Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис и эволюция веча на Руси



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Генезис и эволюция веча на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин “вече” происходит от корня “ве”, откуда – “вещать”.

Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел.

Выделяют следующие периода возникновения и развития веча.

Первый период – VI-IX века, характеризуется тем, что здесь живут “племенные сходки”; второй – IX-Х века – “переход” от племенного собрания к городскому, когда для решения общих дел сходятся в старший город лучшие люди всей земли и обсуждают земские вопросы в присутствии граждан этого города; третий период – XI-XII века – есть период полного выделения этой формы власти в самостоятельную и полного развития ее прав. Он совпадает со временем окончательного установления власти старших городов.

Исходя из периодизации веча можно выделить ступени “зарождения” протогосударственной политической системы. Эти ступени следующие: 1. управление племенем через совет вождей, избранных родами; 2. координирование между советом вождей и высшим военачальником; 3. управление советом вождей, народным собранием и высшим военачальником. Третья ступень говорит о том, что наличие такого управления отображает сущность “суперсоюза” племен, который оформился и развивается. “Суперкнязь” в среде подчиненных ему людей, преимущественно, держался за счет военной силы. Однако вечевая жизнь не была совершенно подавлена военной силой. Вече продолжало ведать дела касающиеся племен или отдельных городов, ибо “суперкнязь” опирался на решение вечевых собраний для укрепления своей власти и своих интересов в древнерусском обществе.

Однако, с усилением роли “суперкнязя” (Ольга) и возникновением протогосударства во главе с великим князем (Святослав) вече теряет свое значение, а если где оно и сохранилось, то это в тех городах, которые остались без княжеского наместника или оказались в трудной ситуации (Новгородцы в 970 г., с согласия Святослава, пригласили княжить Владимира Святославича в Новгород. [31, с. 51]). В период княжения Ярополка Святославича в Киеве (973-980 гг.) вече ярко не проявляется. При его брате Владимире I (980-1015 гг.) вече собралось единственный раз в 997 г. в городе Киеве, чтобы решить вопрос о выходе из осады печенегов. [30, с. 94] Сын Владимира I, Ярослав I (1019-1054 гг.) в 1015 г. созвал вече в Новгороде по вопросу об оказании ему помощи со стороны новгородцев для свержения с Киевского стола Святополка. [31, с. 157]

Следовательно, вече в конце Х – середине XI века существует, но отодвигается на второй план по своей значимости. Самым же главным в этот период является то, что вече в городах не может функционировать, т.к. власть княжеская слишком сильна, а город, политически, еще слишком слаб, чтобы заявить о себе.

По мере упадка авторитета князей вследствие усобиц (вторая полвина XI века) стала подниматься значимость населения города Киева, но не всего, а только небольшой его части – это некоторые бояре, “княжьи мужи”, дружинники, богатые купцы, отстаивающие свои интересы на вече. Но, на нем вполне могла присутствовать часть простонародья города Киева, и только та часть, которая поддерживала инициаторов (так было на вечах в 1068 г. и 1069 г.).

Первое было созвано в трудное для Руси время, когда объединенные силы трех Ярославичей потерпели поражение от половцев под Переяславлем (1068 г.). Второе было летом 1069 г. по поводу раздела княжеской власти: “после 7,5-месячного княжения в Киеве Всеслава, возвращается на Русь (с польским войском) Изяслав”. [31, с. 124-126]

Таким образом, вечевая деятельность 1068 г. и 1069 г. свидетельствует о серьезных противоречиях в знатных и богатых кругах Киева. Для их разрешения более сильной и ловкой боярской группировкой были привлечены представителе торгово-ремесленного сословия, которые воспользовались благоприятной ситуацией для себя, чтобы свести счеты с княжеской администрацией.

Право голосовать на вече имели только мужчины – главы семей. Это не значит, что холостяки принципиально исключались, но голоса неженатых сыновей, живущих в отцовском доме, не подсчитывались. Холостяк, живущий сам по себе, являлся членом собрания. Обычай требовал, чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиняться большинству. Когда не было четкого большинства, две разошедшиеся во взглядах партии спорили часами и часто развязывались драки. В таких случаях либо не приходили ни к какому решению, либо, наконец, одна сторона брала верх, и меньшинству приходилось неохотно принимать неизбежное. Обычно на собрании председательствовал городской глава, но иногда возглавлять собрание просили митрополита или местного епископа, по-видимому, в тех случаях, когда влиятельная группа горожан находилась в оппозиции голове. Князь мог присутствовать на собраниях, которые происходили на главной рыночной площади города.

В конце XI – 30-х годах XII века вече уже не представляется исключительно силой только города Киева. Тут уже в каждом крупном центре земель: Чернигове, Новгороде, Переяславле, Смоленске, Владимире; существовало несколько боярских группировок, претендовавших на руководящее положение и оспаривавших, обычно на вече, это право друг у друга, стремящихся посадить на княжеский “стол” своего ставленника, что, по всей видимости. Произошло в 1113 г., когда при поддержке знатной и богатой части “киевлян”, а может быть это переяславские бояре или черниговские, которые подкупили киевлян начать погромы не угодных им людей – тысяцкого Путяты, сотских, евреев – богатых купцов, для вокняжения Владимира Мономаха на Киевском “столе”, ибо последние не хотели этого.

Компетенция веча не была четкой. В одних случаях на нем решались вопросы об обороне города, в других вопросы о престолонаследии: поддерживать или выступать против кандидата на княжеский ‘стол”, с точки зрения интересов городской верхушки. Реже оно действовало как верховный суд. В городах, где управление не было во власти князя, вече избирало “голову” и других представителей городского управления, а также глав пригородов.

Таким образом, можно отметить, что вече существовало постоянно на Руси выдвигаясь то на первый, то на второй планы. При сильном князе этот орган был послушным придатком верховной власти, при слабом зависимость могла быть обратной. Но именно деятельность веча закладывала прочный фундамент под развитие местного самоуправления как в городах, так и в пригородах, которое лишь отчасти, но выражало интересы той, или иной территории Киевской Руси.

 

 


Заключение

 

Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века происходила в период существования византийско-славянской цивилизации, впитавшей в себя политические элементы скандинавской (варяги), восточной (кочевые племена: хазары, печенеги, половцы) общностей и Византийской империи.

Первая общность, в политическом отношении, отделила на непреодолимую грань интересы князей от интересов населения Руси. Именно она закрепила административно-исполнительный аппарат в Киевской Руси.

Вторая же способствовала зарождению деспотической, самовластной, могущественной власти князя Киевского.

С Византии на Русь, в связи с принятием христианства (православия), пришли зачатки монархической идеологии: всякая власть от Бога; безропотное повиновение людей верховному правителю; единый культ Бога, исповедуют который все подданные государства; передача богатств людей своему верховному правителю.

Именно византийско-славянская цивилизация, по моему мнению, оформила возникновение единого восточнославянского протогосударства – Киевской Руси, звеньями интеграции должны были выступать единоличная княжеская власть и христианская (православная) религия.

Но воплотить этот идеал на длительное время в Киевской Руси не удалось.

В первой половине IX века существовали такие формы власти – власть старейшины рода, вождя ледени, вождя союза племен. Но уже наличие публичной власти говорит о том, что данная общность людей, в частности славян, встала на путь построения протогосударственной политической системы. В результате этого укрепляется разделение занятий людей: один становятся воинами, другие ремесленниками, третьи крестьянами (смердами); и славянам приходится переходить к иной форме объединения – от племен к союзам племен.

Вот здесь и могут вмешаться силы, обычно вооруженные и из-за пределов этих союзов, т.е. пришлые люди – варяги, одним из которых был и легендарный Рюрик. Он пришел помочь, но в то же время захватить какую-либо власть в свои руки.

Однако, пока союзы обладают экономическим, политическим, духовным потенциалами они будут вести борьбу за господство, в ходе которой победа будет дарована только одному союзу племен (поход Олега на киев). Объединение двух мощных племенных союзов – Новгорода и Киева, воплощает уже “суперсоюз”.

“Суперсоюз” несет в себе такие особенности: 1) наличие публичной власти; 2) расплывчатость территориально-административных единиц; 3) зарождающаяся система налогообложения; 4)отсутствие права унаследования власти.

Все эти особенности показывают, что “суперсоюз” есть еще слабое политическое объединение.

Княжение Ольги подводит последнюю черту под существование “суперсоюза”, который во время княжения Святослава оформился в протогосударство восточных славян.

Здесь уже члены славянских племен становятся подданными протогосударства, а не союзниками “великого” князя. Ибо с мнением князей и старейшин племен, союзов племен Киевская администрация перестает считаться, решая все “дела земли” в своем тесном кругу. Опять-таки она обособляется от основной массы восточных славян, что приводит к утверждению на Руси класса “господарей”.

