Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическая ситуация в сфере образования



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Социально-экономическая ситуация в сфере образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Современное состояние образование обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности.

Бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на утвержденной сметы 9т.е. исключительно в соответствии с планом). Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам сферы образования – заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки. В результате недостаточно финансируются статьи расходов, связанных с обеспечением собственно образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных учреждений и их развитием.

При дефиците бюджетного финансирования естественным образом возрастает роль привлечения средств из внебюджетных источников. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования своей деятельности в форме доходов от самостоятельно осуществляемой деятельности. Законодательство в области образования предоставило им возможность осуществлять практически все виды такой деятельности, за исключением запрещенных. За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные образовательные услуги, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом.

В данной работе предлагается рассмотрение системы управления и финансирования дошкольным образовательным учреждением, а также разработка бизнес-плана по организации платных занятий лечебной физической культурой.

Цель работы – изучение основ экономики и управления дошкольным образовательным учреждением на примере ДОУ № 293 Ленинского района г. Новосибирска.

Для реализации поставленной цели в дипломной работе предлагается решить ряд взаимосвязанных задач:

- изучить теоретические основы финансового механизма образовательных учреждений;

- провести оценку структуру образования в Ленинском районе г. Новосибирска;

- выявить источники финансирования муниципального дошкольного образовательного учреждения, их структура (на примере МДОУ № 293);

- разработать бизнес-план создания группы для занятий лечебной физкультурой в МДОУ № 293;

- осуществить методическую разработку занятий по изучению экономических основ в МДОУ № 293.

Объектом исследования в данной дипломной работе является система управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Теоретическими основами исследования являются фундаментальные идеи единства теории управления социальными и образовательными процессами (В.С. Пикельная, М.М.Поташник, В.П.Симонов, Т.И. Шамова и др.).


Теоретические основы финансового механизма образовательных учреждений

 

Социально-экономическая ситуация в сфере образования

 

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников [11, c. 4].

Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 10.01.2003 г.) и руководствуются Положениями об определенном типе образовательных учреждений, утвержденные соответствующими органами исполнительной власти [5].

Россия имеет развитую сеть образовательных организаций (табл. 1 и 2). Несмотря на бурное развитие в последнее десятилетие негосударственных образовательных организаций, прежде всего в сфере профессионального образования, основу системы образования по-прежнему составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные (детские ясли, детские сады, семейные детсады, школы - детсады, детские сады – интернаты, детские дома);

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) – для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс [41, c. 13].

 

Таблица 1 – Основные показатели развития сферы образования в РФ [43]

Виды образовательных учреждений 1995 г 2000 г 2005 г
1 2 3 4
Детские дошкольные учреждения, тыс. 87,9 68,6 51,3
в них детей, млн. 9,0 5,6 4,3
Дневные образовательные школы, тыс. 67,6 68,4 67,0
В них учащихся, тыс. 20328 21521 20074
Негосударственные образовательные школы 525 607 1010
В них учащихся, тыс. 45,8 60,6 121,3
Учреждения начального профессионального образования 4328 4203 3893
В них учащихся, млн. 1,9 1,7 1,7
Средние специальные учебные заведения 2603 2634 2703
В них студентов, тыс. 2270,0 1929,9 2360,8
Государственные высшие учебные заведения 514 569 607
В них студентов, тыс. 2966,1 2655,2 4270,8
Негосударственные высшие учебные заведения - 193 358
В них студентов, тыс. - 135,5 470,6
Число студентов вузов на 10000 населения 190 189 294

 

Отдельные показатели деятельности общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений в 2004-2005 гг представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 - Отдельные показатели деятельности общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений в 2004-2005 гг. [43]

Виды образовательных учреждений 2004 г 2005 г
1 2 3
Государственные дневные общеобразовательные учреждения 66428 66171
В том числе гимназии 1094 1141
лицеи 774 795
В них учащихся, тыс. 20013,3 19363,2
В том числе в гимназиях 896,6 877,4
лицеях 518,7 521,4
Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения 635 662
В них учащихся, тыс. 60,6 65,9
Государственные средние специальные учебные заведения 2589 2621
В них студентов, тыс. 2308,6 2409,9
Прием, тыс. 842,4 850,8
Государственные высшие учебные заведения 607 621
В них студентов, тыс. 4270,8 4797,4
Прием, тыс. 1140,3 1263,4
Негосударственные высшие учебные заведения 358 388
В них студентов, тыс. 470,6 629,5
Прием, тыс. 152,2 198,2

 

Как видно из представленных в табл. 1 и 2 данных, в настоящее время сокращается число государственных учебных, высших и дошкольных образовательных учреждений. В то же время увеличивается число негосударственных учебных заведений, а также увеличивается количество обучающихся в них.

