Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институт прекращения полномочий Президента.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Институт прекращения полномочий Президента. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  В России понятие института Президента отличается своеобразием, выразившемся в его собирательном, комбинированном характере. Содержательный аспект этого института определяется в противоборстве двух формул: «должностное лицо» и «глава государства». Первую формулу отстаивали, по крайней мере, внешне, сторонники парламентарной республики, вторую – сторонники президентской республики.

Первоначально Президент РФ объявлялся «высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР». В проектах новой Конституции РФ президент РФ обозначался и как «высшее должностное лицо РФ», возглавляющее исполнительную власть и представляющее РФ во внутренних и внешних отношениях, и как глава государства. В альтернативных проектах вопрос решался иначе, вплоть до отказа от поста Президента РФ.

Конституция РФ 1993 года отказалась от прежнего определения президента РФ как «высшего должностного лица». [17]Статья 80 действующего Основного Закона гласит: «Президент РФ является главой государства».

Что же включает в себя институт президента?

Институт Президента имеет сложную внутреннюю структуру, которая включает в себя четыре группы норм, определяющих: 1) порядок выборов президента; 2) его положение в структуре высших органов государственной власти; 3) функции и полномочия президента; 4) прекращение исполнения президентских полномочий. Каждая из этих более или менее обособленных групп правовых норм выступает как субинститут по отношению к институту президента в целом. В свою очередь, в их границах объединяются «свои» субинституты.

В России срок исполнения полномочий президентом – 4 года, таким образом, истечение этого срока влечет срочное прекращение полномочий президента.

Кроме того, существуют такие основания для прекращения полномочий как нарушение цензов. Так, например, Президент, прекративший гражданство страны, должен прекратить и исполнение полномочий главы государства. Одним из оснований прекращения исполнения полномочий является смерть лица, занимающего этот пост.

Основание досрочного прекращения исполнения полномочий президента составляют отставка, замещение и отрешение от должности.

Если процедура отрешения Президента РФ от должности урегулирована в статье [18]93 Конституции, то условия и процедура отставки Президента, досрочного прекращения полномочий ввиду его нездоровья Конституцией не определены. Федеральные законы по рассматриваемым проблемам не приняты.

Систематическое толкование положений статьи 92 и статьи 93 Конституции РФ позволяет утверждать, что под отставкой президента Конституция подразумевает его уход с поста только по собственной инициативе и при полной добровольности этого акта.

Формула части 2 статьи [19]92 Конституции РФ о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не конкретизирована в тексе Конституции. Очевидно, имеются в виду тяжелое заболевание и длительный срок нетрудоспособности.

Неоднократно поднимался вопрос о принятии Федерального Закона, регламентирующих процедуру непрерывного исполнения полномочий Президента РФ, временного исполнения полномочий президента РФ, установления факта стойкой неспособности по состоянию здоровья президента РФ, медицинского освидетельствования и досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Законодательства республик в составе РФ регулируют основания и закрепляют процедуру прекращения полномочий глав республик. Для более подробного анализа этой процедуры целеобразно рассмотреть следующие вопросы: а) основания прекращения полномочий; б) круг субъектов, участвующих в этой процедуре; в) регламентацию самой процедуры прекращения полномочий главы государства по различным основаниям; г) процедуру временного замещения главы государства.

Можно выделить два блока оснований прекращения полномочий главы государства, присущих большинству конституций республик в составе РФ. Первый – это истечение полномочий; второй – досрочное прекращение полномочий главы государства. При этом досрочное прекращение возможно как по собственной инициативе главы, так и по инициативе иных органов.

Наиболее часто в законодательстве республик встречаются такие основания досрочного прекращения полномочий глав государств, как отставка, отрешение от должности, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия.

Одним из распространенных способов досрочного прекращения полномочий по собственной инициативе главы государства является отставка. Регламентация процедуры отставки различна: от указания на её возможность до подробного регулирования этой процедуры.

Следующим распространенным способом досрочного прекращения полномочий главы государства является отрешение от должности.

Основания отрешения от должности, субъекты и стадии этой процедуры в различных Конституциях различны. Главными основаниями отрешения являются нарушение Конституции, законов Республики и присяги главы государства.

