Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сферой общественных отношений, регулируемых налоговым правом является система налогообложения и сборов.



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Сферой общественных отношений, регулируемых налоговым правом является система налогообложения и сборов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Системой налогообложения и сборов является упорядоченная совокупность общественных отношений по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Система налогообложения и сборов состоит из пяти видов тесно связанных между собой родственных общественных отношений:

—властных отношений по установлению и введению налогов и сборов;

—отношений по взиманию налогов и сборов;

—отношений, возникающих в процессе налогового контроля;

—отношений, возникающих при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

—отношений, возникающих при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Можно предварительно охарактеризовать налоговое право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в системе налогообложения и сборов.

Из первичного исследования системы налогообложения и сборов следует, что она состоит из пяти групп родственных (но не однородных) общественных отношений; которые (исходя из неоднородности этих отношений) должны регулироваться нормами налогового права, относящимся к различным отраслям права. Так, общественные отношения по установлению и введению налогов и сборов являются властными. Нормы налогового права, регулирующие их, должны относиться к отраслям конституционного, муниципального, финансового, административного права.

Правоотношения по взиманию налогов и сборов имеют преимущественно властный характер, но допускают возможность применения договорных форм (к примеру, предоставление налогоплательщику инвестиционного налогового кредита, заключение соглашения о залоге имущества или поручительстве в обеспечение исполнения обязанности по уплате налога). Поэтому нормы налогового права, регулирующие эти отношения, должны относиться к финансовому, административному и, в меньшей мере, к гражданскому праву.

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, должны регулироваться нормами налогового права, относящимися к финансовому и административному праву.

Последние две группы отношений в системе налогообложения и сборов (возникающие при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) должны регулироваться нормами налогового права, относящимися к отрасли административного права.

Как следует из анализа спектра общественных отношений, входящих в систему налогообложения и сборов, неоднородность общественных отношений в системе налогообложения и сборов делает невозможным использование при регулировании налоговым правом какого-либо одного отраслевого метода, но взаимосвязанность и родственность этих общественных отношений предопределяют формирование метода правового регулирования налогового права как синтез финансово-отраслевого и административно-отраслевого метода (поскольку среди норм налогового права доминируют нормы именно финансового и административного права). Причем преобладает, как представляется, все-таки административно-отраслевая составляющая метода налогового права. Это объясняется большой ролью при регулировании системы налогообложения и сборов подчинения как при государственном отраслевом управлении, здесь экономические методы руководства имеют исключительно факультативное (дополнительное) значение.

На основании проведенных выше исследований можно дать следующее определение налогового права, отражающее его место в системе права.

Налоговое право - межотраслевой (комплексный) правовой институт (состоящий из норм финансового, административного, конституционного, муниципального и гражданского права), регулирующий общественные отношения в системе налогообложения и сборов (представляющей собой упорядоченную совокупность властных отношений по установлению и введению налогов и сборов, отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения) методом правового регулирования, представляющим собой синтез финансово-отраслевого и административно-отраслевого методов (с преобладанием последнего) посредством функционирования специфичного административно-правового режима в системе налогообложения и сборов; необходимого для упорядочения деятельности системы налогообложения и сборов и ликвидации (случайных или преднамеренных) отклонений ее от нормы; направленного на совершенствование (в случае необходимости) и упорядочение государственного управления в системе налогообложения и сборов.

Рассматривая налоговое право с теоретических позиций, хотелось бы отметить и сформулировать некоторые его особенности, которые присущи только данной подотрасли права.

Как отмечалось выше, с классических правовых позиций для любой отрасли права характерны следующие основные признаки (черты):

- наличие определенного предмета правового регулирования;

- наличие метода правового регулирования;

- наличие кодифицированного акта.

Данные черты являются основополагающими при определении и формировании всех отраслей права; они характерны для всех отраслей права, например, гражданского, уголовного, административного и др.

Можно утверждать, что налоговое право - это подотрасль финансового права, обладающая отраслевыми признаками. При этом, говорить о налоговом праве как о самостоятельной отрасли права не представляется возможным, поскольку его самостоятельное «существование» или «отрыв» от финансового права как отрасли права невозможно. Процесс установления, введения и взимания налогов и сборов и последующие их распределение, перераспределение и использование неразрывны и не могут действовать самостоятельно, независимо друг от друга. Как уже указывалось выше, в своей совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая является предметом регулирования финансового права.

Здесь необходимо говорить о редком в правовой науке случае, когда, совокупность правовых норм, отвечает всем необходимым требованиям для отнесения их к отрасли права, но по своей сущности, в силу своей специфики и организационной структуре таковой не является, а представляет лишь подотрасль права.

Вместе с тем некоторые ученые считают что в перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль[10. 335]. В то же время, соглашаясь с авторами в части широкой перспективы развития этой подотрасли финансового права, представляется, что «массив» нормативных актов не является основным критерием отрасли права. Поэтому любое «количественное» развитие налогового законодательства, с учетом изменения его качественных характеристик, скорее всего, приводит, как было указано выше, к подотрасли налогового права.

Нормы налогового права группируются в две части - общую часть и особенную часть:

     

 

 


Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

 

Таким образом, в общую часть налогового права входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части.

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации и они включаются во вторую (особенную) часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

И общая и особенная часть налогового права, являясь частями системы налогового права, в свою очередь представляют собой системы более низкого  порядка,  объединяющие  обособленные  совокупности взаимосвязанных юридических норм, соответственно: институты, субинституты и нормы. Институты налогового права — это взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнести институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт защиты прав налогоплательщиков и т.д.

Входящие в систему налогового права субинституты в свою очередь являются составными частями (элементами) институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков, являющийся субинститутом общей части налогового права включает в себя такие субинституты как административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита прав налогоплательщиков.

В соответствии со ст.З Налогового Кодекса Республики Беларусь налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

—Налоговый Кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения: например, Закон Республики Беларусь «О государственной пошлине» от 10.01.92 г.

—декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения: например, Указ Президента Республики Беларусь №530 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в бюджет» от 4.04.2002 г.

—постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь: например, “Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей”, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 года.

 



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Сферой общественных отношений, регулируемых налоговым правом является система налогообложения и сборов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сферой общественных отношений, регулируемых налоговым правом является система налогообложения и сборов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)