Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В российской экономике существуют различные виды фондов, важное значение среди которых имеют государственные социальные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого денежного фонда государства – бюджета – в виде в виде целевых фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для целевых задач. Они носили, как правило, сметный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим постоянно изменялось и количество фондов: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов.

Множественность целевых фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал Законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом существуют и бурно развиваются внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

 


1.

Глава 1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов

Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования

В современном мире формирование различных, притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюджетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом центральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы и возможности целенаправленного регулирования социально-экономических процессов. Принято считать, что первые государственные внебюджетные фонды появились в конце 20-х – начале 30-х гг. 20го века. Однако правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах Западной Европы.

Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различных специальных фондов, специальных счетов и т.д.) было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользуется широкой поддержкой, тем не она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюджетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, поэтому все существующие фонды можно условно разделить на 2 основных типа: экономические и социальные.

О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельствует само их название. Независимо от цели и способа формирования государственный внебюджетный фонд – это фонд, созданный государством, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и институциональной. Существенное значение имеют обозначенные в названии особенности фонда: государственный внебюджетный фонд – это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим денежным фондом.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый источник финансовых ресурсов – национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспределение сформированных финансовых ресурсов между отраслями и секторами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.

Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном назначении (аккумулируемые средства направляются на финансирование общественных потребностей).

Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с бюджетом в российской практике проявляется особенно отчетливо.

Внебюджетные фонды могут создаваться федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном порядке, так на добровольной основе. Их расходование осуществляется строго по целевому назначению – на государственное социальное страхование и социальное обеспечение, финансирование отраслей экономики, НИОКР, на развитие социальной и производственной инфраструктуры отдельных территорий и т.д. Территориальные внебюджетные фонды являются составной частью системы территориальных финансов. Существуют следующие основные источники финансирования ресурсов государственных внебюджетных фондов:

· специальные (целевые) налоги и сборы;

· отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций;

· прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного фонда;

· заемные средства.

Специальные налоги (сборы) устанавливаются налоговым законодательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий или установленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Возникающее в том или ином периоде положительное сальдо (профицит) внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения доходов в форме дивидендов или процентов, однако условия использования средств, как правило, строго регламентируется.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)