Одним из самых распространенных оснований прекращения полномочий главы государства в республиках Российской Федерации является стойкая неспособность главы государства по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Однако механизм его реализации регулируется недостаточно полно. Некоторые конституции не указывают процедуру признания стойкой неспособности президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия: не указываются органы, участвующие в этой процедуре, и требования к ним; срок осуществления этой процедуры; инициаторы и многие другие необходимые детали.

В заключение можно сделать вывод о недостаточном нормативном регулировании прекращения полномочий Президента, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 

 

Заключение

Таким образом, написав работу, можно сделать некоторые выводы.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Сопоставление различных моделей, институтов, форм, процедур свидетельствует об исключительном богатстве и разнообразии форм государственности в современном мире. Государства существуют и функционируют в различных условиях.

Республика – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее.

Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых “сдержек и противовесов”.

Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Поэтому в президентских республиках нередко наблюдается ситуация, характеризующаяся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте другое. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую

Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или сложными проблемами, некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как  кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.

Но, президентская форма правления не является безупречной. Во-первых, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента.

Президентская республика – тема очень обширная и на неё можно говорить до бесконечности. Ведь у каждого человека своё мнение по поводу этой формы правления.

 

 

Список источников

                

Конституция Российской Федерации. М., Юрайт.  2006. ст.7.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР

Закон РСФСР «Об изменении и дополнении конституции РСФСР» от 24.05. 1991

Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24.04.1991

Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24.04 1991

Указ Б.Н. Ельцина №62 от 19.08. 1991

 

Список литературы

 

Семёнов В.В. Форма государства // Преподавание истории в школе -2002-№10 ст.40, ст.42.

Ведяхин В.М. Форма Российского государства: теория и практика // Право и политика – 2006-№3, ст.63-65

Зазнаев О. Десять лет спустя: размышление о российской форме правления //Конституционное право: восточноевропейское обозрение -2003-№4, ст.103-105.

Миронов Н.М. Становление института Президента Российской Федерации (1991-1993 гг.) //Конституционное и муниципальное право -2004-№5 ст.31-33.

Кынёв А.В. Сравнительный метод в исследованиях института президентства //Вестник московского университета, сер 12. Политические науки -2002-№6 ст. 74-85.

Шуваев О.В. Институт прекращения полномочий Президента //Конституционное и муниципальное право -2001-№1 ст.10-12.

www.mail.ru

www.yandex.ru

 

   

   

 

   

 

 

 

   

 

    


[1] Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика//Право и политика 2006-№3 ст.63

[2] Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика//Право и политика 2006-№3 ст.63

[3] Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика//Право и политика 2006 - №3 ст.64

[4] Конституция РФ, Москва, Юрайт 2006 ст.7

[5] Зазнаев О. Десять лет спустя: размышление о российской форме правления// Конституционное право восточноевропейское обозрение: 2003 №4 ст.103

[6] Зазнаев О. Десять лет спустя: размышление о российской форме правления// Конституционное право восточноевропейское образование 2003 №4 ст.105

[7] Зазнаев О. Десять лет спустя: размышление о российской форме правления// Конституционное право восточноевропейское обозрение: 2003 №4 ст.105

[8] Декларация о государственном суверенитете РСФСР ст.31

[9] Миронов Н.М. Становление института президента РФ (1991-1993)// Конституционное и муниципальное право 2004 №5 ст. 31

[10] Миронов Н.М. Становление института Президента РФ (1991-1993). Конституционное и муниципальное право 2004 №5 ст.31

[11] Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24.04. 1991 года

[12] Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24.04. 1991 года

[13] Миронов Н.М. Становление института Президента РФ (1991-1993). Конституционное и муниципальное право 2004 №5 ст.32

[14] Указ Б.Н. Ельцина №62, от 19.08.1991 года

[15] Закон РСФСР от 24.05.1991 года «Об изменении и дополнении конституции РСФСР».

[16] Кынёв А.В.Сравнительный метод в исследовании института президентства // Вести московского университета сер 12. Политические науки 2002 №6 ст. 75

[17] Конституция РФ, Москва, Юрайт 2006 ст. 26

[18] Конституция РФ, Москва, Юрайт, 2006 ст.30

[19] Конституция РФ, Москва, Юрайт, 2006 ст.30



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Институт прекращения полномочий Президента. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институт прекращения полномочий Президента.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)