Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-политическое управление в регионе



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Административно-политическое управление в регионе 0.00 из 5.00 0 оценок




По мнению всех без исключения экспертов, тип административно-политического управления Омской областью – устойчивый авторитарный, его особенность – «монополитическая структура управления - образец того, к чему сейчас – начиная с Путина – идет Россия». Уже сегодня в Омской области «опробованы элементы управления нынешней России (начиная с Путина), т.е. регион, благодаря Полежаеву, на полшага в этом плане впереди России».

Описать административно-политическую систему управления в Омской области можно следующим образом:

· Губернатор является, безусловно, основным политическим актором не только в силу своего статуса, но и в силу влияния на все сферы жизни региона («в 91 году у нас в области наступила «эра Полежаева»; « все и все ходят под губернатором»).

· Губернатор контролирует около 80 % совокупных ресурсов региона. Наиболее крупные предприятия не входят в сферу его влияния, так как принятие стратегических решений по ним выходит за пределы области (« НПЗ, «Полет», «Омскшина», «Баранова» зарегистрированы в Питере или в Москве»). Все базовые процессы в Омской области завязаны на действующего губернатора. Именно в его руках находится бюджет.

· Губернатору практически всегда удается привлекать дополнительные бюджетные и внебюджетные инвестиции в область («область и город участвуют во всех федеральных программах софинансирования»; «осенью 2007 года при поддержке Грызлова был получен 1 млрд руб. на ремонт дорог в Омске»). В этом смысле особенно показательно то, что впервые в России решение о праздновании круглой даты областного центра – 300-летия Омска в 2016 году - было принято федеральным центром за 10 лет до этого.

· Губернатор не только единолично принимает решения, но и контролирует их прохождение, влияет на реализацию. Особенно это касается вопросов стратегии развития региона и приоритетных инвестиционных проектов («не надо забывать, что единственный реальный инвестор в области был Абрамович и появился он в области только по решению самого»), а также вопросов, связанных с деятельностью возможных оппонентов («…область лишилась грамотного управленца Рощупкина, а окружение продвинутого и умного Полежаева – это лишь те, кто заглядывает ему в рот»). По остальным вопросам в администрации действует автоматическая система контроля.

· В политическом поле региона нет противоборствующих групп («противостояния нет, все идут в одной упряжке»), хотя в областной администрации можно отметить группу молодых перспективных министров и группу более возрастных соратников Полежаева. В то же время, как отмечают некоторые эксперты, «существует только одна группа - группа губернатора и две подгруппы, которые его поддерживают, как два крыла: подгруппа мэра и подгруппа А. Артемова».

· Несистемные политические акторы в регионе не проявлены.

· В региональном парламенте партии «Единая Россия» принадлежит абсолютное большинство голосов – 38 из 44 («н аша экономическая элита почти вся сидит в Законодательном Собрании»). Поэтому «Законодательное собрание послушно и управляемо» – в нем всего 1 фракция «Единой России», все комитеты возглавляют единороссы, а 6 человек, составляющие группу КПРФ, ничего не решают и ни на что не влияют – «коммунисты тихо бухтят».

· Для региона характерна жесткая вертикаль власти. Такая система «особенно хороша при кризисе». Администрация области полностью контролирует результаты выборов в муниципальные органы власти. Ее действия в этом направлении очень успешны. Технология выборов отработана, и на сегодняшний день уже расписаны планы-графики всех предстоящих до 2012 года выборов. Задача, поставленная губернатором, выбрать команду: «Глава района – глава сельского (городского) поселения – сельсовет», хребет которой – «Единая Россия». Именно такая муниципальная власть обеспечит устойчивость региона, «тогда регион не раскачаешь».

· В информационном поле региона отсутствуют оппозиционные губернатору СМИ - «информационное поле утоптано»; «оппозиция и близко не стоит»; «пресса дохлая». При этом показательны слова самого губернатора, сказанные им в отношении продукта, который создают региональные СМИ: «Солома, которую невозможно есть».

· Акции протеста не носят массовый характер, проводятся только в традиционные для всей страны дни и не направлены против региональной власти (речь идет о митингах коммунистов 7 ноября и 1 мая – «все как всегда – человек 20-30 у памятника Ленина»). При этом отмечено, что за последние годы количество митингующих заметно сократилось.

Все вышеперечисленное подтверждает, что тип административно-политического управления регионом можно отнести к авторитарно-устойчивому.

