223.1 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 141,4 тыс. человек, или 63,4% от числа обратившихся. Трудоустроено за январь-август текущего года 132,9 тыс. человек, в том числе 84,5 тыс. безработных, или 63,6% от числа всех трудоустроенных.

Средний размер пособия на одного безработного в августе 2009 г. составил 47,4 тыс. рублей, или 18,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Повышение уровня жизни народа является генеральным курсом социально-эко­номического развития страны. Исходя из преемственности целевых ориентиров в прогнозируемом периоде и с учетом ожидаемых воздействий внешних и внут­ренних факторов на экономический рост стратегической целью устойчивого раз­вития Республики Беларусь выступает динамичное приближение благосостоя­ния белорусского народа к уровню экономически развитых европейских государств на основе инновационно-структурного, технологического обновления нацио­нальной экономики при сохранении окружающей природной среды для будущих поколений. Эта цель учитывает новые качественные характеристики триады ус­тойчивого развития «человек-экономика-природа», в которой: человек выступает носителем новых знаний, генератором новых идей, воплощающим их в иннова­ции: экономика индустриального типа трансформируется в экономику знаний, ба­зирующуюся на новейших информационных технологиях, технологических укла­дах V и VI поколений; сохранение окружающей природной среды рассматривается как средство выживания современных и будущих цивилизаций. [17, с. 9]

Достижению этой цели должно предшествовать решение следующих задач:

• в области социально-политической - создание государства «для народа», что предусматривает взаимодействие государственных органов управления с обществом и бизнесом на принципах открытости, партнерства и ответственности в правовом, социально-экономическом и политическом пространстве, определяемом Конституцией Республики Беларусь, и в со­ответствии с международными правовыми нормами и обязательствами;

• в области экономики - построение высокоэффективной, социально ори­ентированной экономики нового типа - экономики знаний с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, пре­имущественно V и VI технологических укладов, действенными механиз­мами государственного и рыночного регулирования, социальной заши­той уязвимых слоев населения;

Главные пути достижения цели - переход на инновационное развитие на­циональной экономики, модернизация ее на базе современных технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности при максимальном исполь­зовании имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Основные принципы реализации - взаимосвязанное, согласованное развитие социальной и экономической сфер деятельности, обеспечение качественных характеристик экономического роста, максимально эффективное использование всех видов ресурсов, снижение энергоемкости ВВП и материа­лоемкости производства, концентрация ресурсов на приоритетных направле­ниях устойчивого развития.

Этапы развития: первый, до 2015г., предусматривает реализацию перво­очередных задач, второй, 2016-2025гг. - решение крупномасштабных проблем построения инновационной экономики, создание благоприятных условий жиз­недеятельности населения.

Важнейшей целью первого этапа является построение национальной инно­вационной системы - мощного научно-технологического комплекса и создание на его основе необходимых условий для повышения уровня конкурентоспособ­ности национальной экономики и роста благосостояния народа. Основные задачи этапа:

• развитие фундаментальных и прикладных исследований по прорывным направлениям научно-технического прогресса отечественной науки;

• структурная перестройка экономики в направлении ускоренного разви-тия наукоемких, ресурсосберегающих, с высокой добавленной стоимос­тью отраслей и производств, прогрессивных видов услуг,

• финансовое оздоровление организаций на основе их реструктуризации;

• улучшение условий развития предпринимательской деятельности и со­здание эффективной рыночной инфраструктуры;

•_государственная поддержка важнейших инновационно-инвестиционных проектов, создание механизмов обеспечения инновационной активности организаций;

Совершенствование правового и финансово-экономического механизма инновационного развития экономики и социальной сферы. Главные приоритеты социально-экономического развития:

· создание экономических и социальных условий для формирования высокообразованного творческого человека, восприимчивого к инновациям;

· активизация научно-технической деятельности в области разработки энерго- и ресурсосберегающих технологий производства конкурентоспособной продукции, создания новых материалов и новых источников энергии, медицины и фармакологии, внедрения информационных, телекоммуникационных и биотехнологий, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, рационального использования природных ресурсов;

· ускорение модернизации производства и социальной сферы, увеличение выпуска товаров и услуг на основе инноваций;

· ускорение модернизации производства и социальной сферы, увеличение выпуска товаров и услуг на основе инноваций;

· наращивание экспортного потенциала, повышение конкурентоспособности страны, рационализация импортозамещения;

· возрождение и развитие села, малых и средних городских поселений.

Формирование многоукладной социально ориентированной экономики зна­ний - наукоемкой, ресурсосберегающей и экологобезопасной, конкурентоспо­собной на мировом рынке, обеспечивающей устойчивое социально-экономи­ческое развитие страны и динамичное приближение белорусского народа по уровню жизни к передовым европейским государствам - главная цель развития Беларуси в 2016-2025 гг.

Основные задачи второго этапа:

• либерализация экономических отношений во всех сферах деятельности, обеспечение эффективного функционирования внутреннего и внешних рынков товаров и услуг, инноваций, труда и капитала, сохранение регу­лирующих функций государства лишь в жизненно важных сферах (обо­рона, естественные монополии, экология, правовое обеспечение):

• улучшение качества народонаселения, переход к здоровому образу жизни;

• обеспечение научного и технологического лидерства отечественной на­уки по прорывным направлениям НТП;

• переход национальной экономики на качественно новые технологичес­кие уклады, новейшие информационные и телекоммуникационные, ре­сурсосберегающие и экологозащитные технологии, обеспечивающие ка­чественные характеристики экономического роста;

• создание мощного конкурентоспособного на мировом рынке экспорт­ного потенциала страны с высоким уровнем высокотехнологичной про­дукции;

• эффективное развитие всех форм международного сотрудничества со все­ми странами и региональными группировками в интересах Республики

Беларусь;

• законодательно-нормативное обеспечение инновационного развития на­циональной экономики:

• обеспечение финансово-экономической, энергетической, продовольствен­ной, демографической и экологической безопасности страны.

