Общая характеристика региона
Проект (грант) № 175
ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Некоммерческое партнерство Проектно-консультативный центр «Территория РоСТа»
ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):
«Изучение типов регионального
Г.Москва Сентябрь 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 3 1.1. Цель.. 3 1.2. Задачи.. 3 1.3. Основные параметры и использованные методы проекта.. 3 1.3.1. Опрос экспертов.. 3 1.3.2. Анализ документов.. 4 1.3.3. Контент-анализ СМИ.. 5 2. Общая характеристика региона.. 7 2.1. Власть в Омской области.. 8 2.2. Политические партии в Омской области.. 12 2.3. Основные общественные и национальные организации в Омской области.. 14 2.4. Протестная активность населения в Омской области в 2009 г.. 16 2.5. Социально-экономическая характеристика Омской области.. 24 2.6. Средства массовой информации в Омской области.. 29 3. Основные политические акторы... 31 3.1. Степень и характер влияния политических акторов.. 34 3.2. Степень и характер взаимодействия политических акторов.. 45 4. Анализ динамики формирования и проявлений регионального политического конфликта.. 53 4.1. Ретроспективный анализ регионального политического конфликта в Омской области в постсоветский период.. 53 4.2. Краткий аналитический сценарий развития регионального политического конфликта в Омской области.. 56 4.3. Сценарии дальнейшего развития политической ситуации в Омской области.. 58 5. Административно-политическое управление в регионе. 59 6. Выводы... 63 Приложения.. 65 Приложение 1. Список экспертов.. 66 Приложение 2. Биографии представителей властных структур Омской области.. 69 Приложение 3. Политические, общественные и национальные организации в Омской области.. 81 Приложение 4. Показатели социально-экономического положения Омской области.. 86 Приложение 5. Список средств массовой информации в Омской области.. 94 Приложение 6. Контент-анализ СМИ Омской области.. 104 Приложение 7. Биографии ведущих политических акторов в Омской области.. 110 Введение Цель Определить тип регионального административно-политического управления, сложившегося в Омской области в постсоветский период. Задачи 1. Реконструировать процесс становления существующей системы управления регионом; 2. Соотнести полученные результаты с индикаторами определенного типа административно-политического управления; 3. Уточнить индикаторы типов административно-политического управления регионом; 4. Реконструировать процесс конфликтных взаимодействий в регионе в постсоветский период; 5. Определить степень кризисности региона. Основные параметры и использованные методы проекта Изучение типа регионального административно-политического управления в Омской области проводилось с использованием следующих методов: Опрос экспертов Для опроса экспертов использовалась такая форма как глубинное интервью, которое представляет собой качественный метод сбора информации. Глубинное интервью относится к типу неформализованных интервью, которые включают в себя широкий круг вопросов, не всегда отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Вместо четкого вопросника в интервью использовался перечень информации, которую необходимо получить от каждого респондента. Глубинное экспертное интервью в данном исследовании совмещалось с анкетированием экспертов, которым предлагалось заполнить две анкеты с целью уточнения списка политических акторов, степени и характера их влияния на различные сферы, а также степень и характер взаимодействия политических акторов между собой. Основным критерием при отборе экспертов была информированность в различных сторонах социальной, экономической и политической обстановки в крае. Работа в регионе проводилась с 16 по 28 мая 2009 года. В Омской области было опрошено 25 экспертов. В числе экспертов 10 человек являются представителями властных структур – исполнительной и законодательной власти Омской области и города Омска, а также аппарата главного федерального инспектора Президента России в Сибирском федеральном округе. 3 эксперта являются представителями политических партий и общественных движений. 5 человек представляют научное сообщество г. Омска. Среди экспертов 5 человек представляют средства массовой информации. 