Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В 936 г. к власти в Киевской Руси пришел сын Святослава Игоревича – Ярополк.[35]

Яркое, во время княжения Ярополка, событие – убийство Олегом Святославичем Люта Свенельдевича в 975 г., отмечаемое в “Повести временных лет”, проанализированной Н.М. Карамзиным, им было воспринято как факт существования, по милости “великого” князя Киевского, у детей варягов-воевод уделов-отчин, т.е. наследственных достояний, к которым Карамзин, опять-таки обращаясь к анализу “Повести временных лет”, относил город Полоцк, где княжил Рогволд, отец Рогнеды, будущей супруги Владимира.[36]

По всей видимости Н.М. Карамзин прав, т.к. некоторые варяги-конунги, ярлы могли захватывать власть в городах восточных славян без какой-либо поддержки со стороны Киева и становились в этих городах самостоятельными правителями.

Точку зрения Н.М. Карамзина попытался оспорить С.М. Соловьев. С.М. Соловьев предполагал, что только при жизни отец обладал статусом воеводы, боярина, а сын его уже не наследовал этого звания и если он выделялся, предполагает Соловьев, “то благодаря своим заслугам перед князем”.[37]

Т.е. С.М. Соловьев отрицает наличие наследственных отчин, но, по моему мнению, ученый “приуменьшает” роль самостоятельных от Киева правителей на Руси.

“Повесть временных лет” [31, с. 89, 91, 93] очень интересно излагает, каково было влияние. В период княжения Ярополка варяжских воевод. Одним из них был Свенельд, который побудил своими разговорами, чтобы отомстить за сына – Люта, князя Ярополка в 977 г. выступить против Олега, брата, в Деревскую землю: “…и в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Ярополк, войдя в город Олегов, захватил там власть… Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею… В 980 г. Владимир, собрав много воинов-варягов, словен, чуди и кривичей… пошел на Ярополка… Владимир сговорился с воеводой Ярополка – Блудом, и Блуд помог ему свергнуть брата… Блуд сказал Ярополку: “Видишь сколько воинов у брата твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим”… А к Владимиру Блуд послал со словами: “Сбылась-де мысль твоя, приведут-де к тебе Ярополка: приготовься убить его”.

Вероятно, Ярополк не удовлетворял своими делами влиятельную часть Киевского боярства, и против него, возможно, назрел заговор, который был реализован в “сговоре Блуда и Владимира”.

“...И стал Владимир княжить в Киеве один... из варягов выбрал мужей добрых, умных и храбрых, и раздал им города”.[38]

Но М.Б. Свердлов подчеркивает, что велика была роль и “старцев” - племенной знати восточных славян, исполнявших судебно-административные функции. В XI веке их уже не упоминают летописи.[39]

С М.Б. Свердловым вполне можно согласиться, т.к. племенная знать существовала у восточных славян задолго (V-VI вв.) до прихода варягов - Рюрика, Синеуса и Трувора.

Относительно предположения М.Б. Свердлова об исчезновении в XI веке “старцев” можно найти подтверждение у В.О. Ключевского. Он отмечает: “... к началу XI в. все племена восточных славян были приведены под руку Киевского князя. Вместе с тем племенные названия появляются все реже, заменяясь областными по именам главных городов”.[40]

Из мнения В.О. Ключевского очевидно исчезновение “старцев”, которые, по моему предположению, слились с варяжской знатью, образовав новую социальную группу - боярство.

Но наряду с боярством выходят на политическую сцену сыновья ”великого” князя. Ибо, считает Н.М. Ключевский, Владимир отдал детям своим Ростов, Муром и другие области, бывшие со времен Рюриковых уделами вельмож норманнских.[41]

Таким образом, по моему мнению, в конце X - начале XI века во главе администрации государства - Киевской Руси стояли "великий" князь Киевский со своими сыновьями и боярство.

Непосредственные поручения “великого” князя Киевского в этот период выполняют дружинники. В дружине был “муж”, по предположению С.М. Соловьева, “означавший дружинника второго разряда... в противоположность боярам. Мужи были по преимуществу воинами... жившие по городам, занимавшие там разные должности, в отличие от бояр, живших при князе, в стольном его городе”.[42]

По-видимому, “княжие мужи” являлись наместниками и посадниками в городах и волостях. Именно они и водили в военный поход городское ополчение – “воев”, из поручаемых им “великим” князем городов. “Среди высших приближенных, после “мужа”, - пишет Г.В. Вернадский, “в XI веке упоминаются судебный пристав (огнищанин), занимающийся конюшней (конющий), дворецкий (тиун) и адъютант (подъездной). Младшие вассалы были обозначены как гридь. Они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме, а также слугами дружинных офицеров, детским или пасынком”.[43]

С мнением Г.В. Вернадского можно согласиться, но необходимо также уточнить дружинную иерархию и некоторые должности. Иерархия дружинников строилась так: 1. гридни; 2. отроки; 3. детские. А иерархия должностей должна была строиться, исходя из анализа предположения В.В. Мавродина,[44] так: 1. огнищанин; 2. ключник; 3. конюх; 4. староста; 5. тиун.