Приоритеты социально-экономического развития:

• всестороннее гармоничное развитие человека, создание соответствующих условий для реализации его творческого потенциала;

• рациональная специализация Беларуси в системе международного разде­ления труда, комплексное социально-экономическое развитие регионов на основе эффективного использования потенциальных конкурентных пре­имуществ с учетом сохранения окружающей природной среды;

• оптимизация структур производства и потребления в целях устойчивого развития экономики;

• создание эффективной системы управления национальной экономикой на основе корпоративных структур и конкурентоспособных национальных кластеров.

формирование гражданского общества, эффективных демократических ин­ститутов в целях построения государства «для народа», базирующихся на принципах демократии, соблюдении прав и свобод граждан в рамках законодательства Республики Беларусь;

Выполнение упомянутых выше целей и задач связано с обеспечением в 2011 - 2025 гг. важнейших целевых ориентиров: [17, с. 12]

• рост ВВП - в 2,7-3 раза;

• повышение реальных денежных доходов - в 2.8-3 раза;

• рост инвестиций в основной капитал - в 2,3-2,5, продукции промыш­ленности - в 2,4-2,6, сельского хозяйства - в 1,9- 2 раза:

• наукоемкость ВВП - 2-3%;

• снижение энергоемкости ВВП - на 47 55%;

• рост производительности труда в 3,2 раза;

• ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования -

9—10 млн. м2 ежегодно.

Главкой целью социальной политики в долгосрочной перспективе явля­ется последовательное повышение уровня и качества жизни населения, со­здание условий для расширенного воспроизводства качественно нового че­ловеческого потенциала. Без образованного, здорового, высококультурного и трудолюбивого человека невозможно инновационное развитие экономики и формирование сильного государства. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики должны стаи/.

• стабилизация численности населения и создание условий для его роста, совершенствование адресной системы поддержки социально уязвимых слоев населения, сокращение уровня бедности, развитие социального об­служивания:

• повышение реальных денежных доходов и оплаты труда, обеспечение на­селения доступным и качественным жильем, создание комфортом среды для человека в городской и сельской местности;

• повышение интеллектуального потенциала страны на основе совер­шенствования национальной системы образования, отвечающей при­оритетам устойчивого социально-экономического развития и способ­ной активно влиять на рост конкурентоспособности национальной эко­номики:

• совершенствование структуры подготовки кадров посредством открытия новых специальностей и специализаций, отвечающих мировым стандар­там и требованиям новой экономики, развития непрерывного образова­ния, подготовки и переподготовки кадров:

• качественное улучшение здоровья населения путем обеспечения здоро­вого образа жизни, проведения структурной перестройки системы здра­воохранения, профилактики социально опасных болезней, охраны мате­ринства и детства:

• обеспечение сбалансированного роста доходов населения с уровне» про­изводительности труда и качеством рабочей силы:

• создание экономических условий для сохранения и умножения культур­ных и духовных ценностей белорусского народа;

• создание условий для обеспечения защиты прав человека, предоставле­ние всем гражданам возможности участия в политической и обществен­ной жизни страны.

К основным направлениям социальной защиты населения на долгосрочную перспективу необходимо отнести формирование новой модели пенсионной си­стемы обеспечения, дифференциацию социальной поддержки различных групп населения, усиление принципа адресности, развитие социального обслужива­ния, совершенствование государственных социальных стандартов и другие меры.

Реализация этих направлений и мер обеспечит улучшение условий жизни людей и качество социальной среды, создаст благоприятные условия для разви­тия способностей каждого человека и роста конкурентоспособности всех сек­торов экономики и страны в целом.


Заключение

Таким образом, социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с по­вышением общественного благосостояния, улучшением каче­ства жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Социальная политика базируется на ряде принципов — ос­новных исходных положений, на которых строится деятель­ность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.

Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.

социальная политика решает проблему сочетания тре­бований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достиже­ния.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики ока­зывают материальные основы общественной жизни.

Социальная политика государства представляет собой управление общественным выбором с целью сбалансирования противоречивых интере­сов представителей различных социальных групп, недопущения социальных конфликтов, достижения согласия в обществе.

Под социальной защитой понимается зашита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с ут­ратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспече­ния средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и ролы, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.

В большинстве стран соци­альная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются:

1. Программы социального страхования.

2. Программы государственной помощи.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде­рации на период до 2020 г. в качестве страте­гической цели развития обозначается достижение уровня экономического и соци­ального развития, соответствующего стату­су России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобаль­ной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопас­ность и реализацию конституционных прав граждан.

В настоящее время разработаны и приня­ты стратегические документы, затрагиваю­щие в той или иной мере вопросы социаль­ного развития в долгосрочной и среднесроч­ной перспективе.

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности.

Главные пути достижения цели - переход на инновационное развитие на­циональной экономики, модернизация ее на базе современных технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности при максимальном исполь­зовании имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ страны.

К основным направлениям социальной защиты населения на долгосрочную перспективу необходимо отнести формирование новой модели пенсионной си­стемы обеспечения, дифференциацию социальной поддержки различных групп населения, усиление принципа адресности, развитие социального обслужива­ния, совершенствование государственных социальных стандартов и другие меры.

Реализация этих направлений и мер обеспечит улучшение условий жизни людей и качество социальной среды, создаст благоприятные условия для разви­тия способностей каждого человека и роста конкурентоспособности всех сек­торов экономики и страны в целом.

 

 




2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Социальная политика Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная политика Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)