Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма Российского государства.



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Форма Российского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления, прежде всего положение главы государства, хотя при данном подходе учитывается значение и статус других высших органов. Ряд других учёных понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей власти в государстве. Наиболее распространённым и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением. В России ведётся достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна.

Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обуславливает то обстоятельство, что одни учёные пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Так, М.А. [1]Краснов категорически утверждает, что по классификации, принятой в науке конституционного права в Российской Федерации существует модель полупрезидентской, или смешанной, формы правления. Правда, в этой же статье автор отмечает, что сконструированная на основе российской Конституции 1993 года политическая система именно в силу не до конца сбалансированных полномочий между институтами власти объективно продуцирует становление безоппонентного режима. [2]И.В Левакин считает, что президентская форма правления в нашей стране стабилизировалась, что Президент РФ получил возможность воздействовать на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, а главы субъектов РФ не образуют более мощное объединение в Совете Федерации.

У одного автора одна точка зрения по поводу того, какая в РФ республика, у второго другая. Но большее предпочтение нужно отдать второму автору, потому что мнение Левакина более полное и правильное.

По существу система президентской власти в России – это уже сформировавшаяся структура, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. Иначе говоря, президентская власть обладает в президентской республике юридически и практически всегда верховенством в обществе, все другие власти по отношению к ней носят подчинённый характер. Одним из существенных признаков, характерных для государственной власти, является её сила.

Сила государственной власти понимается, как степень способности субъекта достичь желаемого результата, несмотря на имеющиеся препятствия и помехи. Несмотря на формальные основания и аргументации различных точек зрения о существовании в нашей стране полупрзидентской формы правления, главное, что характеризует форму правления в современной России, [3]как пишет В.Е. Чиркин, «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важное значение, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически». Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют прежде о силе Президента РФ. Видно, что, не смотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует её состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его председателя, но в действительности треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля премьера и подчиняется непосредственно Президенту, причём речь идет не только о силовом блоке. Президенту напрямую подчиняются Министерство обороны, МВД, МЧС, МИД, Министерство Юстиции, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Государственная федеральная служба и другие. В США нет ни правительства, ни премьер-министра, а функции федеральных министерств исполняют департаменты администрации Президента, но даже при этом глава государства имеет гораздо меньше исполнительных функций, чем его российский коллега. Даже менять структуру государственных департаментов может только Конгресс, тогда как структура российского Правительства меняется почти каждый год. Президент США ни одного министра не может назначить без согласия Сената, тогда как Президент РФ и кандидатуру Председателя Правительства выдвигает на рассмотрение Думы, и отправить в отставку может и Правительство в целом, и его Председателя, и министров. В связи с изменением порядка избрания глав республик, губернаторов по сути их назначает сам Президент и, следовательно, отстранить их от должности может сам. Кстати, в связи с этим вызывает недоумение с правовой точки зрения такая форма назначения, как выражение доверия действующему губернатору – она вообще никак не вписывается в избирательный процесс. Проекты законодательных актов исходят, прежде всего, по инициативе Президента. Дума, особенно после выборов в декабре 2003 года, практически полностью лояльна и подконтрольна ему, решения правоохранительных органов и судов всегда отвечают его интересам и положениям. Более того, в нашей стране многие вопросы политической жизни, хотя юридически решаются не Президентом, но, как показывает практика, не без президентских указаний.

Хотелось бы отметить, что президентская форма правления означает не только усиление власти Президента, но и всей системы государственной власти, которая в основном формируется по инициативе или по согласованию с Президентом РФ. Выборы в Думу 2003 года показали, например, что государственная власть сделала всё возможное, чтобы состав Думы был предельно предсказуемым – об этом можно судить на основе анализа предвыборных материалов, показываемых на каналах государственного телевидения. Это наблюдение совпадает с мнением тех учёных, которые считают, что с конца 1999 года в России наступил период сильнейшей бюрократизации, применения властного ресурса. Нынешняя российская бюрократия, создавая так называемые партии власти, активно участвует в формировании и осуществлении государственной власти, что противоречит закреплённому в Конституции РФ принципу разделения властей. Кроме того, в результате подобного партстроительства создаются предпосылки для монополии «партии власти», что входит в противоречие с конституционным принципом многопартийности. ([4]Ст. 13 ч.3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность).

Президентская модель государства предполагает решение вопроса о пределах и ограничениях президентской власти. В современной юриспруденции является почти классическим положение о том, что государственная власть не должна сосредотачиваться в одном органе, что в целях недопущения произвола необходима система разделения властей. Главным принципом системы разделения власти, системы сдержек и противовесов является четкое разделение функций, задач, предметов ведения и полномочий между различными ветвями власти. Хотелось бы отметить два обстоятельства: во-первых, в последнее время на законодательном уровне эти проблемы так или иначе решаются; во-вторых, несмотря на решение отдельных проблем разграничения властей, многие вопросы остаются нерешенными.

 

                                                                       

 



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Форма Российского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма Российского государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)