После окончания княжения Святослава (972 г.) с 973-980 гг. на Руси существует слабая княжеская власть (Ярополк Святославич) с доминирующей над ней верхушкой из “княжьих мужей” из варягов (Свенельд, его сын Лют).

С 980-1015 гг. княжеская власть укрепляется (Владимир I): 1) создается единый пантеон языческих божеств; 2) принимается христианство (православие); 3) создается линия оборонительных укреплений и строятся города на границе Киевской Руси; 4) совершаются многочисленнее военные походы, как внутри протогосударства, так и за его пределами.

Однако, лишь княжение Ярослава I с 1036-1054 гг., по моему мнению, упрочило единоличную княжескую власть и христианскую (православную) религию.

При этом князе Киевская Русь достигла наивысшего могущества, что выражалось: 1) в активных действиях на международной арене, посредством династических браков с королями и принцессами Венгрии, Норвегии, Дании, Франции, Германии, Польши, Византии; 2) развитие христианского просвещения Руси, украшение ее городов и пригородов; 3) введение писанного свода законов – “Русская правда”, церковного “Устава”; 4) установление в 1051 г. “русского” священника Иллариона митрополитом без согласия патриарха из Константинополя; 5) закрепление “”очередного порядка наследования власти сыновьями князя.

После смерти в 1054 г. Ярослава I единоличная княжеская власть на Руси более не воплощалась.

Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод, создав “триумвират”, своей деятельностью вели Русь к политической раздробленности.

Все более прочные позиции стали занимать как “княжьи мужи”, особенно при Всеволоде Ярославиче, так и боярство.

Боярство – это племенная знать восточных славян, нуждалась в князьях лишь для того, чтобы: 1) укрепить свой политический статус; 2) увеличить материальное благосостояние; 3) приобрести земельные владения.

Своей опорой боярство выбрало купеческо-ремесленную верхушку, которая на вече – органе мастного самоуправления, преследуя свои интересы, воплощала в жизнь нужды боярства.

С введением 1097 г. на съезде князей в г. Любече “отчинного” порядка наследования областей Киевской Руси происходит: 1) потеря авторитета Киевского “стола”; 2)распад Киевской Руси на “отчинные” области, которые составляли самостоятельные образования; 3) создание из этих областей княжеской конфедерации.

Попытку к возвеличиванию авторитета Киевского “стола” сделал Владимир Мономах, своего рода “президент” конфедерации. При нем действительно возросло влияние князя г. Киева, ему удалось прекратить княжеские “усобицы” и князья “отчинных” областей все-таки считались с князем г. Киева. Но единоличной власти князя, как таковой, во время княжения Владимира Мономаха с 1113-1125 гг. не было, т.к. ее ограничивали, собственно, “отчинные” князья, боярство, купеческо-ремесленная верхушка, которые и “поставили” Владимира Мономаха на Киевский “стол”.

Дело Мономаха продолжил сын Мстислав, но после завершения его княжения в 1132 г. в Киевской Руси происходит окончательное раздробление территориальных единиц протогосударства.

В итоге эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е гг. XII века была “волнообразной”, которая в различное время своего существования выводило на политическую сцену протогосударства, то усиливая, то ослабляя, монархическое и аристократическое начала, придатком к последнему было вече.

Первое начало – княжесая власть: 1) объединило Русь; 2)укрепило позицию Руси на международной арене; 3) предотвращало междоусобные войны князей.

Второе начало – боярство, повергло Русь в длительные княжеские усобицы, которые, в конечном счете, раздробили протогосударство – Киевскую Русь на самостоятельные княжества.

 


Литература

 

1. Алексеев С.П. Рассказы из русской истории / С.П. Алексеев. – М.: Известия, 1991. – 511 с.

2. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1.: XI-XII вв. / под ред. Д.С. Лихачева [и др.]; вступ. ст. Д.С. Лихачева. – СПб.: Наука, 1997. – 543 с.

3. Блок М. Апология истории и ремесло историка / М. Блок; пер. Е.М. Лысенко; примеч. и ст. [с. 182-231] А.Я. Гуревича. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

4. Бушуев С.В. История государства Российского: Ист.-библиогр. очерки. В 2 кн. Кн. 1.: IX-XVI вв. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. – М.: Изд-во Кн. палата, 1991. – 544 с.

5. Вернадский Г.В. Киевская Русь / Г.В. Вернадский; пер. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана. О.В. Строгановой; под ред. Б.А. Николаева. – Тверь.: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1999. – 448 с.

6. Греков Б.Д. Борьба Руси за создание своего государства / Б.Д. Греков. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1945. – 79с.

7. Греков Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. – Л.: Госполитиздат, 1953. – 568 с.

8. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этн. истории / Л.Н. Гумилев; послесл. С.Б. Лаврова. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 318 с.

9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с.

10. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX-XII вв.: Курс лекций: учеб. пособие / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

11. Дубов И.В. Города, величеством сияющие / И.В. Дубов. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1985. – 182 с.

12. Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси: учеб. пособие / И.В. Дубов. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1990. – 175 с.

13. Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков / сост. Переводы и примеч. И.П. Еремина и Д.С. Лихачев. – М.: Госполитиздат, 1957. – 318 с.

14. Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVII вв. В 3 ч. Ч 1. / А.Р. Ивонин; под общ. ред. С.Г. Щеглова. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. – 205 с.

15. Изборник: сб. произведений литературы Древней Руси / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева; вступ. ст. Д.С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1969. – 799 с.

16. Ионов И.Н. Российская цивилизация: IX – начало ХХ века: учеб. кн. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / И.Н. Ионов. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.

17. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Т. 1-3. Кн. 1. / Н.М. Карамзин; сост., коммент., указ. А.М. Кузнецова; вступ. ст. А.Ф. Смирнова. – М.: РИППОЛ КЛАССИК, 1998. – 560 с.

18. Каргалов В.В. Полководцы Х-ХVI вв. / В.В. Каргалов. – М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1989. – 334 с.

19. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси; Добрые люди Древней Руси / В.О. Ключевский. – М.: Ладомир, 1994. – 567 с.

20. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 1.: Курс русской истории. Ч. 1. / В.О. Ключевский; под ред. В.Л. Янина. – М.: Мысль, 1987. – 430 с.

21. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – М.: Наука, 1987. – 438 с.

22. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 4 т. Т. 1. / Н.И. Костомаров. – М.: ТЕРРА, 1997. – 540 с.

23. Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах / Н.Ф. Котляр. – Киев: Наук. думка, 1986. – 156 с.

24. Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. Т. 26 / В.И. Ленин. – М.: Изд-во Полит. литер., 1969. – 591 с.

25. Мавродин В.В. Образование единого русского государства / В.В. Мавродин. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1951. – 326 с.

26. Мавродин В.В. Древняя Русь / В.В. Мавродин. – М.: Госполитиздат, 1946. – 311 с.

27. Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники: Историограф. очерк / Р.М. Мавродина. – Л.: Наука, 1983. – 84 с.

28. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории / Б.Г. Могильницкий. – М.: Высш. шк., 1989. – 174 с.

29. Насонов А.Н. “Русская земля” и образование территории древнерусского государства / А.Н. Насонов. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 261 с.

30. Оргиш В.П. Древняя Русь: Образование Киевского государства и введение христианства / В.П. Оргиш. – Минск: Наука и техника, 1988. – 147 с.

31. Повесть временных лет / по пер. Д.С. Лихачева; под ред. В. Назарова. – СПб.: Изд-во Азбука: ТЕРРА, 1997. – 223 с.

32. Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. В 2 т. Т. 1. / М.П. Погодин. – М.: ТЕРРА: Литература, 1999. – 510 с.

33. Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с.

34. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства / А.Е. Пресняков. – М.: Богород. Печатник, 1998. – 493 с.

35. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарев. – Ставрополь: Кавк. край, 1993. – 415 с.

36. Пьянков А.П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси / А.П. Пьянков. – Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та, 1980. – 207 с.

37. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М.: Русская панорама, 1998. – 416 с.

38. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Ист.-бытовые очерки IX-XIII вв. / Б.А. Романов; предисл. Н.Е. Носова. – М., Л.: Наука, 1966. – 240 с.

39. Российская историческая политология: Курс лекций: учеб. пособие для вузов / отв. ред. и сост. С.А. Кислицын. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 605 с.

40. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1964. – 240 с.

41. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1982. – 592 с.

42. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. / Е.А. Рыдзевская; предисл. М.Б. Свердлова и М.И. Стеблина-Каменского. – М.: Наука, 1978. – 240 с.

43. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / М.Б. Свердлов; под ред. И.П. Шаскольского. – Л.: Наука, 1983. – 238 с.

44. Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. / Р.Г. Скрынников. – М.: Изд-во Весь Мир, 1997. – 496 с.

45. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. / С.М. Соловьев; отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1988. – 797 с.