В период княжения Владимира I осуществляла свою деятельность и православная церковь. Она соединила в одно общество людей разных состояний или во имя цели, житейского назначения, религиозно-нравственного служения, или во имя чувства сострадания и милосердия. "При таком составе, - пишет В.О. Ключевский, - церковное общество являлось не новым государственным сословием с духовенством во главе, а особым обществом, параллельным государственному, в котором люди разных государственных сословий соединились во имя равенства и религиозно-нравственных побуждений".[45] В Киевской Руси был составлен "Владимиров устав". По коему отчуждены, утверждает Н.М. Карамзин, от мирского ведомства монахи и церковники, богадельни, гостиницы, дома страноприимства, лекари и все люди увечные. Дела их были подсудны одним епископам: распри и неверность супругов, браки незаконные, волшебство, отравы, идолопоклонство, непристойная брань, злодейства детей в отношении к отцу и матери, тяжбы родных, церковная тятьба, снятие одежды с мертвеца.[46]

Простой народ, по моему мнению, во время княжения Владимира I не мог влиять своим волеизъявлением на политическую власть в государстве, т.к. вече в Х веке исчезло.

Этому находим подтверждение у М.Б. Свердлова, который отмечает: "...в Х веке простое свободное население было лишено права участвовать в политическом управлении государством. Функции племенного веча были заменены высшими прерогативами князя - главы государства и иерархии господствующего класса".[47] Схож во мнениях с М.Б. Свердловым и Б.Д. Греков. Он предполагает, что ни в Х веке, ни в первой половине Х века для развития вечевого строя благоприятных условий в Киеве нет. Власть Киевского князя слишком сильна, город политически еще слишком слаб, чтобы рядом с княжеской властью могло процветать городское вече.[48]

В 1015 году умер Владимир I.[49]

После этого события началась усобица его сыновей: "... в Киеве сел Святополк. Он расправился со своими братьями Борисом и Глебом... Ярослав в 1016 году одолел Святополка... но в 1018 году пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с полянами... и победил Болеслав Ярослава...1019 г. Святополк пришел уже с печенегами, но Ярослав одержал над ним победу".[50] Но мир между князьями был недолгим. "В 1024 году была усобица между Ярославом и Мстиславом из Тмутаракани... но все-таки Мстислав сел в Чернигове и стал Ярослав самовластцем в Русской земле".[51]

"При Ярославе сохраняется старая система, - отмечает В.В. Мавродин, - установленная Святославом и Владимиром, при которой управление русскими городами и землями осуществляется "великим" князем через своих наместников - сыновей".[52]

По мнению М.Б. Свердлова, в XI веке идет процесс консолидации боярства, растет его экономическое могущество, сопровождаемое значительными денежными накоплениями, что вполне закономерно, на мой взгляд. "Общественное влияние бояр, - пишет М.Б. Свердлов, - утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков".[53]

Это говорит мне о том, что боярство начинает "обратный процесс", т.е. обособление от княжеской власти.

"Отношения "великого" князя Киевского с дружинниками оставались в главных чертах прежние" - предположил С.М. Соловьев. Но он добавил только такое событие: "новый набор дружины при Ярославе",[54] т.е. дружина становится полностью славянонизированной.

Однако кардинально меняется отношение князя к церкви. Так митрополит, епископы, по мнению Н.М. Карамзина, избираемые князем и народом, в случае неудовольствия могли ими быть изгнаны. "В отношениях гражданских святитель совершенно зависел, - пишет Н.М. Карамзин, - от суда княжеского",[55] что, по моему мнению, вполне возможно, имело место быть.

В период княжения Ярослава вече ярко не проявляется, но "Повесть временных лет" рассматривает такое событие, которое могло действительно происходить: "...в 1015 году Ярослав собрал вече в Новгороде, на котором новгородцы хотя и были обижены на него за "сечу" своих земляков, но согласились помочь ему против Святополка".[56]

1054 г. в "Повести временных лет" отмечен как год смерти Ярослава I, который еще при жизни дал наставление своим сыновьям: "Поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет вам он вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск".[57]

Ярослав, по моему мнению, исходя из анализа этого события в "Повести временных лет", установил определенный порядок наследования княжеской власти, разделив ее между своими сыновьями, главная роль в котором была отдана старшему сыну, в данном случае - Изяславу, который выступал в качестве судьи-арбитра в конфликтах своих братьев.