Это определяется также и персональным стилем руководства, присущим первому лицу и его ближайшему окружению - («близость к Казахстану и выходцы из него в верхушке областного руководства обусловили и методы управления - «налет восточности и жесткость управления регионом»; «руководитель областного УВД – тоже человек губернатора, он его вывез из Казахстана, поэтому областное УВД полностью под исполнительной властью»; «они, говорят, родственники по женам»).

Кроме губернатора эксперты выделяют еще и мэра, как очень сильную фигуру, главная заслуга которого – «умеет и может ладить с губернатором». Кроме того, В. Шрейдер – как и Л. Полежаев – «жесткий управленец, грамотный антикризисный управляющий».

Сам Л.К.Полежаев, как руководитель, сформировался в советский период, долго работал в Казахстане. Он склонен к авторитарным, несколько восточным методам управления («хитро-мудрый», «все помнит», «у губернатора отсутствует пресс-служба, в области «скулит бизнес», наблюдается «усталость электората»).

По мнению экспертов, административно-политическая система управления регионом устойчива и стабильна. Основу стабильности, кроме всего прочего, обеспечивает и контроль всех проходящих в области выборов.

Так, последние выборы депутатов Горсовета в марте 2007 года прошли по «командному» принципу. На выборах все 34 кандидата от «Единой России» шли одной командой – командой мэра, «под одним флагом» - даже печатный агитматериал каждого кандидата был выполнен по единому макету – на одной из страниц размещалась фотография кандидата с действующим мэром В. Шрейдером.

На прошедших выборах в Одесском, Полтавском, Шербакульском, Нововаршавском и Омском районах победили ставленники «Единой России». Причем, чтобы не растаскивать голоса и не сталкивать на выборах двух и более представителей «Единой России», выборам предшествует «праймериз» - предварительные партийные выборы. Сделано это для того, чтобы из всех желающих участвовать в выборах единороссов, был определен один, который официально получит поддержку партии, и будет участвовать в выборах от «Единой России». Такая технология уже подтвердила свою успешность.

Единица измерения выборов в области – городское (сельское) поселение. По мнению экспертов именно такая жестко выстроенная муниципальная власть обеспечит устойчивость региона и в будущем.

Признаком устойчивости служат также и продуманные кадровые решения. Если происходят замены и перестановки, то решения принимаются не спонтанно. Экспертами отмечено, что в правительстве области появились молодые грамотные министры, а главами сельских поселений избираются подготовленные, уже обученные руководители. Необходимо отметить, что учится весь кадровый резерв области, программа для потенциальных глав сельских поселений составляет 516 часов, оплата обучения - за счет областного бюджета. Поэтому такому обученному главе сельского поселения после выборов и вступления в должность не надо «въезжать в ситуацию», обивать пороги областных министерств, устанавливать личные связи – все это уже сделано за те 516 часов обучения, которые он прошел до выборов.

Поэтому, считают эксперты, в ближайшие – до 2012 - годы «Единая Россия» победит в 100% выборах глав муниципальных районов (в т.ч. и города Омска), в 75% - депутатов райсоветов и в 65-70% - глав сельских поселений (в области 4686 муниципальные выборные должности – в т.ч. 40 в Омске и 4646 в районах).

В марте 2010 г. состоятся выборы мэра, и политическое внимание будет сконцентрировано на победителе до конца следующего года. Ожидается, что победителем станет действующий мэр, при поддержке губернатора. Этот сценарий также позволит сохранить устойчивость ситуации в области.

Как основу стабильности надо отметить и систему общественного самоуправления в городе. В 1992 году в Центральном округе города, которым руководил тогда нынешний мэр Омска, был создан первый КТОС. Сегодня на всей территории города созданы и работают 76 КТОСов.

Каждую неделю на территориях КТОСов проходят приемы первых замов мэра, руководителей Департаментов и т.д. То есть, руководство выезжает непосредственно на места, и за один такой прием проходят 10-12 жителей, проживающих на территории данного КТОСа. Это позволило значительно сократить число посещений мэрии горожанами.

Необходимо отметить, что КТОСы - это самый мощный и наиболее простой рычаг управления городом, в который вовлечено максимум жителей.

Необходимо отметить, что впечатление о «сглаженности» кризиса в области достигается во многом благодаря тому, что в региональных СМИ о нем практически не говорят («губернатор вообще запретил областным СМИ говорить о кризисе»; «кризиса в области нет – мы его пережили в 2006 году, когда из региона вывели Сибнефть и бюджет области сразу просел на треть»; «ниже не упадем»; «вся инфраструктура области «заточена» на кризис с 2006 года»).

Осенью возможны протестные выступления на «Омскшине» – там предстоит сокращение 1500 человек, но «массового характера протестных выступлений не будет»; «администрация уже сегодня работает над тем, чтобы люди пережили это спокойно»; «люди больше напуганы ящиком, т.е. кризис формируется в сознании».

Опасением в отношении управления регионом является то, что область находится в ожидании смены первого лица - в ближайшие 2 года состоится смена губернатора, полномочия которого истекают в 2012 году, а в январе 2010 года ему исполняется 70 лет. Для Л.К. Полежаева этот губернаторский срок – последний. Поэтому часть экспертов говорит о том, что «необходимо обеспечить преемственность, чтобы не растерять то, что сегодня достигнуто. А опасность – чтобы при смене губернатора не обхаяли то, что было сделано».


Выводы

1. Тип административно-политического управления Омской областью – устойчиво-авторитарный.

2. В настоящее время в регионе политического конфликта нет.

3. Законодательная и исполнительная власть в области выстроены жестко и подконтрольны губернатору.

4. В регионе заметны три политические партии: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР, причем наиболее активна лишь «Единая Россия». Ее представительство в Законодательном Собрании области и в горсовете Омска более 80%. Вокруг регионального отделения партии собраны практически все конструктивные силы области.

5. Социальная напряженность не проявляется открыто. Уровень безработицы ниже, чем в СФО и в целом по России и составляет 2,2%. Средняя заработная плата составляет 12 – 13 тыс. руб. по официальным источникам и 10-11 тысяч рублей по оценкам экспертов, и является одной из самых низких в СФО.

6. Экономические особенности региона связаны с природной географической зоной, в которой он находится. В области нет стратегических запасов сырья. Область зависит от внешних источников электроэнергии – до 40 % электроэнергии поступает из других регионов.

7. С советских времен в регионе развит оборонный комплекс, машиностроение и нефтехимия, в то же время область традиционно считается сельскохозяйственной, где хорошо развита переработка. Оборонный комплекс в регионе зародился в годы войны, в настоящее время большая часть промышленных предприятий сосредоточена в городе Омске. Кроме того, в последнее время в области регионе высокими темпами развивалось строительство, причем не только в Омске, но и в области. Однако именно строительная отрасль наиболее пострадала в кризис.

8. Губернатор контролирует около 80% совокупного ресурса региона. В зону его контроля не попадают только стратегические решения предприятий, включенных в вертикально-интегрированные холдинги.

9. До 2006 года, когда Сибнефть была зарегистрирована в Омской области, регион был достаточно самостоятелен и не нуждался в серьезной финансовой помощи со стороны федерального центра. В настоящее время, особенно в ситуации финансового кризиса и падения собираемости налогов, регион оказывается в сильной зависимости от федерального центра.

10. Информационное поле области находится под жестким контролем губернатора. Большинство изданий дотируются из бюджета области или городской казны. Это позволяет держать стоимость газет на одном из самых низких в России уровне и, одновременно, препятствует развитию «свободной» прессы.

11. В регионе не разрешено впрямую говорить о кризисе. Даже «оппозиционные СМИ» практически не затрагивают эту тему – о кризисе упоминают лишь тогда, когда это касается решений федеральной власти.

12. Элиты региона не объединены в устойчивые независимые группы. Практически все представители элиты включены в деятельность партии власти, что позволяет иметь дополнительный рычаг контроля их деятельности.

13. Административно-политическая система управления регионом носит устойчивых характер, так как формировалась длительное время под Л.К.Полежаева. К признакам стабильности можно отнести и тот факт, что часть министров Правительства области составляют молодые профессионалы, при этом основной костяк министерств остается стабильным.

14. Особенность административно-политического управления определяется личными качествами Л.К. Полежаева, а также тем, что как руководитель он сформировался в советское время, довольно долго работая в Казахстане. Многие отмечают великолепное чутье, хорошую память, «налет восточности и хитро-мудрость» губернатора.

15. Административно-политическая система управления регионом устойчива и стабильна. Основу стабильности, кроме всего прочего, обеспечивает и контроль всех проходящих в области выборов.

16. При отсутствии политического кризиса в регионе, тем не менее, существуют угрозы и риски для административно-политического управления регионом. В настоящее время основное опасение вызывает предстоящая смена губернатора.


Приложения




2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Административно-политическое управление в регионе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-политическое управление в регионе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)