Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право на обжалование в системе категорий налогового процесса.



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Право на обжалование в системе категорий налогового процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Несомненным демократическим достижением Республики Беларусь является правовое закрепле­ние увеличившихся возможностей субъектов налого­вых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Обжалование актов налоговых органов, дей­ствий (бездействия), решений их должностных лиц явля­ется юрисдикционной формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов заинтересо­ванных лиц. Субъективное право на защиту — это юри­дически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного харак­тера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

Источниками правового регулирования института обжалования в налоговом праве являются Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс РБ, Закон РБ от 01.11.2004 «Об обращении граждан». Особое место в этом ряду занимает Гражданский процессуальный кодекс РБ, деталь­но регламентирующие процедуру рассмотрения и разрешения жалоб в суде. Впервые в белорусском на­логовом праве в Налоговый кодекс был включен отдель­ный раздел (Глава 11), регламентирующий возможность и поря­док обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц как право­охранительный процесс возбуждается путем подачи жалобы заинтересованного лица в компетентный госу­дарственный орган. В связи с тем что обжалование ак­тов налоговых органов, действий (бездействия), реше­ний их должностных лиц происходит в определенной законом процессуальной форме, обоснованно называть его производством по обжалова­нию актов государственных органов, действий (бездей­ствия) их должностных лиц

 

НК РБ рассматривает обжалование в широком смысле, включая в него, во-первых, обращение заинте­ресованного лица с жалобой и, во-вторых, восстанов­ление прав и охраняемых законом интересов — «ис­правление» налоговым органом либо должностным ли­цом налогового органа допущенных нарушений.

В узком смысле под обжалованием следует пони­мать только непосредственно инициативу заинтересо­ванного лица, то есть его обращение с жалобой на акты государственного органа, действия (бездействие) должностного лица в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. В налоговом праве многие процессуальные формы основаны на достижениях уго­ловно-правовой науки и практики уголовного судопро­изводства, поэтому представляется обоснованным рас­сматривать обжалование неправомерных действий на­логовых органов по аналогии с процедурами обжалова­ния, применяемыми в уголовном процессе.

Вместе с тем производство по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должнос­тных лиц имеет существенные особенности, обуслов­ленные спецификой фискальной функции государства. В числе прочих особенности процедуры обжалования в налоговом праве тесно связаны с проблемой «админи­стративной юстиции».

Одной из основных задач процедуры обжалования является защита нарушенных прав налогоплательщи­ков. Защита прав заинтересованных лиц (охрана прав в узком смысле слова) включает в себя «те предусмот­ренные законом меры, которые направлены на восста­новление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании».

Защита прав и правовая за­щита являются идентичными понятиями. В частности, под охраной прав в широком смысле некоторые авторы по­нимают всю совокупность мер (правового, экономичес­кого, политического, организационного и иного харак­тера), обеспечивающих нормальный ход реализации прав, направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Предметом правовой защиты являются субъективные права и ох­раняемые законом интересы заинтересованного лица.

Как стадия налогового процесса процедура обжа­лования имеет свои объекты, к числу которых право­мерно отнести действия, бездействие, акты и решения налоговых органов или их должностных лиц. Под объек­том обжалования мы понимаем именно то, на провер­ку чего направлена жалоба заинтересованного лица, то есть решение, действие, бездействие.

Между тем можно рассматривать действия, без­действие, акты, решение, как предмет обжалования, и в этом случае объект обжалования означает суще­ствующие в обществе отношения, обеспечивающие те или иные нарушенные, по мнению заявителя, права. Например, предметом жалобы могут быть любые действия, а так­же бездействие работников государственных и обще­ственных органов, предприятий, учреждений, органи­заций, расцениваемые как неправильные.

Предметом судебного рассмотрения по делам, возникающим из административно-правовых отноше­ний, и некоторым делам особого производства являет­ся разрешение административно-правового спора, т.е. в первую очередь проверка законности действий органов управления.