46. Сукиасян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства / М.А. Сукиасян. – М.: Изд-во РАГС, 1996. – 374 с.

47. Тихомиров М.Н. Древнерусские города / М.Н. Тихомиров. – М.: Госполитиздат, 1956. – 476 с.

48. Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социал.-полит. истории / П.П. Толочко. – Киев: Наук. думка, 1987. – 245 с.

49. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социал.-полит. истории / И.Я. Фроянов; отв. ред. В.В. Мавродин. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1980. – 256 с.

50. Фроянов И.Я. Города-государства Древней Руси / И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. – 269 с.

51. Шмурло Е.Ф. История России: IX-XX вв. / Е.Ф. Шмурло. – М.: АГРАФ, 1999. – 736 с.


[1] Политическая система государства // Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993. – с. 273

[2] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 57, 58

[3] Ионов И.Н. Российская цивилизация: IX – начало ХХ века. – М., 1995. С. 4, 5

[4] Российская историческая политология: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1998. С. 441

[5] Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVII вв. В 3 ч. Ч. 1. – Барнаул, 2003. С. 12, 13, 14

[6] Карамзин Н.М. История государства Россйиского. В 12 т. Т.1-3. Кн. 1. – Ростов-н/Д, 1989. С. 101, 103

[7] Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVII вв. В 3 ч. Ч. 1. – Барнаул, 2001. С. 19

[8] Там же. С. 19

[9] Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л., 1953. С. 444, 445

[10] Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л., 1953. С. 443

[11] Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2002. С. 23

[12] Там же. С. 24

[13] Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2002. С. 24

[14] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988. С. 120, 121

[15] Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л., 1953. С. 452

[16] Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVII вв. В 3 ч. Ч. 1. – Барнаул, 2001. С. 27-29

[17] Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988. С. 138

[18] Там же. С. 138

[19] Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1980. С. 20, 21

[20] Повесть временных лет. – СПб. , 1997. С. 30

[21] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Т. 1-3. Кн. 1. – Ростов-на/Д, 1989. С. 166

[22] Там же. – С. 166

[23] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. – М., 1988. С. 143

[24] Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1980. С. 24

[25] Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVII вв. В 3 ч. Ч 1. – Барнаул, 2001. С. 32

[26] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 42-44

[27] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Кн. 1. – Ростов-н/Дону, 1989. С. 167

[28] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988. С. 148

[29] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 47

[30] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 и. В 4 кн. Т. 1-3. – Ростов-н/Дону, 1989. С. 185

[31] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988. С. 161

[32] Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л., 1953. С. 459

[33] Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1980. С. 25

[34] Ивонин А.Р. Политическая история России IX – XII вв. В 3 ч. Ч. 1. – Барнаул, 2001. С. 34, 35

[35] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 91

[36] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Кн. 1. – М., 1998. С. 170

[37] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. !. История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988

[38] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 93, 95

[39] Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983. С. 52, 56

[40] Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 1.: Курс русской истории. Ч. 1. – М., 1987. С. 164

[41] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Т. 1-3. Кн. 1. – М., 1998. С. 170

[42] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988. С. 220

[43] Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, М., 1999. С. 152

[44] Мавродин В.В. Древняя Русь. – М., 1946. С. 261, 262

[45] Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 1.: Курс русской истории. Ч. 1. – М., 1987. С. 271, 272

[46] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Т. 1-3. Кн. 1. – М., 1998. С. 171

[47] Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983. С. 52, 56

[48] Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1949. С. 361, 362

[49] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 144

[50] Там же. - С. 147, 157, 159, 161

[51] Там же. - С. 163, 165

[52] Мавродин В.В. Древняя Русь. – М., 1946. С. 261, 261

[53] Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983. С. 200

[54] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988. С. 34

[55] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Т. 1-3. Кн. 1. – М., 1998. С. 443

[56] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 157

[57] Там же. – С. 175

[58] Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983. С. 201

[59] Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, М., 1999. С. 152

[60] Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983. С. 202, 203

[61] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. В 4 кн. Т. 1-3. Кн. 1. – М., 1998. С. 453

[62] Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 1.: Курс русской истории. Ч. 1. – М., 1987. С. 200, 201

[63] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 249

[64] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1.: История России с древнейших времен. Т. 1-2. – М., 1988. С. 339

[65] Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 1.: Курс русской истории. Ч. 1. – М., 1987. С. 203

[66] Там же. – С. 209, 210

[67] Повесть временных лет. – СПб., 1997. С. 212

[68] Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, М., 1999. С. 230.



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Генезис и эволюция веча на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис и эволюция веча на Руси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)