Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения
Если категории «налоговый процесс» и «налоговое производство» уже довольно прочно вошли в научный обиход, то использование словосочетания «меры налогово-процессуального принуждения» требует дополнительного теоретического обоснования, тем более что соответствующее определение в законодательстве отсутствует. Хотя фактическое наличие таких мер в системе государственного принуждения в сфере налогов и сборов в той или иной степени, признается многими авторами. Например, в одной из работ отмечается, что «в подавляющем большинстве случаев процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля». Очевидно, что принуждение в данном случае носит односторонний характер, так как исходит от государства и направлено в отношении налогоплательщика или иных налогообязанных лиц, включая плательщиков сборов, банки. То, что государство выступает в налоговых отношениях как сильная сторона, устанавливающая «правила игры» и имеющая возможность обеспечивать исполнение данных правил путем применения государственного принуждения, отмечают и другие авторы[34.120]. Как уже отмечалось, непосредственно принуждение от имени государства осуществляется уполномоченными органами. В сфере налогообложения в качестве таковых выступают органы налогового администрирования, включая финансовые, налоговые, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Не случайно обращается внимание на то, что в интересах экономических задач государства налоговые органы должны обладать широкими полномочиями, в частности их необходимо наделить правом защищать их посредством принуждения налогоплательщика к полному исполнению им своих обязательств. Излишне указывать на то, что применение налогово-процессуальных мер принуждения подчинено строгой процедуре, предусмотренной законодательством о налогах и сборах. Нарушение соответствующего порядка ставит под сомнение законность соответствующих действий. Целью применения мер налогово-процессуального принуждения является предупреждение противоправного и стимулирование должного поведения налогообязанных лиц в плане добросовестного исполнения ими своих обязанностей и исключение обстоятельств, препятствующих нормальной деятельности налоговых органов посредством адекватного правового воздействия. С учетом этого меры налогово-процессуального принуждения определены как особая группа мер государственного правового принуждения в сфере налогов и сборов, применяемых в строгом соответствии с предусмотренным законом процессуальном порядком в отношении налогообязанных лиц органами налогового администрирования, с целью создания условий для выполнения возложенных на них задач, а также обеспечения надлежащего уровня исполнительности и поддержания налоговой дисциплины. Основная особенность указанных мер заключается в том, что в отличие от иных мер процессуального принуждения, используемых в сфере налогов и сборов, их применение сопровождается дополнительными обременениями или лишениями исключительно организационного и имущественного характера. В связи с этим возникает необходимость выявить те юридические конструкции, из числа предусмотренных законодательством о налогах и сборах, которые могут быть причислены к мерам налогово-процессуального принуждения, тем более что легальное их определение в качестве таковых отсутствует. Отдельные правоведы с позиций административного права отмечают, что в законодательстве о налогах и сборах предусмотрено применение мер административного принуждения не только в виде административной ответственности (налоговые штрафные санкции), но также мер административного пресечения (проведение выездных и камеральных налоговых проверок), мер процессуального обеспечения (затребование у налогоплательщика письменных объяснений), мер материального обеспечения (залог, поручительство, арест имущества налогоплательщика, пеня как позитивная гипотетическая санкция). При этом отдельным компонентом в комплексе административного принуждения обозначены финансовые санкции (взыскание недоимки по налогу (сбору), пеня как негативная санкция реального исполнения). Далее указывается, что налоговые органы проводят также некоторые мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение правонарушений в этой сфере. Они дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, доводят до сведения налогоплательщиков соответствующую информацию по их запросам, проводят консультационные семинары. Но поскольку такие меры не являются принудительными и не связаны с конкретным правонарушением, хотя и направлены на предупреждение некоторых наиболее часто встречающихся ошибок налогоплательщиков, вряд ли будет обоснованно относить их к мерам административного принуждения[35.205]. Определяющим критерием при определении состава налогово-процессуальных мер должно служить то, что они заключаются в совершении уполномоченными органами и их должностными лицами определенных действий, которые носят принудительный, обременительный характер по отношению к налогообязанных лицам, ограничивают последних в правах и сопровождаются различными для них лишениями имущественного характера. В основании применения мер налогово-процессуального принуждения лежит факт совершения налогового правонарушения или наличие иных обстоятельств, требующих соответствующего правового реагирования со стороны органов налогового администрирования. Все меры налогово-процессуального принуждения прежде всего подразделяются в зависимости от того, в рамках какого налогового производства предусмотрено их применение. Для этого прежде всего необходимо определиться с составом этих производств. Существует