Согласно статье 85 НК РБ налогоплательщик имеют право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

В теории права существует понятие акта примене­ния права (правоприменительного акта), под которым понимается официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержа­щее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивиду­альное регулирование общественных отношений. Таким понятием могут быть охвачены акты ненорматив­ного характера, действия и решения государственных органов, за исключением их бездействия.

В зависимости от формы внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-доку­менты и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надле­жащим образом оформленное решение компетентно­го органа, составленное в письменной форме. В свою очередь, акт-действие есть также решение компетент­ного органа, но не составленное в письменной форме. По этому признаку можно разграничить действия и акты, решения налоговых органов. Действия налоговых органов есть правоприменительные акты-действия, а акты и решения — правоприменительные акты-доку­менты. Для актов и решений налоговых органов обяза­тельным является наличие письменной формы.

Кроме того, поскольку в Кодексе не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд тре­бование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основа­нии которого вынесено соответствующее требование. Бездействие как объект обжалования есть отсут­ствие должного поведения (решения), имеющего юри­дическое значение для заинтересованного лица.

Процедура обжалования действий, бездействия и актов налоговых органов и их должностных лиц имеет внешнее выражение — присущую ей юридическую форму.

Формой правовой защиты признается комп­лекс внутренне согласованных организационных ме­роприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. В научной литературе выделяют две формы правовой защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством орга­нов по защите нарушенных или оспариваемых субъек­тивных прав.

Кроме обжалования как юрисдикционной формы защиты субъективных прав, налогоплательщик вправе использовать также и неюрисдикционные формы. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия заинтересованных лиц по защите субъектив­ных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.

Для понимания сущности производства по обжало­ванию неправомерных действий (бездействий) налого­вых органов и их должностных лиц важное значение имеет понятие правовой формы, с помощью которой налогоплательщик вправе защищать свои имуще­ственные права. Налоговый кодекс такой формой признает жалобу (ст. 86 НК РБ).

Использование той или иной формы защиты прав налогоплательщиков опирается на собственное осно­вание. В соответствии со ст. 86 НК РБ решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь.

Жалоба есть обращение граждан по поводу на­рушения их субъективных прав и свобод. Жалобой в налоговом процес­се является правовое требование заинтересованного лица к налоговому органу, вытекающее из налогового правоотношения, на основании юридических фактов, с которыми связываются неправомерные акты налого­вого органа, действия (бездействия) его должностных лиц, и обращенное к вышестоящему налоговому орга­ну (вышестоящему должностному лицу) или к суду для рассмотрения и разрешения в определенном процес­суальном порядке.

Признание обжалования составной процедурой правоохранительного налогового процесса позволяет сделать вывод, что основным участником обжалования является государственный орган, в том числе суд — в случае судебного обжалования. Помимо него, субъек­тами обжалования будут заинтересованные лица (на­логоплательщик, налоговый агент и иные участники на­логовых правоотношений), государственный орган, действия которого обжалуются (по инициативе которо­го принят акт — в случае, если обжалуемый акт принят судом), а третья группа — лица, способствующие осу­ществлению правоохранительного процесса (перевод­чик, свидетель, эксперт, специалист, представитель).

Жалобы налогоплательщиков на неправомерные действия (бездействия) налоговых органов и их должно­стных лиц рассматриваются в определенных юрисдикционных формах. Традиционным является выделение судебной и административной формы обжалования.

Административная форма обжалования представ­ляет собой рассмотрение и разрешение жалобы за­интересованного лица на акты налоговых органов, дей­ствия (бездействие) их должностных лиц вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным ли­цом).

К сожалению, в Налоговом кодексе процедура рассмотрения жалобы по существу оставлена без вни­мания, отсутствуют положения, детализирующие про­цедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц. Отсутствие детально урегулированной процедуры рас­смотрения и разрешения жалобы может приводить к тому, что жалобы «разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти негласно, в отсут­ствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснован­ные жалобы нередко остаются без удовлетворения».

При разрешении дела по существу вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) принимает решение. По результатам рассмотрения жалобы на решение налогового органа лицо, ее рас­сматривающее, вправе: 1) оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2) отменить решение полностью или частично; 3) отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку. Копия решения по жалобе в течение пяти дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) (ст. 88 НК РБ).

В качестве одного из полномочий вышестоящего налогового органа (вышестоящего должностного лица) указано право на отмену решения налогового органа и назначение дополнительной проверки. В других ста­тьях НК РБ такая разновидность налоговой проверки как дополнительная не предусматривается, что вызы­вает в правоприменительной практике неоднозначные оценки правомерности назначения и проведения та­кой проверки.

При обращении в суд с жалобой на действия налоговых органов необходимо учитывать положения гражданского законодательства об исковой давности, закрепленные в главе 12 Гражданского кодекса РБ. Согласно ст. 196 ГК РБ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. На основании ст. 197 общий срок исковой давности установлен в три года.

Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец стремится не только к тому, чтобы его требование было удовлетворено, но и к тому, чтобы оно без задержки было исполнено. Если у истца есть опасения, что исполнение судебного решения будет затруднительным или вовсе невозможным, то он вправе просить суд принять меры по обеспечению иска.

Обеспечение иска по требованию о признании недействительным акта налогового органа является действенной мерой, препятствующей налоговой инспекции при отсутствии оснований или в случае злоупотребления своими правами совершить в бесспорном порядке списание денежных средств налогоплательщика после того, как эти средства появятся на его расчетном счете.

Основаниями для обжалования акта налогового органа могут являться не только отсутствие в действиях налогоплательщика налоговых нарушений, но и отсутствие именно тех составов нарушений или тех обстоятельств, с которыми закон связывает применение той или иной меры воздействия, в том числе финансовых санкций.

Анализ норм Налогового кодекса РБ, а также ино­го законодательства позволяет сделать вывод, что по сравнению с организациями, физичес­кие лица имеют больший диапазон прав на обжалова­ние актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должност­ных лиц.

 

Заключение.

Создание прочной финансовой основы существования государ­ства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без эффективного налогового процесса, призванного обеспе­чить финансовые интересы государства при одновременном соблюде­нии прав организаций и физических лиц.

На базе имеющихся научных теорий в результате проведенного исследования:

    -определено место налогового процесса в системе права;

    -сформулированы определения налогового процесса, налогово­го     контроля;

    -выделены особенности налогового процесса.

Дискуссионным является вопрос об отраслевой принадлежности налогового процесса. Некоторые авторы считают что налоговый процесс определяет­ся как регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов.

Но более предпочтительным считается точка зрения, что налоговый процесс по своей сущности наиболее сходен с административным процессом, так как правовое регулирование нало­говых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения.

Большинство авторов, давая определение налоговому процессу, сходятся в том, налоговый процесс следует рассматривать в широком смысле - как нормативно установленную форму упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов, контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц, а также привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд. На­логовый контроль является отдельным производ­ством налогового процесса и представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленной законом процес­суальной форме, направленных на собственно контроль, распознание, расследование и закрепле­ние налоговых правонарушений, результаты кото­рых являются основанием для возбуждения произ­водства по налоговым и административным право­нарушениям.

К особенностям налогового процесса следует отнести отличие производства по налоговым правонарушени­ям от административного производства, налогового контроля от административного расследования как стадии административного производства. Такой стадии адми­нистративного производства как, обнаружение и воз­буждение дела должностным лицом, определяющее начало действий, направленных на сбор доказа­тельств, подтверждающих совершение администра­тивного проступка, в налоговом процессе практичес­ки нет. Контрольно-проверочные мероприятия носят в основной своей массе плановый характер безотноси­тельно к фактам и сигналам извне, указывающим на наличие налогового правонарушения, что определяет основное различие между ними. 

        

 

Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002.

2. Закон "Об обращениях граждан" от 01.11.2004.

3.Закон Республики Беларусь «О государственной пошлине» от 10.01.1992.

4. Закон "О нормативных правовых актах республики Беларусь" от 10.01.2000.

5. Указ Президента Республики Беларусь №530 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в бюджет» от 4.04.2002.

