Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


эффективности деятельности комиссий по правам человека



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
эффективности деятельности комиссий по правам человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек, его права и свободы, жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность - высшая ценность, признаваемая и защищаемая Российской Федерацией. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Российской федерации и составляют основы правового статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией (гл. 2). Вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина отнесены к ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 72 Конституции). Кроме того, защита прав и свобод находится в совместном ведении Российской Федерации и входящих в нее субъектов (п. «б» ч. 1 ст.72 Конституции). Главная обязанность государственной власти, всех органов государства - это признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина.

Основные права человека есть своеобразный барьер, который в демократическом обществе не может быть преодолен по собственному усмотрению ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью. Конституцией установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Основная масса правовых норм Конституции Российской Федерации, устанавливающих права и свободы человека и гражданина, как правило, находит свое отражение в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Однако, большинство республик, принимая конституции, автоматически переносили нормы Конституции Российской федерации о правах и свободах человека и гражданина, заменяя лишь слова «гражданин Российской Федерации» на «гражданин республики». Такое копирование норм приводило как к превышению полномочий республик, так и к прямому нарушению в ряде случаев прав и свобод граждан. В настоящее время большинство конституций республик приведены в соответствие с конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, но в ряде республик эта работа еще продолжается.

Правильно, на мой взгляд, поступали те субъекты Российской Федерации, которые в основных законах гарантировали признание, осуществление и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина на своей территории.

В большинстве субъектов Федерации гарантами соблюдения и защиты прав человека и гражданина выступают президенты республик, губернаторы или главы администраций. Эта государственная обязанность закрепляется, как правило, в присягах при вступлении в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена ответственность органов государственной власти вплоть до досрочного прекращения ими полномочий за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том числе и путем принятия противоречащих им нормативных правовых актов, повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина или иные негативные последствия, указанные в этом законе. Никто не имеет права ущемлять права и свободы человека, зафиксированные в Конституции страны и федеральном законодательстве.

Поэтому так важно, чтобы в стране работала единая, четко скоординированная система правовых механизмов контроля и процедур обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Проведенный анализ деятельности комиссий по правам человека, действующих в 61 субъекте Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что комиссии осуществляют только им присущими методами и формами работы контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защиту его конституционных прав и законных интересов, содействуют налаживанию конструктивного взаимодействия между общественными и государственными правозащитными институтами, становлению гражданского общества и формированию правового государства.

Анализ работы комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации также показывает, что ими накоплен ценный опыт в деле защиты и восстановления, прав человека и гражданина.

С целью дальнейшего повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации следует осуществить следующие меры, касающиеся совершенствования работы комиссий, а также их форм и методов:

1.Учредить комиссии по правам человека в тех субъектах Российской Федерации, где они пока еще не созданы и активизировать их деятельность в тех регионах страны, где избраны уполномоченные по правам человека.

2.Образовать комиссии по правам человека в федеральных округах, по примеру комиссий в Центральном и Приволжском федеральных округах, в составе которых председатели комиссий по правам человека и уполномоченные по правам человека субъектов Федерации, входящих в федеральный округ. Эти комиссии должны взять на себя функции сбора, изучения и анализа информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в федеральном округе для принятия мер по улучшению ситуации с правами человека; координации деятельности и организации взаимодействия комиссий по правам человека и уполномоченных по правам человека в субъектах округа; оказания методической и консультативной помощи; проведения экспертизы законодательства, касающегося прав человека.

3.С целью более оперативного решения создания вышеуказанных комиссий следует обратиться к Президенту Российской Федерации или Руководителю Администрации Президента Российской Федерации с просьбой направить в федеральные округа и субъекты Российской Федерации, соответствующие рекомендации.

4.Укрепить материальную базу комиссий по правам человека (выделение помещения, средств связи и оргтехники, определенного числа освобожденных штатных сотрудников).

5.Организовать комиссиями по правам человека постоянный прием граждан, а также принятие заявлений граждан по телефону, номер которого должен быть в городских справочниках.

6.Организовать (по примеру некоторых комиссий) юридические консультации, с привлечением к их работе студентов старших курсов юридических факультетов для оказания бесплатной правовой помощи гражданам.

7.Улучшить взаимодействие с органами государственной власти и органами самоуправления субъекта Российской Федерации.

8.Добиваться укрепления сотрудничества с неправительственными правозащитными организациями, осуществлять его на постоянной основе, включать наиболее известных и авторитетных лидеров правозащитного движения в состав комиссий по правам человека.

9.Активно вести правовое просвещение населения, привлекая к этой работе ученых-юристов, преподавателей высших учебных заведений, депутатов законодательных органов, специалистов исполнительных органов власти, должностных лиц органов прокуратуры.

10.Активно участвовать в организации и проведении научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) с привлечением широкого круга участников и средств массовой информации с целью выявления, обсуждения и выработки путей решения наиболее острых ситуаций в области обеспечения и соблюдения прав человека.

11.Организовать постоянное взаимодействие комиссий по правам человека и уполномоченных по правам человека в каждом из федеральных округов, обмениваться опытом работы по решению насущных проблем обеспечения и защиты прав человека.

12.Оказывать содействие соответствующим органам власти по контролю за соответствием Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Федерации, региональным законам, муниципальному законодательству в сфере прав человека.

13.Проводить совместно с неправительственными правозащитными организациями мониторинг прав человека на территории субъекта Федерации, с использованием его результатов в последующей работе, в том числе для доклада руководителям органов государственной власти.

14.Участвовать в контроле за обеспечением программ государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи, образования, а также программ помощи инвалидам, пенсионерам, детям, вынужденным переселенцам и другим, наименее социально защищенным группам населения.

15.Оказывать содействие в организации благотворительных общественных фондов для оказания помощи наиболее нуждающимся людям.

16.Инициировать подготовку концепций и программ по обеспечению и защите прав граждан на территории субъекта Российской Федерации.

17.Постоянно повышать уровень правозащитной работы комиссий. В целях обучения их наиболее продуктивным приемам и методам работы проводить ежегодно в каждом федеральном округе семинары с участием председателей и членов комиссий, а также уполномоченных по правам человека.

18.Повышать профессионализм членов комиссий по правам человека и сотрудников их аппаратов. В этих целях создать и постоянно обновлять библиотеки по правам человека.

19.Добиваться выделения средств из бюджета для улучшения деятельности комиссий и повышения эффективности их работы.

 Одним из направлений в деятельности комиссий по правам человека может стать работа по содействию в учреждении и создании конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, образование которых предусмотрено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Практика работы таких судов (они функционируют в тринадцати субъектах) показывает, что они вносят значительный вклад в обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Заключение

 

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими (ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека»). Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, что полностью согласуется с положениями, определяющими статус омбудсмена в ЕС (п.1 ст.2 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека»).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается парламентом - Государственной Думой (ст.8 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека»). Смещение с должности в РФ происходит по решению Государственной Думы. Поскольку Уполномоченный по правам человека и гражданина РФ назначается и отстраняется парламентом, он в определенной мере зависит от ее воли. Более того, Уполномоченный по правам человека назначается из числа депутатов Государственной Думы, что еще больше привязывает его к этому государственному органу.

Ограниченный статус Российского омбудсмена накладывает отпечаток и на сферу распространения его деятельности. Статья15 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека» предусматривает, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при этом российский омбудсмен не принимает жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.2 ст.16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека»). Данное положение полностью противоречит самой идее института - обеспечения гражданских прав, нарушенных государственными органами и служащими. Вступая в должность, Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы, в соответствии с которой он клянется защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести (ст. 9 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека»).

Существенной характеристикой правового статуса омбудсмена является его независимость, определяющая компетенцию его деятельности. Очевидно, что деятельность Уполномоченного по правам человека в России распространяется лишь на органы исполнительной власти.

Учреждение в России института Уполномоченного по правам человека означает признание государством необходимости создания дополнительных механизмов защиты прав человека. Главной характеристикой института Уполномоченного является его субсидиарность по отношению к другим правозащитным институтам (ст. 3 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека»).

Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека – не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем этот институт сможет заслужить к себе уважение – как со стороны общества, так и со стороны тех, чью деятельность он призван контролировать.

Библиография

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря

2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. -N27.-ст.2710.

3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 9. - Ст. 1011.

4. О совершенствовании оплаты труда Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 мая 2005 г. N 505 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 19. - ст. 1783.

5. Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве: Закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 // Вестник мэрии Москвы. - 2001. - N 41.

Ненормативные акты

1. О докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 7 июля 2006 г. N 234-СФ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 29. - ст. 3159.

2. О проекте федерального закона N 99037902-2 Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 января 2005 г. N 1419-IV ГД // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 4. - ст. 239.

3. О проекте федерального конституционного закона N 359878-3 О внесении дополнения и изменения в статью 5 Федерального конституционного закона Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. N 88-IV ГД // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 8. - ст. 632.

4. О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. N 77-IV ГД // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 8. - ст. 623.

5. О проекте федерального закона N 151807-3 Об Уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 марта 2003 г. N 3757-III ГД // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 13. - ст. 1219.

6.  К Президенту Российской Федерации В.В.Путину в связи с необходимостью учреждения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 июля 2001 г. N 290-СФ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 31. - ст. 3232.

7.  О назначении Миронова Олега Орестовича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 1998 г. N 2496-II ГД // Собрание законодательства РФ 1998. - N 21. - ст. 2217

8.  О кандидатуре, выносимой на тайное голосование для назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 мая 1998 г. N 2482-II ГД // Собрание законодательства РФ. 1998. - N 22. - ст. 2386.

9.  Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. - 2006. NN 126,131,138.

10.   Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год. Что для гражданина право, то для чиновника долг// Российская газета. - 2005. - N 64.

11.   Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета. - 2004. - NN 159, 160.

12.   Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 22 июня 2006 г. // Российская газета. - 2006. - N 132.

13.   Юрисдикция Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации распространяется на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации (извлечение): Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 46-Г04-26 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - N 10.

Специальная литература

1.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник (3-е издание. переработанное и дополненное). Юристъ, 2004.

2.  Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации: Досье на проект федерального закона N 99037902-2 // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС Гарант.



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
эффективности деятельности комиссий по правам человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: эффективности деятельности комиссий по правам человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)