Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историография “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века”



2019-12-29 371 Обсуждений (0)
Историография “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Реферат............................................................................................................ 2

Введение.......................................................................................................... 5

1. Историография “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века”............................................................ 11

1.1 Историографический обзор “созидание” политической системы Киевской Руси с первой половины IX по конец X века.......................................................... 11

1.2 Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год.............................................................................. 20

1.3 Исторический обзор "упадка" политической системы Киевской Руси с 1054 года по 30-е годы XII века.................................................................................... 26

2. Институты политического управления Киевской Русью......................... 30

2.1 Генезис и эволюция княжеской власти на Руси..................................... 30

2.2 Генезис и эволюция дружины на Руси................................................... 34

2.3 Генезис и эволюция православной церкви на Руси............................... 39

2.4 Генезис и эволюция веча на Руси........................................................... 41

Заключение.................................................................................................... 46

Литература.................................................................................................... 50

 

 


Реферат

 

Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века, в исторической литературе, характеризуется как процесс изменения, развития и деградации политических отношений и институтов.

В связи с этим целью работы будет анализ процесса развития и предпосылок распада политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века, а предметом будет выступать изучение эволюции взаимодействия основных политических структур: княжеская власть, дружина, церковь, вече; составляющих политическую систему.

“Эволюционный процесс” политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века происходил в период существования византийско-славянской цивилизации, впитавшей в себя политические элементы скандинавской (варяги), восточной (кочевые племена: хазары, печенеги, половцы) общностей и Византийской империи.

В первой половине IХ века существовали такие формы власти как власть старейшины рода, вождя племени, вождя союза племен. Объединение Новгорода и Киева Олегом создало “суперсоюз”, который в годы княжения Святослава (964-972 гг.) оформился в “протогосударство” восточных славян. С 973-980 гг. на Руси существовала слабая княжеская власть (Ярополк Святославович) с доминирующей над ней верхушкой из “княжьих мужей”, выходцев из варяжских племен - Свенельд, Лют, Рогволд. С 980-1015 гг. княжеская власть берет курс на укрепление своих позиций в обществе восточных славян (Владимир I). Но здесь еще была велика роль “старцев” - племенной знати восточных славян, исполнявших судебно-административные функции. Только княжение Ярослава I с 1019-1054 гг. упрочило княжескую власть и христианскую (православную) религию. При этом князе Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ярославичи – Изяслав, Святослав, Всеволод, создав “триумвират”, своей деятельностью вели Русь к раздробленности. С введением в 1097 г. на съезде князей в г. Любече “отчинного” порядка наследования областей на Руси происходит, по сути дела, оформление княжеской конфедерации. Попытку возвышения княжеской власти сделал Владимир Мономах, своего рода “президент” конфедерации. При нем действительно возросло влияние князя Киева, ему удалось прекратить “усобицы”. Дело Мономаха продолжил сын – Мстислав, но после завершения его княжения в 1132 г. территория Киевской Руси раздробилась.

В итоге княжеская власть с первой половины IX по 30-е годы XII века воплощалась в “образе”: 1) объединителя племен; 2) верховного судьи; 3) оборонителя земли от внешних врагов; 4) охранителя материального благосостояния Руси; 5) установителя единой денежной системы; 6) организатора упорядоченной налоговой системы; 7) верховного законодателя.

Оплотом княжеской власти выступал административно-исполнительный аппарат, представленный в княжеской дружине, состоящей из двух звеньев: старшего и младшего.

“Старшие” дружинники являлись: 1) княжескими наместниками в волостях и городах; 2) воеводами у ополчения из ремесленников и смердов; 3) военными разведчиками; 4)миротворцами в княжеских распрях; 5)послами; 6) советниками князей. “Молодые” дружинники могли осуществлять управление княжеским дворцом (“огнищанин”), быть “ключниками”, “конюхами”, “вирниками”, “мытниками”, “тиунами”, профессиональными воинами, телохранителями князей и полицейскими.