В соответствии с Положениями об определенном типе образовательных учреждений последними разрабатывается устав, регламентирующий их деятельность. Устав принимается высшим органом образовательного учреждения и утверждается органом по управлению образованием.

Как известно, Гражданский Кодекс РФ допускает возможность определения особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений специальными законами и иными правовыми актами (ст. 120 ГК РФ) [4]. Особенности правового положения образовательных учреждений определяются, прежде всего, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 10.01.2003 г.). [5]

Главной особенностью образовательного учреждения является возможность наличия у него нескольких учредителей. В соответствии со ст. 11

Закона «Об образовании», «учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:

- органы государственной власти, органы местного самоуправления;

- отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

- отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

- общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

- граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (от 16.05.95 № 74-ФЗ) изменение состава учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается только в случае включения в него других учредителей из числа представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. В то же время негосударственное образовательное учреждение может изменять состав учредителей без ограничений [8].

Проблема здесь состоит в том, что положения ст. 11 Закона об образовании, допускающие совместное учредительство образовательных учреждений, находятся в противоречии с определением учреждения, приводимом в ст. 120 ГК РФ: «Учреждением признается организация, созданная собственником, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Как видно, речь здесь идет о наличии лишь одного собственника, создающего учреждение.

В соответствии с положениями ГК, определяющими права собственности и их субъектов, наличие нескольких учредителей у учреждения становится возможным лишь в двух случаях: 1) учредителями являются исключительно органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции права собственника на имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 2) учредителями являются исключительно органы местного самоуправления, осуществляющие в рамках своей компетенции права собственника на имущество, находящееся в муниципальной собственности [4].

Во всех остальных случаях учредителем может быть лишь одно юридическое лицо или гражданин. На сегодняшний день эта проблема пока не нашла своего конструктивного решения. Оно, как представляется, может быть выработано путём уточнения законодательства о некоммерческих организациях.

Образовательное учреждение приобретает статус самостоятельного юридического лица после прохождения регистрации в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут осуществлять свою деятельность только после получения лицензии на ведение образовательной деятельности, которая выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта РФ.

Под лицензированием, в соответствии с Временным положением «О лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации», утвержденным Приказом Госкомвуза России от 07.02.94 г. № 108, понимается «процедура, включающая проведение экспертизы, принятия решений, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям (специальностям), уровням профессионального и программам соответствующего дополнительного образования» [10].

В сфере образования применяется также механизм государственной аккредитации образовательных организаций. В соответствии с Временным положением «О государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 30.11.94 г. № 6, «государственная аккредитация – это процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения. По положительным итогам государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации». Государственная аккредитация дает образовательным организациям право на выдачу выпускникам документов государственного образца о полученном образовании. Кроме того, государственная аккредитация учреждений общего образования дает им право на получение бюджетного финансирования.

Система образования в Российской Федерации в соответствии с законодательством представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.

К профессиональным относятся программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования [25, c. 11].

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации [34, c. 79].

Согласно ст. 47 Закона «Об образовании», образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Последний пункт данного списка позволяет образовательным учреждениям заниматься практически любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством.

Понятие предпринимательской деятельности, данное в Законе «Об образовании», не полностью соответствует определению, установленному ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 45 Закона, получение дохода от оказания платных образовательных услуг за вычетом доли учредителя (собственника) при реинвестировании этого дохода в данное образовательное учреждение не относится к предпринимательской деятельности. Согласно же ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании», включается:

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;

- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

- установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

- установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

- самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом.

В Законе о высшем образовании (п. 3 ст. 8) дополнительно к этому определяется, что высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов [6].

Образовательные учреждения вправе:

- создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Порядок регистрации и деятельности образовательных объединений регулируется законом.

- выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества;

- участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью;

- оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

- с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством РФ, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне, не ниже определенного нормативами, действующими на данной территории.

За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.

Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Социально-экономическая ситуация в сфере образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическая ситуация в сфере образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)