6. Постановление Правительства Республики Беларусь “Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей” от 20 января 1999.

7. Финансовое право. Учебник. Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 1996.

8. Российская юридическая энциклопедия. Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1999.

9. Финансовое право. Учебник. Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999.

10. Публичное право. Тихомиров Ю. А Учебник.-М, 1995.

11. Процессуальное право и его место в структуре права. Лукьянова Е.Г. М., 2000.

12. Теория юридического процесса. Под ред. Горшнева В.М. Харьков, 1985.

13. Социальная ценность права в советском обществе" Алексеев С.С. М., 1971.

14. Соотношение правовых категорий "налоговый процесс" и "налоговое производство" и особенности их реализации в НК РФ" Иванова В.Н. Юрист№2, 2001.

15. Налоговое право. Учебник для вузов". Петрова Г.В. М., 1999.

16. Налоги и налогообложение. Под ред. Романовского М.В. 2000.

 

17. Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Кучеров И.И. М., 2001.

18. Управленческие процедуры. Лазарев Б.М. М., Наука 1988.

19. Юридический процесс и административное производство" Журнал российского права №9 2000.

20. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. М., 1995.

21. Общая теория государства и права. Академический курс М., 1998.

22. Актуальные проблемы административного процесса в РФ. Панова И.В. Екатеринбург, 2000.

23. Финансовое право Российской Федерации: Учебник. М.В. Карасева. М., 2002.

24. Проблемы правового регулирования налоговых отношений в системе государственного управления. Горош Ю.В. М., 1998.

25. Перспективы формирования правовой отрасли российского административно-процессуального права. Масленников М.Я. Воронеж, 2002.

26. Финансовое право России: Учебник для вузов. Крохина Ю.А. М., 2004.

27. Финансовое правоотношение. Карасева М.В. 1997.

28. Понятие и значение процессуальных норм в финансово-правовом регулировании. Пауль А.Г. 2000.

29. Единство процесса. Рязановский В.А. М., 1996.

30. Курс административного права и процесса. Тихомиров Ю.А. М., 1998.

31. Российское налоговое право: проблемы теории и практики.

Винницкий Д.В. 2003.

32. Налоговый процесс как внутриотраслевой институт налогового права. Бачурин Д.Г. 2001.

33. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Брызгалина А.В. 1997.

34. Основные начала законодательства о налогах и сборах как нормы прямого действия в судебной практике. Вилесова О.П. 2001.

35. Меры административного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах - классификация и условия применения. Колисниченко Ю.Ю. 2002.

36. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Василевская Т. И., Стасенко В. А. – Мн.: Белпринт, 1999.

 

 

РЕФЕРАТ

 

Объем данной дипломной работы составляет 64 страницы. Работа включает следующие разделы: введение, 4 главы, заключение и список использованной литературы.

Объектом исследования является налоговый процесс его структура.

Целью исследования налогового процесса является совершенствование форм, методов взаимоотношения налогоплательщиков с государственными органами, отвечающими за принятие нормативно-правовых о налогообложении, исполняющих и контролирующих исполнение этих законов органов, а также обжалование действий налоговых органов и должностных лиц.

На базе имеющихся научных теорий в результате проведенного исследования:

—определено место налогового процесса в системе права.

Налоговый процесс по своей сущности наиболее сходен с административным процессом, так как правовое регулирование нало­говых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения

—сформулированы определения налогового процесса, налогово­го контроля.

Налоговый процесс - нормативно установленная форма упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов, контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий (без­ действия) их должностных лиц, а также     привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

На­логовый контроль является отдельным производ­ством налогового процесса и представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленной законом процес­суальной форме, направленных на собственно контроль, распознание, расследование и закрепле­ние налоговых правонарушений, результаты кото­рых являются основанием для возбуждения произ­водства по     налоговым и административным право­нарушениям.

—выделены особенности налогового процесса.

Особенностью налогового процесса является отличие в производстве по налоговым правонарушени­ям.

 

 

      

 

 



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
Право на обжалование в системе категорий налогового процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право на обжалование в системе категорий налогового процесса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)