2 эксперта являются представителями деловых кругов. Среди 25 опрошенных 3 человека - депутаты Законодательного Собрания Омской области. Основным критерием при отборе экспертов была информированность в различных сторонах социальной, экономической и политической обстановки в области. Беседа с экспертами проводилась в свободной форме по заранее разработанной схеме интервью. Эксперты заполняли бланки социометрических анкет. Список экспертов представлен в Приложении 1. Анализ документов При анализе документов в нашем исследовании использовались традиционные методы анализа содержания документальных источников. Неформализованный анализ документов был основан на общих логических операциях анализа и синтеза, сравнения, определения, оценивания, осмысления. Данный метод был использован для сбора первичной информации, но главным образом для уточнения и конкретизации сведений, поступивших от экспертов. Для описания ситуации в Омской области был проведен анализ следующих документов: Официальные документы: Устав (Основной Закон) Омской области; Устав Законодательного Собрания Омской области; Структура управления Омской области; Структура и состав Законодательного Собрания Омской области; Состав и биографические данные руководителей Омской области; Социально-экономическое положение региона; Административно-территориальная структура. Статистические документы: Информационно-аналитические и информационно-статистические материалы о социально-экономическом состоянии регионов Российской Федерации. Каждый документ подвергался внешнему и внутреннему анализу. Внешний анализ предполагал изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение содержания и стиля документа. Сводные протоколы по результатам выборов. Результаты социологических опросов: ФОМ, «Клуб регионов». СМИ: печатные СМИ; телевидение; радио; информационные агентства; Интернет-порталы в регионе. В результате исследовательской группе удалось уточнить «картинку» социальной реальности по тем требуемым показателям, которые можно было выявить в текстах документов. Контент-анализ СМИ Для проведения контент-анализа СМИ использовались: · Печатные СМИ; · Радио; · Телевидение (региональные новостные передачи; · Информационные агентства и Интернет. Темы систематизировались по следующим признакам: Политическая деятельность: 1. Деятельность федеральных органов власти, касающаяся региона и нашедшая отражение в региональных СМИ; 2. Деятельность органов власти на региональном уровне; 3. Деятельность политических партий и общественных организаций; 4. Деятельность мэра и других органов власти на уровне регионального центра; 5. Антикризисная программа региональной власти; 6. Протестные выступления населения; 7. Конфликты между представителями политической элиты региона; 8. Деятельность «оппозиции». Экономическая деятельность: 1. Финансовая деятельность и промышленная политика региональной администрации, деятельность отдельных крупных предприятий на территории региона; 2. Проблемы и перспективы развития экономики региона по отдельным отраслям; 3. Деятельность естественных монополистов; Социальная политика: 1. Блок, связанный с безработицей; 2. Блок, связанный с социальными выплатами; 3. Блок, связанный с ЖКХ, тарифами и т.п.; 4. Блок, связанный с отдельными социальными группами; 5. Блок, связанный с образованием, здравоохранением, культурой, спортом; 6. Демографическая ситуация; 7. Экологические проблемы. При проведении контент-анализа осуществлялась группировка материала по названиям газет (телеканалам), по датам, по распределению тем. Отдельно анализировались материалы, связанные с упоминанием о деятельности губернатора. Каждый такой материал оценивался по шкале модальности: «+» - информация положительной направленности по отношению к губернатору; «0» - информация нейтральной направленности, когда материал не содержит комментариев, имеет только информационную нагрузку; «-» - информация негативной направленности по отношению к губернатору. После этого осуществлялся подсчет количества материалов по конкретному носителю, по группе носителей по каждому знаку модальности отдельно по каждому месяцу и в целом за период с апреля по июнь 2009 года. Для проведения контент-анализа были взяты следующие СМИ:
В тексте отчета цитаты из глубинных интервью экспертов, материалов СМИ выделены курсивом.
Общая характеристика региона Омская область образована в 1934 г. Область занимает территорию площадью 141,1 тыс. кв. км. Плотность населения - 1994,9 человек/кв. км. Население области составляет 2018 тыс. человек: · городское население - 1397,6 тыс. человек · сельское население - 620,4 тыс. человек · в трудоспособном возрасте - 1297,1 тыс. человек · моложе трудоспособного возраста - 326,3 тыс. человек · старше трудоспособного возраста - 394,6 тыс. человек Административный центр - г. Омск. Население областного центра составляет 1131,1 тыс. человек Муниципальных образований - 424, муниципальных районов - 32. Сведения о количестве муниципальных районов Омской области и о численности их населения представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |