Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие “социальное партнёрство” в литературе всё ещё опредеояется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнёрство достаточно чётко и узко – как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс. Иногда социальное партнёрство характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц на основе договора.

Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнёрство – это определённые взаимоотношения между людьми. Это во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведённого продукта. Гланой же целью отношений социального партнёрства можно считать учёт и сбалансированность интересов основных его субъектов.

 Социальное партнёрство является важнейшим принципом формирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Персонал организации, работники предприятий, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В условиях свободного рынка социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности всех людей, отдельных профессиональных групп работников и целых производственных коллективов.[13, c.207]

Модель производственного поведения работников в процессе трудовой деятельности должна учитывать не только воздеёствие внешних факторов со стороны одного руководителя или всего организационного окружения, но и многих внутренних человеческих мотивов. Включаясь в трудовую деятельность, каждый работник в любой организации интересуется не столько общими целями и результатами работы, сколько своими личными потребностями. Любого работника в рыночных отношениях прежде всего интересуют его личные цели и задачи, затраты и результаты: что он должен конкретно и в каких условиях делать, какие затраты физических и умственных усилий от него потребуются, какими своими свободами он должен жертвовать во имя общего дела, с какими людьми и как ему предстоит взаимодействовать, как будет оцениваться и вознаграждатьсяего труд, сколько он лично может получить за выполнение работы или услуги и т.д. От этих факторов (и ряда других) зависит не только удовлетворённость человека собой, своим взаимодействием с организацией, но и мотивация его личного отношения к работе, величина трудового вклада в общие производственные и финансовые результаты деятельности организации. Гармоничность личных и общественных мотивов деятельности человека на предприятиях является одной из важнейших задач как социального планирования и управления персоналом, так и всего производственного менеджмента. [5, с.89]

Необходимость возникновения и развития социального партнёрства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты – работодатели и наёмные работники – не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия.

Ни собственник средств производства (работодатель), ни работники не смогут получить: одни – прибыль, а другие – средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов объединяет общий интерес. Оба партнёра заинтересованы в функционировании самого производства как необходимого условия их существования и жизнеобеспечения всего общества. Но одновременно их роли и функции разные. Это ведёт к существенным различиям в их положении и личных (групповых) интересах, которые могут, как показано выше, разрастись до масштабов серьёзных противоречий и даже вооружённых конфликтов. Здесь-то и возникает необходимость идти на социальный диалог и принимать согласованные решения с учётом взаимных интересов для обеспечения оптимально возможного сбалансирования интересов субъектов, т.е. выхода на путь социального партнёрства.

Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнёрские отношения, настолько непросто и небыстро (известным методом проб и ошибок) формировались принципы социального партнёрства. Переходя к их рассмотрению, следует ещё раз подчеркнуть, что главная цель социального партнёрства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира.[3, c.206]

Исходя из этого, можно назвать восемь основных принципов партнёрства в социальной сфере:

1. равноправие сторон;

2. соблюдение норм законодательства;

3. полномочность принятия обязательств;

4. добровольность принятия обязательств;

5. учёт реальных возможностей принятия реальных обязательств;

6. обязательность выполнения договорённостей и ответственность за принятые обязательства;

7. отказ от односторонних действий, нарушающих договорённости;

8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Равноправие означает равноправное положение, или равенство. Применительно к партнёрским отношениям это значит, что:

 - каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения);

 - для ведения коллективных договоров стороны создают на равноправной основе (из равного числа представителей и с равенством прав, свобод и обязанностей) комиссию из уполномоченных представителей;

 - примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Соблюдение норм законодательства подразумевает руководство субъектами социального партнёрства в своей деятельности государственным законодательством, международными нормами права.

Полномочие – это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности. Стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделят своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов. Органы системы социального партнёрства должны принимать решения в рамках их полномочий. [11, c. 896]

Принцип добровольности принятия обязательств проявляется в следующем:

 - закреплено право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений;

 - предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора.

Принцип учёта реальных возможностей принятия реальных обязательств тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности.

Стороны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать (и преследуют) разные цели, иметь несовпадающие интересы. Они не должны уклоняться от выполнения заключённых компромиссных совместных решений. Стороны должны выполнять договорённости и исполнять принятые обязательства, в противном случае сторона, нарушившая договорённость или не исполнившая (ненадлежаще исполнившая) обязательство, должна понести ответственность. В этом суть принципа обязательности выполнения договорённостей и ответственности за принятые обязательства.

Под отказом от односторонних действий, нарушающих договорённости, понимается то, что каждый участник коллективных трудовых отношений не должен совершать таких односторонних действий, которые могут отрицательно сказаться на выполнении взятых обязательств.

Принцип взаимного информирования сторон подразумевает то, что при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров.

Как показывает опыт организации социального партнёрства западных стран, оно не должно ограничиваться только рамками социально-трудовых отношений. Чем шире сфера многостороннего сотрудничества, тем более успешно решение возникающих конфликтов в области экономических, политических и социальных вопросов. [11, с.302]

Практическая реализация принципов социального партнёрства – трудная задача. Она предполагает учёт не только своих интересов, но в равной степени интересов партнёров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды – сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растёт устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития.

 



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальное партнёрство: сущность, особенности, принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)