Поддерживала княжескую власть и православная церковь.

Церковь также имела свою иерархию: митрополит Киевский, епископы, игумены и игуменьи, священники, монахи и монахини. У церкви были и “церковные люди”, которые либо служили церкви – “церковные певцы”, “свечегасы”, “просвирницы”, “лечецы”, либо нуждались в ее поддержке – “калеки”, “юродивые”, “убогие”, “изгои”. Митрополит Киевский, епископы и игумены своими действиями накладывали “своеобразный отпечаток” для Руси: 1) укрепляли княжескую власть через “проповеди” мирянам; 2) участвовали в нормотворчестве; 3) осуществляли правосудие; 4) участвовали в дипломатических миссиях; 5) выступали в качестве “миротворцев”; 6) защищали дарованные церкви земли; 7)увеличивали социальную группу – “изгоев”, чье положение имело некоторое сходство с крепостными людьми.

Другую позицию занимали боярство и вече.

Боярство нуждалось в князьях лишь для того, чтобы: 1) укрепить свой политический статус; 2) увеличить материальное благосостояние; 3)приобрести земельные владения. Вече же в Киевской Руси являлось органом местного самоуправления, члены которого (купеческо-ремесленная верхушка), преследуя свои интересы, воплощали в “жизнь” нужды боярства, так как компетенция веча не была четкой: 1) решало вопросы об обороне города, и 2) вопросы о престолонаследии.

Таким образом, эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века была “волнообразной”, с доминированием, на некоторое время, то монархического, то аристократического начал власти.

 

 


Введение

 

“Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” является одной из “проблемных” тем в исследованиях политической истории России.

Это, конечно, связано с большими пробелами в изучении данного периода политической истории, выраженными в отсутствии достаточно прочной “источниковой базы”, будь то памятники литературы Древней Руси или же множество концепций ученых-историков которые, в большинстве своем, несут противоречивый характер, не отображая, тем самым, достоверные сведения.

В политологии, “политическая система государства” – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.[1]

Основным же политическим институтом политической системы общества, организующим и контролирующим совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций будет выступать государство. Выделяются три основные функции государства: организационная, управляющая, преследующая общие цели – сохранения и жизнедеятельности, достижения “общего блага”, единства, установления порядка, регулирования взаимоотношений государства и народа, нации, этноса; специфическая функция господства и подавления, и в этом смысле государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами, государством и классами, и не менее специфическая функция государства – создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу государственного аппарата и отношений государства и общества со всеми присущими ему общественными отношениями (социальными, экономическими, политическими, культурными, правовыми).

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля.

Таким образом, государство – это результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Отсюда же политическая система восточнославянского общества с первой половины IX по 30-е годы XII века будет определяться ее классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, политико-правового статуса государства, характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе, исторической традицией уклада политической жизни.

В исторической литературе “эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” характеризуется как процесс изменения, развития и деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства нового типа. Определяет способность системы адаптироваться к изменениям в обществе славян.

“Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” отмечена некоторыми тенденциями: тенденции концентрации и деконцентрации политической власти, ее централизации и децентрализации; борьбу этих тенденций; общий процесс усложнения системы и ее подсистем; формализацию системы, ее юридическое оформление; расширение политического участия, т.е. более полное включение восточных славян в политическую жизнь; более полное сочетание гражданских и политических отношений; реорганизацию отношений власти и народа; формирование в структуре политической системы Киевской Руси массовых процессов.

Прежде чем приступить к исследованию “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” необходимо сформулировать цель работы, которая будет заключаться в следующем: анализ эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века, выявление процесса ее развития и предпосылок ее распада на ряд независимых и самостоятельных княжеств.

Для реализации цели работы выделяем задачи исследования:

1. изучить и сопоставить совокупность научно-исторических трудов, созданных учеными-историками в ту, или иную историческую эпоху, т.е. на том, или ином этапе развития исторической науки по отношению к теме данного исследования;

2. провести анализ источника древнерусской литературы “Повесть временных лет”;

3. выяснить последовательность этапов генезиса “протогосударства” – Киевской Руси;

4. отобразить эволюцию развития институтов политического управления в Киевской Руси: княжеская власть, дружина, православная церковь, вече;

5. сформулировать процесс эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века.

Объектом исследования, таким образом, является политическая система Киевской Руси в период с первой половины IX по 30-е годы XII века.

Предметом будет выступать эволюция различных политических структур: княжеской власти, дружины, православной церкви, веча.

Методологической основой работы выступают некоторые положения как формационного, так и цивилизационного подходов.

Формационный подход был предложен К. Марксом.

Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая с двумя фазами: социализм и коммунизм).[2] Учение об общественно-экономических формациях позволяет исследовать все элементы естественноисторического процесса складывания политической системы в Киевской Руси в ее диалектической взаимосвязи. Однако применение формационного подхода в конкретно-историческом изучении политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века представляет значительную и еще не преодоленную трудность, потому что нет четкого перехода одной формации в другую (первобытнообщинная в рабовладельческую, рабовладельческая в феодальную), а это ведет к затруднениям в изучении эволюции политических институтов государства, исследовать которые мы будем в своей работе.

Здесь на смену формационному подходу приходит цивилизационный подход.

Этот подход[3] включает в себя понятие о локальной цивилизации. Так стали называть большие регионы Земли национального или наднационального уровня, существенно отличающиеся друг от друга по направлению социокультурного развития, идеалам и мировоззрению. Типичной локальной цивилизацией является Россия.

Современные исследователи[4] выделяют следующие группы (классификация цивилизаций), источником которых стал средиземноморский цивилизационно-культурный комплекс: 1. синтез античной цивилизации (прежде всего римской), христианства с романо-германским язычеством породил западноевропейскую цивилизацию; 2. синтез античной цивилизации, точнее эллинистической (с акцентом на древнегреческую) с христианством и язычеством славян – византийско-славянскую; 3. синтез эллинистической культуры с ветхим заветом и язычеством арабов – исламскую.

Исходя из приведенной классификации цивилизаций можно предположить, что эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века происходило в период существования византийско-славянской цивилизации. Византийско-славянская цивилизация представляла собой сложную системную целостность, ее основным интегрирующим фактором было восточное христианство, и полиэтническая Киевская Русь вошла в нее как подсистема (субцивилизация), сохраняя свое этнокультурное своеобразие, политическую независимость и самобытность.

Исследование “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” невозможно без использования собственно исторических методов[5] - историко-генетического, историко-сравнительного, историко-типологического, историко-системного, историко-диахронного (общих методов) и, в особенности, историко-институционального (частного метода) – изучение и выявление взаимосвязей между политическими институтами Киевской Руси: княжеская власть, дружина, православная церковь, вече.

По моему мнению, исследование “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” может помочь уяснить задачи и направление предстоящего развития политической системы Российской Федерации. У каждого поколения могут быть свои идеалы политической системы для воплощения их в “жизнь” неизбежна борьба, жертвы. Однако, при определении идеалов современной политической системы России необходимо учитывать перешедшие по наследству от наших отцов и дедов политические системы, а в данном случае – это политическая система Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века, где были: выборность главы государства народным собранием – вечем; конфликты и совместные дела князя и аристократической (олигархической) верхушки славянского общества; территориальные претензии по вопросу суверенитета отдельных субъектов Киевской Руси к государственному центру; “острые” трения в политике государственного центра с социальными слоями славян, что порождало народные восстания; разветвленная дипломатическая деятельность князей Киевской Руси с государствами Запада и Востока.

 

 


Историография “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века”

 



2019-12-29 371 Обсуждений (0)
Историография “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историография “эволюции политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века”

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)