мнение, что, исходя из структуры НК РБ, выделяется пять основных целей налоговых процедур: осуществление учета и информирования; корректировка порядка или результатов исполнения налоговых обязательств налогоплательщиком, налоговым агентом, плательщиком сбора; принудительное обеспечение исполнения налогового обязательства; осуществление налогового контроля; разрешение налоговых споров. Соответственно на основе целевого критерия представляется возможным отнести налоговые процедуры к пяти типам производств: учетному, корректирующему, обеспечительному, контрольному и юрисдикционному (налоговому процессу). Однако в большей степени структуре НК РБ соответствует классификация, в соответствии с которой выделяются: производство по исполнению и обеспечению обязанностей по уплате налогов и сборов, налогово-контрольное производство, производство по делам о налоговых правонарушениях производство по жалобам граждан на незаконные действия органов налогового администрирования и их должностных лиц. Последовательный анализ указанных видов налоговых производств позволяет заключить, что лишь отдельные из них предусматривают применение мер налогово-процессуального принуждения. В частности, к таковым относятся производство по исполнению и обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и налогово-контрольное производство. Иные налоговые производства либо вовсе не предусматривают применение каких-либо мер принуждения (производство по жалобам граждан на незаконные действия органов налогового администрирования и их должностных лиц), либо ограничиваются применением мер налоговой ответственности (производство по делам о налоговых правонарушениях). Объясняется это тем, что именно в ходе исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, в том числе принудительного, а также при осуществлении налогового контроля возникает необходимость применения налогово-процеесуальных мер в отношении недобросовестных налогоплательщиков и иных лиц, противодействующих деятельности налоговых органов. Производство по исполнению и обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов предусматривает целый ряд мер налогово-процессуального принуждения, к числу которых относятся: — взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных и за счет наличных денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации (ст. 56, 57 НК РБ) — Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (ст. 59 НК РБ) — наложение ареста на имущество налогоплательщиков (ст. 54 НК РБ); — принудительное взыскание пени (ст. 55 НК РБ); — истребование документов и запрос иной информации при проведении налоговой проверки (ст. 75 НК РБ); — изъятие документов при проведении налоговой проверки (ст. 76 НК РБ); — приостановление в случаях, установленных налоговым кодексом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках (п. 1.8 ст. 81 НК РБ). Возможно, отдельные из приведенных выше юридических конструкций в большей степени относятся на счет других налогово-правовых институтов и категорий, однако они также вполне соответствуют и выработанному определению мер налогово-процессуального принуждения. Во всяком случае, все они предполагают совершение уполномоченными органами и их должностными лицами процессуальных действий, которые в большей или меньшей степени носят принудительный, обременительный характер по отношению к налогообязанным лицам, ограничивают их в правах и сопровождаются различными для них отрицательными последствиями имущественного характера. В основном указанные меры налогово-процессуального принуждения применяются налоговыми органами в соответствии с принимаемыми ими решениями. Отдельные меры налогово-процессуального принуждения могут применяться финансовыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов (досрочное прекращение действия отсрочки, рассрочки по уплате налога и сбора). За рамки налогового процесса выходит применение отдельных мер принуждения органами внутренних дел (истребование информации, составляющей налоговую тайну, и проверка соблюдения физическими лицами и организациями законодательства о налогах и сборах при наличии признаков преступления), а также судом (возложение обязанности по солидарному исполнению обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица, досрочное прекращение действия договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите, принудительное взыскание недоимки по налогам и сборам и пени с физического лица). Юридическим основанием применения мер налогово-процессуального принуждения, как правило, является факт совершения налогового правонарушения. Вместе с тем некоторые меры могут применяться и при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогообязанного лица. Меры налогово-процессуального принуждения могут также быть классифицированы и по другим основаниям, например, исходя из того, являются они по своему характеру предупредительными, пресекательными, обеспечительными или восстановительными. Обеспечительными мерами следует признать те меры налогово-процессуального принуждения, которые относятся к категории способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В данном случае это приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество. Меры налогово-процессуального принуждения могут быть классифицированы и по другим основаниям. В частности, среди интересующих нас мер выделяются общие и специальные, в зависимости от того, связывается их применением в связи с уплатой любого налога и сбора или налогового платежа определенного вида. В большинстве своем меры налогово-процессуального принуждения носят общий характер.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |