Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный метод в исследованиях института президентства.



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Сравнительный метод в исследованиях института президентства. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование института президента в странах Центральной и Восточной      

Европы позволяет выявить специфические черты политических систем данных стран.

Изучение политических институтов, в частности института президента, который также можно представить состоящим из определенного перечня характеристик, и изучение конфигураций последних будет являться сравнительным анализом данного института. Соответственно возникает проблема изучаемых характеристик института, выбора из всего их обилия наиболее существенных и значимых. Не вдаваясь сейчас в проблему типологизации института президента, которая является весьма сложной, можно отметить, что изучение основных распространенных в современной политологии подходов к типологизации президентских и парламентских систем, таких, как «классический» подходов[16] М. Шугарта и Дж. Кэрри, а также подходов, изложенных Д. Верни, А. Лейпхартом, Н.А. Сахаровым и другими исследователями, позволяет выделить следующие основные характеристики института президента, в максимальной степени, влияющие на особенности политической системы данной страны:

- кем избирается президент;

- как избирается президент;

- совмещение президентом поста главы государства и главы правительства;

- способ формирования правительства;

- право президента на роспуск парламента;

- наличие ограничений: сколько раз одно лицо может быть избрано президентом;

- порядок замещения вакансии поста президента, наличие института досрочных выборов.

В качестве вспомогательных характеристик могут использоваться механизм конституционной ответственности президента, его законодательные прерогативы и ряд других. Построенная на базе данных характеристик типологизация института президента позволяет чётко разделить имеющиеся в мире модификации данного института на основные типы и обозначить его качественные отличия в условиях различных политических культур, национальных историй.

При исследовании института президента в странах Центральной и Восточной Европы единицей наблюдения будет институт президента в конкретной стране, а единицей объяснения – институт президента в целом.

Несмотря на целый ряд различий и разный объем полномочий, во всех странах Центральной и Восточной Европы президент является главой государства и главнокомандующим Вооруженными силами, руководство которыми в мирное время непосредственно министром обороны и начальником Генерального штаба. Отношения президента с правительством и парламентом тесно связаны друг с другом. Во всех странах Восточной Европы президент предлагает парламенту кандидата в премьер-министры; право же окончательного утверждения главы правительства в должности принадлежит парламенту. Остальные члены правительства либо утверждаются парламентом в едином списке членов кабинета при получении вотума доверия, либо назначаются президентом по предложению главы правительства; самостоятельно определять состав кабинета президент не может.

Другая особенность большинства стран Восточной Европы состоит в том, что ключевые решения, в том числе по составу правительства, президент и премьер-министр осуществляют совместно, когда премьер-министр предлагает тот или иной вариант, а президент принимает его или нет. Неоднократно президенты стран данного региона отклоняли предложения правительств, в том числе кадровые. Во всех странах Восточной Европы в рамках своей компетенции президент может издавать указы и распоряжения.

В странах Центральной и Восточной Европы, кроме Македонии и Боснии и Герцеговины, президент имеет право на роспуск парламента в строго оговоренных конституциях случаях, как

правило, связанных с невозможностью создать устойчивое парламентское большинство для формирования правительства и конфликтом правительства и парламента. Наибольшие возможности в этом смысле у президентов Хорватии, Сербии, Болгарии, наименьшие и почти гипотетические – у президентов Словении и Венгрии. В Болгарии президент при роспуске парламента может назначить беспартийное служебное правительство.

Во всех странах, кроме Словении, президент обладает правом вернуть в парламент закон для повторного принятия. Наиболее сильное это право у президентов Польши, Румынии и Албании.

В странах данного региона президент проводит назначения на ряд важных постов, особенно в судебной системе, как правило, предлагает парламенту кандидатов на должности председателя национального банка и генерального прокурора. Наиболее широкие прерогативы в сфере назначений у президентов Польши, Хорватии, Албании, Венгрии, Болгарии и Сербии. Во многих случаях при президенте существуют различные совещательные и координационные органы, которые он формирует. А президент Албании даже возглавляет Высший совет правосудия, назначающий и отстраняющий судей. В Албании, Венгрии, Чехии и Словакии президенты также играют важную роль при назначениях в системе образования.

Во всех странах Восточной Европы президент по предложению правительства назначает дипломатических представителей государства и, как правило, координирует внешнюю политику. В ряде стран Восточной Европы президент имеет исключительное право при назначении референдума, которое является важным инструментом политического влияния.

Еще одна особенность стран Восточной Европы – обширные «скрытые полномочия» президента, которые он приобретает в условиях войны или ее угрозы, при действии режима чрезвычайного положения, невозможности функционирования парламента. Наиболее сильны они у президентов Хорватии, Польши, Сербии, Албании и Венгрии.

Что касается иных президентских полномочий, то во всех странах президент имеет право помилования, решает вопросы гражданства, награждает орденами и почетными званиями. В Чехии и Словакии президенты обладают правом смягчать наказания и снимать судимости. Президент Словакии может дать распоряжение не начинать уголовное преследование, а президент Чехии имеет право не только приостанавливать судебное разбирательство, но и вообще его не проводить.

Как видно из вышеизложенного, институт президента в странах Восточной Европы является одним из важнейших политических институтов.

Во всех государствах данного региона президент избирается на 5 лет, за исключением СРЮ, Румынии, Боснии и Герцеговины, где президенты избираются на 4 года. Все конституции стран Восточной Европы вводят ограничения на количество сроков пребывания одного лица на посту президента: это ограничение либо не более двух сроков вообще, либо не более двух сроков. В СРЮ до 2000 года президент вообще не мог быть избран повторно, не могут баллотироваться на следующий срок и член Президиума Боснии и Герцеговины. Конституции Словении, Румынии, Сербии и Черногории предусматривают возможность продления срока полномочий президента в чрезвычайных условиях. Конституция Албании запрещает президенту, ушедшему в отставку, претендовать на избрание президентом на проходящих по причине его отставки досрочных выборах.    

Надо отметить следующую закономерность: во всех странах Восточной Европы, где президент имеет значительные полномочия и избирается напрямую населением, он на практике независимо от конституционных ограничений является лидером одной из ведущих политических партий, так как без опоры на партийную организационно-пропагандистскую машину быть избранными на пост президента не представляется возможным.

Реальная роль президента в восточноевропейских обществах в конкретной политической ситуации зачастую оказывается гораздо более значительной, чем это формально предусматривается законом.

И здесь можно отметить несколько закономерностей.

Во-первых, авторитет института непосредственно связан с авторитетом человека, его представляющего. Значимость института президента усиливается в зависимости от личного авторитета и влияния, харизмы занимающего данный пост политика.

Во-вторых, роль избранного на определенный временной интервал, независимо от изменений в это время в парламенте, президента тем выше, чем слабее и разрозненней парламент, чем неустойчивей правительство.

В-третьих, роль президента тем значительней, чем более милитаризировано общество, чем больше в стане опасность вооруженного конфликта, угроза национальному суверенитету. Милитаризация массового сознания рождает потребность в «сильной руке», что естественным образом усиливает влияние президента.

В-четвертых, влияние президента значительно усиливает то обстоятельство, если он одновременно является лидером партии, имеющей парламентское большинство. Самый яркий тому пример – Албания, где президент С. Бериша, опираясь на парламентское большинство, пользовался существенно более властными полномочиями, чем то формально допускал закон.

Таким образом, изучение наиболее значимых характеристик института президента в странах Центральной и Восточной Европы позволяет сделать вывод о том, что результатом постсоциалистической трансформации стало формирование в странах региона своеобразной формы института президента, имеющей ряд существенных отличий от иных распространенных в современном мире президентских моделей.

Исследование института президента в странах Центральной и Восточной Европы при помощи сравнительного метода убедительно доказывает его эффективность при изучении политических институтов. Главной проблемой, как было показано выше, является адекватный выбор существенных характеристик, именно от него и зависит качественный характер результатов исследования. Причем предложенный набор базовых изучаемых характеристик применим не только к исследованиям восточноевропейского президентства, но и представляется подходящим для изучения данного института в целом

 



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Сравнительный метод в исследованиях института президентства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный метод в исследованиях института президентства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)