 

1.3 Исторический обзор "упадка" политической системы Киевской Руси с 1054 года по 30-е годы XII века

 

В период княжения Ярославичей происходит рост экономического могущества бояр, что способствовало, по мнению М.Б. Свердлова, активным выступлениям бояр против княжеской власти в Новгороде уже в конце XI - начале XII века.[58]

"Княжеских мужей" и дружинников Ярославичи защищают, используя штрафы.

"Старшие члены княжеской дружины, - пишет Г.В. Вернадский, - были защищены двойным штрафом".[59] "Княжих мужей" охраняла особая княжеская защита в виде двойной виры - 80 гривен, а также, отмечает М.Б. Свердлов, наказание всей общины-верви, на территории которой совершенно разбойное убийство "княжьего мужа", если вервь не найдет убийцу. "3 отрока княжеского была назначена вира - 40 гривен" - пишет М.Б. Свердлов, ссылаясь на "Русскую правду".[60]

Большую роль в предотвращении княжеских усобиц и "затормаживании" процесса политической раздробленности сыграли, по мнению Н.М. Карамзина, достойные святители и пастыри церкви, учившие государей стыдиться злодеяний, внушаемых дикими, необузданными страстями, были ходатаями человечества и вступались за утесненных.[61]

Наличие нестабильной княжеской власти, на мой взгляд, способствовало развитие веча.

В.О. Ключевский считает, что по мере упадка авторитета князей вследствие усобиц стало опять подниматься значение главных областных городов, вместе с тем политической силой в этих городах явилось вместо исчезнувшей правительственной знати вся городская масса, собиравшаяся на вече.[62]

Однако, по моему мнению, всю городскую массу было просто не собрать на площади, где обычно проходило вече, и на нем все-таки большая роль была отведена если не правительственной так местной власти.

В 1097 г. "Повесть временных лет" отмечает, что сыновья Ярославичей решили прекратить усобицы и разработать новый порядок владения "Русской землей": "Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу... пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир - Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав - Святославовой, и те, кому Всеволод раздал города: Давыу - Владимир, Ростиславичам же: Володарю - Перемышль, Васильку - Теребовль".[63]

В Киевской Руси происходит дробление княжеств на отчины, но этот порядок нестабилен, на мой взгляд.

Такого же мнения придерживался С.М. Соловьев, который писал: "Отчиною для князя была та волость, которой владел отец его и владеть которою он имеет право, если на родовой лестнице занимает ту же степень, которую занимал отец его, владея означенною волость, потому что владение волостями условливалось степенью на родовой лестнице, родовыми счетами. Волости находятся в совершенной независимости одна от другой и от Киева, являются отдельными землями и в то же время составляют одно нераздельное целое вследствие того, что князья считают всю землю своей отчиною, нераздельным владением целого рода своего".[64] Наиболее полно излагает свое мнение В.О. Ключевский о "очередном порядке" княжения и следующим за ним "отчинным порядком".

На мой взгляд, его мнение наиболее объективно.

Он пишет: "Очередной порядок княжеского правления привел к двойному политическому раздроблению Руси: 1) к постепенному распадению владетельного княжеского рода на мении, все более удалившиеся одна от другой генеалогически, и 2) к распадению Русской земли на городовые области, все более обособлявшиеся друг от друга политически".[65] Ключевский далее отмечает: "... ни власть великого князя, ни княжеские съезды не сообщали Русской земле характера политической федерации, союзного государства... Русская земля представляла собою не союз князей или областей, а союз областей через князей. Это была федерация не политическая, а генеалогическая".[66]

1113 г. "Повесть временных лет" отмечает как год вступления на Киевский "стол" Владимира Мономаха, посредством выборов на вече г. Киева его.[67]

Г.В. Вернадский считает, что Владимир Мономах, а затем его сын Мстислав были последними из киевских князей, которым удалось поддержать единство Киевской державы, но после них, по мнению историка, государство - Киевская Русь рухнуло.[68]

Таким образом, протогосударство - Киевская Русь прошло в своем развитии три ярко выраженные фазы: 1. "Созидание"; 2. "Расцвет"; 3. "Упадок"; функционирующих в своеобразной политической системе.

 

 




2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)