Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис и эволюция дружины на Руси



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Генезис и эволюция дружины на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Древнейшее значение термина "дружина" - это домочадцы, челядь, затем вообще община, объединение, товарищество.

Зарождение дружины относится к V веку нашей эры. Ибо с этого времени у восточных славян происходит выделение знати из массы свободного населения. На ранней стадии своего развития дружина выступала в качестве домочадцев, челяди у знатных людей.

С конца V по начало VI века, в связи с внешней угрозой и внутренними распрями, знать, для своей защиты и обогащения, начинает формировать из своей челяди вооруженные отряды, т.е. дружинники приобретают статус военных слуг, что возвеличивает их над простыми смердами, но они все остаются полностью зависимыми от своего хозяина.

Рассвет дружин приходит на время VI-IX веков, время военной демократии, когда происходит структурирование членов дружины на определенные звания, по степени их военного мастерства. В связи с этим возникает два звена в дружине: 1. старшая дружина; 2. младшая дружина.

С появлением протогосударства в конце Х века формируются четкие функции каждой из звеньев дружины.

В состав старшей дружины входили бояре и "княжьи мужи".

В Киевской Руси "вторыми" лицами, после князей, были бояре, с которыми князья делили труды управления государством. Истоками боярства была восточнославянская племенная знать: "легендарный" князь Вадим, выступивший против Рюрика; Гостомысл, проявивший инициативу для приглашения" варягов-конунгов - Рюрика, Синеуса и Трувора; дреговичский Тур, возглавивший выступление дреговичей против Киева.

Для общения князей с боярами существовал "боярский совет". Он был лишь делом практической необходимости, обычая и удобства, он отнюдь не был обязательным. Не существовало и обязательного состава "боярского совета" и какой-либо формальной его компетенции. Однако, в функционировании "боярского совета" можно различить внутренний круг и более широкое собрание. В деятельности внутреннего круга принимали участие только наиболее приближенные бояре к князю. Этот внутренний совет включал в себя от 3 до 5 бояр. Широкое собрание собирало большее число членов (как бояр, так и профессиональных воевод из "княжьих мужей" (тысяцких)).

К концу Х века боярство было заинтересовано в консолидации около князя для укрепления своего материального благосостояния и социально-политического влияния, которые были подорваны междоусобными войнами князей Святославичей - Владимира и Ярополка. Общественное влияние бояр утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков.

К середине XI века растет экономическое могущество бояр, сопровождаемое значительными денежными накоплениями. По мере усиления процесса политической раздробленности служба при киевском князе уже не обещала больших прибылей, а отсюда начинается процесс "оседания" боярства на землю. Владения бояр основываются на вотчинном праве, т.е. на праве полной наследственной собственности. У боярина не было обязанности служить князю, а к концу XI века эта тенденция еще более усиливается.

Боярин может в любое время оставить одного князя и перейти к другому. Даже если боярину даровали земли, то земельный надел становился его личной собственностью и не влек за собой каких-либо обязательств его перед князем-дарителем. Боярство было заинтересовано в дальнейшем процессе политической раздробленности Киевской Руси, оно вмешивалось в межкняжеские отношения, ссоря князей и даже физически уничтожая их: "... 1085 г. Ярополк же хотел идти на Всеволода, послушав злых советников... 1086 г. был Ярополк пронзен... Нерадцем... наученным... злыми людьми... 1096 г. Олег не захотел идти к братьям своим Святополку и Владимиру мириться, послушав злых советников". [31, с. 149, 164, 165] К середине XII века каждая область Киевской державы превращается в гнездо боярских вотчин. Судьба Киева перестает интересовать новгородское, черниговское, галицкое и прочее боярство.

Таким образом, именно наличие большого количества вотчин превращало боярство в господствующий класс крупных феодалов-сеньоров, в вассальной зависимости от которых очутились их военные слуги - "послужильцы", заменившие собою прежних воинов-дружинников.

Следующим разрядом людей на княжеской службе, после бояр, были "княжьи мужи".

Происхождение "княжьих мужей" в социальном плане, весьма разнообразно - это выходцы из купечества, ремесленников, смердов, рабов, которые могли своими "советами" и "поступками" получить звание "княжьего мужа" от великого князя. На непродолжительное время или тогда, когда у князя не было своих сыновей или их не доставало для отправки по всем крупным городам, "княжьи мужи" управляли городами и волостями. Именно "княжьи мужи" водили в военный поход городское ополчение - "воев" из поручаемых им великим князем Киевским городов, т.е. были "тысяцкими". Выполняли "княжьи мужи" и другие поручения князей: распределял посадников по территориям княжества: "1116 г. князь Владимир послал Ивана Войтишича, и тот посажал посадников по Дунаю" [31, с. 222]; внешняя разведка: "бояре и старцы посоветовали в 987 г. князю Владимиру отправить мужей разузнать о верах" [31, с. 79]; участие в замирении князей между собой: "Владимир, Давыд и Олег послали к Святополку своих мужей за объяснениями" [31, с. 192].

"Княжьи мужи" в период княжения Всеволода Ярославича на киевском "столе" имели большое влияние, и с ними князь советовался: "... любил Всеволод образ мыслей их, устраивая совет с ними" [31, с. 156]. К 30-м годам XII века именно "княжьи мужи" способствовали смещению на "второй план" потомственного боярства, становились одной из привилегированной, после князей, социальной группой, которая была политически (удержание своего влияния) и экономически (получение доходов за службу) заинтересована в укреплении княжеской власти единстве киевской Руси.

Младшая дружина - это звено дружины, включающая в свой состав рядовых воинов (основных кадров дружины).

Это звено дружины, в социальном плане, состояло из выходцев различных слоев. Некоторые ее члены находились в ней в связи с рождением от "княжьих мужей", другие были выходцами из купечества, ремесленников, крестьян-смердов, выделенные князем за какие-либо военные подвиги, или за оказание каких-либо услуг князю, а некоторые могли быть даже рабами князя.

Младшая дружина к концу Х века приобрела четко выраженную иерархию.

Самое низшее место в ней занимают "детские". Они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме. На ступень выше "детских" стоят "отроки". "Отроки" - это уже дружинники, побывавшие в сражениях, умеющие превосходно владеть каким-либо оружием, и выполняющие функции телохранителей князя и полицейских. В XI веке за убийство "отрока" платилась вира в 40 гривен и они были свободными людьми, составляющими численно большую социальную группу. На самой высокой ступени стоят "гридни - это профессиональные воины и непосредственные исполнители княжеских распоряжений. "Гридни" имели право на владение собственными домами и слугами-холопами, захваченными в ходе военных походов.

По мере развития протогосударства - Киевской Руси происходит еще более четкое должностное дробление "молодших" дружинников для управления в "отчинах" князя.

Главой в "отчине" являлся "огнищанин" - управляющий княжеским дворцом. Под его руководством осуществляли свою деятельность: "ключники" - экономы; "конюшенные" - заведующие конюшнями князя; "тиуны" - управляющие в княжеских отчинах - городках-замках, собиравшие там дани и оброки с окрестного населения; "старосты" - возглавлявшие (главы) "верви" смердов и руководившие ими как в делах хозяйственных, так и в делах военных, т.е. командиры ополченцев-смердов от одной "верви' (общины). Налоговыми инспекторами и судебными приставами были "мытники" - собиравшие торговые и подорожные пошлины, и "вирники" - следившие за исправностью платежей в казну князя с судебных операций.

Выполняли также "молодшие" дружинники и такие обязанности: 1. участие в военных походах князей и междоусобных войнах; 2. участие в убийствах князей (1086 г. князя Ярополка пронзил Нерадец [31, с. 149]; 3. участие в пытках князей (люди Святополка и Давыда: Сновид Изечевич, конюх Святополков, и Дмитр, конюх Давыдов и торчин, по имени Берендий, овчарь Святополков и двое других ослепили Василька [31, с. 190, 191].

Таким образом, дружина являлась неотъемлемым элементом политической системы Киевской Руси, выступающая в качестве административно-исполнительного аппарата в "протогосударстве".

 



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Генезис и эволюция дружины на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис и эволюция дружины на Руси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)